Открытое занятие "Планета «Детство»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

пилюгина лилия алексеевна

 Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_planeta_detstvo.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Планета «Детство»

Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Совершенствовать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных.

• Закреплять навык различать род имен существительных.

• Закреплять умение пользоваться в речи распространенным предложением.

• Закреплять навык строить полные и четкие предложения при ответе на вопрос.

• Тренировать фонематический слух, звуковой анализ и синтез.

• Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком.

• Формировать слуховое и зрительное внимание, понимание речи, мышление, память.

• Развивать мелкую моторику и координацию движений.

• Развивать творческие способности детей.

Потребуются маленький мячик; большой мяч, разноцветные домики (красный, синий, желтый, зеленый); собранные из конструктора ЛЕГО игрушки на каждого ребенка (кукла, кубики, ведро, самолетик, машина и т.п.); картинки с изображением цирковой арены, плоскостные цирковые животные; картинки с изображениями чудо-зверя, елки, пенька, зайчика, ежика (для имитации леса), картинки с изображением осенних листьев (кленовый, рябиновый, березовый, дубовый); картинки-символы звуков ([а], [и], [о], [у]), конверты, карточки с заданием на каждого ребенка.

Организационный момент

Логопед. Раз, два, три, четыре, пять — становитесь в круг играть!

Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

Дети делают вдох и выдох три раза.

А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Как вы думаете, какого цвета мячик я сегодня принесла на занятие?

Каждый ребенок называет цвет мячика.

Сегодня я принесла оранжевый мячик. Мы будем его передавать друг другу правой рукой, держа большим пальцем и мизинчиком — вот так. (Показывает детям, как правильно держать мячик.)

Дети передают мячик, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

Дети. Доброе утро, Алина. Доброе утро, Кирюша и т.д. Доброе утро, Татьяна Александровна.

Логопед. Доброе утро, дети. Занимайте свои места за партами.

Дети садятся на свои места.

Разноцветные домики

Логопед. Дети, как называется планета, на которой мы живем?

Дети. Мы живем на планете Земля.

Логопед. А сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на планету, которая называется Детство.

Дети выполняют движения, соответствующие тексту стихотворения.

На планету чтоб попасть,

Всем сначала надо встать,

Хлопнуть, топнуть и нагнуться,

Вновь подняться, улыбнуться.

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всём на миг забыть,

Дружно всем сказать слова:

«Здравствуй, детство и игра».

Звучит волшебная музыка. Дети открывают глаза и видят изображение планеты Детство, у каждого ребенка на столе стоит игрушка.

Вот мы и оказались на планете Детство. Вместе с вами сюда попали игрушки. Назовите их.

Дети. Машина, кукла, ведро, кубики, самолет, крокодил и т.д.

Логопед. А теперь назовите игрушку, которая вместе с вами отправилась в путешествие на планету Детство. Например так: у меня пирамидка. Кирюша, что у тебя?

Кирюша. У меня машина.

Логопед. Алина, что у тебя?

Алина. У меня кукла.

Так же отвечают все дети.

Логопед. Все жители веселой планеты Детство живут в разноцветных домиках. (Показывает на один из домиков.) Какого цвета этот домик?

Дети. Красный.

Логопед. Правильно. В красном домике живут предметы, про которые можно сказать «она». (Показывает на следующий домик.) Какого цвета этот домик?

Дети. Синий.

Логопед. Правильно. А в синем домике живут предметы, про которые можно сказать «он». (Показывает на следующий домик). Какого цвета этот домик?

Дети. Зеленый.

Логопед. Правильно. В зеленом домике живут предметы, про которые можно сказать «они». (Показывает на следующий домик.) Какого цвета домик?

Дети. Желтый.

Логопед. Правильно. А в желтом домике живут предметы, про которые можно сказать «оно».

Вы игрушкам помогите,

В нужный домик поселите.

Например, так: это пирамидка, пирамидка будет жить в красном домике, потому что пирамидка — «она».

Дети расселяют свои игрушки в домики, давая при этом полные ответы.

Чудо-зверь

Логопед. Игрушки заняли свои домики, а наше путешествие по планете Детство продолжается. Все жители планеты Детство очень любят ходить в цирк, потому что там, на цирковой арене, с концертной программой выступает очень необычный зверь. (Выставляет на мольберт картинку, составленную из трех частей: голова — зайца, туловище — волка, хвост — лисы.)

Это что за чудо-зверь

В цирке на арене?

Из кого составлен он —

Разберись быстрее.

Зовут этого чудо-зверя

Зайцеволколис.

Чья голова у этого зверя?

Дети. Заячья.

Логопед. Чьи уши?

Дети. Заячьи.

Логопед. Чье; туловище?

Дети. Волчье.

Логопед. Чей хвост?

Дети. Лисий.

Логопед. Чьи передние лапы?

Дети. Волчьи.

Логопед. Чьи задние лапы?

Дети. Лисьи.

Логопед. Дети, скажите, а такого чудо-зверя мы можем встретить на нашей планете Земля?

Дети. Нет, чудо-зверь живет только на волшебной планете Детство.

Обобщающие понятия

Логопед. Зайцеволколис выступает на арене цирка с предметом, название которого вы можете узнать, если поймаете в ладошки звуки, которые я произнесу, а потом из этих звуков составите слово: [м']; [а], [ч].

Дети складывают ладошки «чашечкой» и ловят звуки.

Какое слово получилось?

Дети. Мяч.

Логопед. Я предлагаю вам сейчас тоже поиграть в мяч.

Дети встают около своих стульчиков.

Я буду бросать каждому из вас мяч и называть одним словом сразу несколько предметов, а вы, поймав мяч, кидаете мне его назад и называете любой из этих предметов. Например: овощи — свекла.

Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя обобщения: фрукты, посуда, мебель, одежда, деревья, транспорт, домашние животные, обувь и т.д.

Прогулка в лес

Логопед. А сейчас я приглашаю вас совершить прогулку в лес, но, чтобы дойти до него, мы с вами должны аккуратно прошагать вот по этим кочкам, стараясь не упасть.

Мы по кочкам в лес пойдем,

Ни за что не упадем!

Дети шагают по «кочкам» и попадают на лесную поляну.

Какие деревья вы увидели в лесу?

Дети. Елки, ели.

Логопед. А что у елок на веточках вместо листочков?

Дети. Иголки.

Логопед. Как по-другому можно назвать иголки?

Дети. Хвоинки.

Логопед. Но это не просто хвойный лес, это — лес волшебный. Каждый, кто сюда приходит, может ненадолго превратиться в дерево.

Вы на месте повернитесь

И в деревья превратитесь.

Дети поворачиваются вокруг себя, поднимают руки вверх и превращаются в деревья.

Дует легкий ветерок, листочки едва шевелятся.

Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.

Вдруг подул сильный ветер — деревья стали раскачиваться и рассказывать о своих листочках.

Дети

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Кленовый: «Ааа».

Рябиновый: «Иии».

Березовый: «Ооо».

Дубовый: «Ууу».

Называя листочки, логопед обращает внимание детей на мольберт с картинками, где изображены эти листья, а под ними картинки-символы звуков, которые произносят листочки [а], [и], [о], [у].

Логопед. Дети, скажите, какой листочек пел песенку «Ааа»?

Дети. Кленовый.

Логопед. Какой листочек пел песенку «Иии»?

Дети. Рябиновый.

Логопед. Песенку «Ооо»?

Дети. Березовый.

Логопед. А песенку «Ууу»?

Дети. Дубовый.

Логопед. Давайте присядем на лесной полянке. Попрощаемся с листочками до будущей весны и вместе с ними громко скажем: «а-и-о-у». А сейчас каждый из вас тихо-тихо, почти шепотом, попрощается с осенними листочками.

Каждый ребенок сначала громко, потом шепотом произносит «а-и-о-у».

Самомассаж

Логопед. Мы попрощались с осенними листочками, давайте приляжем на лесной полянке, немного отдохнем, послушаем пение лесных птиц и сделаем себе легкий массаж.

Звучит магнитофонная запись пения птиц, дети делают самомассаж.

Ручки растираем

Потирают ладони.

И разогреваем,

Хлопают в ладоши.

И лицо теплом своим

Нежно умываем.

Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз.

Пальчики сгребают

Все плохие мысли,

Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.

Ушки растираем

Сверху вниз мы быстро,

Растирают пальцами рук ушные раковины по краю сверху вниз.

Их вперед сгибаем,

Сгибают руками ушные раковины вперед.

Тянем вниз за мочки,

Оттягивают уши вниз за мочки.

А потом руками

Трогаем мы щечки.

Легко похлопывают щеки ладошками.

Молодцы ребята, вставайте, нам пора возвращаться на свои места.

Что нам почта принесла?

Дети занимают свои места. На столах перед ними лежат «письма».

Логопед. Пока мы гуляли в лесу, нам пришла почта. Кто принес нам письма?

Дети. Почтальон.

Ни конвертах приклеены картинки с изображением зверюшек.

Логопед. Давайте внимательно посмотрим на конверт и расскажем, от кого мы получили письма. Например: Я получила письмо от цирковой обезьянки.

Дети. Я получил письмо от циркового льва; Я получил письмо от цирковой собаки и т.д.

Логопед. Давайте заглянем в конверт и посмотрим, что же там внутри.

Дети достают из конвертов карточку, на которой наклеены две картинки.

Расскажите, пожалуйста, какие предметы у вас изображены на карточках и сколько их. А рассказывать вы будете вот так. «У меня один синий чайник и одна красная клубника».

Дети. У меня одно желтое солнышко и одна серая кошка. Один зеленый огурец и одна оранжевая морковь. Одно розовое платье и один синий бант и т.п.

Логопед. Молодцы, теперь мы знаем, что вам прислали в конвертах жители планеты Детство. А сейчас мальчики уберут свои картинки в конверт, а девочки положат свои картинки на конверт.

Дети выполняют инструкцию.

Подведение итогов

Дети встают со своих мест и образуют полукруг возле логопеда.

Логопед. Вам понравилось путешествовать по планете Детство?

Дети. Да.

Логопед. Вспомните и назовите, какие игрушки вместе с вами оказались на этой планете.

Дети называют игрушки, которые они расселяли в разноцветные домики.

Наше путешествие на планету Детство завершается, но я думаю, что мы еще не раз вернемся туда, будем там играть и заниматься.

О чем мечтают дети?

Дети

У нас мечта одна –

Пусть вечно правит миром игра.

Логопед

Игра?..

Дети

Игра!

Логопед

Игры мир добр и светел

И вечен мир игры.

Он полон звонких песен

И сказки и мечты.

Он дарит радость встречи,

Ведь все мы в нем друзья.

Пусть на любой планете

Дети

Всегда живет игра!

Логопед. На память о нашем путешествии жители планеты Детство хотят подарить вам вот эти маленькие сувениры. (Показывает маленький сундучок, в котором лежат коробочки с мозаикой на каждого ребенка.) Наше занятие закончено, вы можете отдыхать и внимательно рассмотреть свои подарки.

Звучит веселая детская музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в первой младшей группе по разделу «Мир природы» программа «Детство»

 Тема: «Весенние деньки»Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о весенних явлениях природы....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО». Тема: Зимующие и перелётные птицы.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» Тема: Зимующие и перелётные птицыВоспитатель дошкольного отделения МОУ СОШ №1 г.Твери Наталья Васильевна Алексе...

Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство». Тема: Развитие мелкой моторики на занятиях ИЗО деятельности.

Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство» Тема: Развитие мелкой моторики       на занятиях ИЗО деятельности Воспитатель дошкол...

Социально-нравственне воспитание дошкольников в условиях реализации программы"Детство""открытое занятие в младшей группе

Программное содержание:Помочь детям понять содержание стихотворения А. Барто "Уронили мишку на пол…" Вызвать эмоциональный отклик на любимое стихотворение. Развивать связную речь, уме...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО» «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ» «В ГОСТИ К ЛИСИЧКЕ»

Комплексное занятие по математике во второй младшей группе для мололых и малоопытных педагогов....

Открытое занятие "С детства дружбой дорожи..."

Тема:  « С детства дружбой дорожи»Задачи:1. Учить  анализировать оценивать свои поступки; учить детей видеть, понимать, оценивать чувства, поступки других, мотивировать, объяснят...