Сотрудничество с родителями: лексико-грамматические темы в индивидуальных тетрадях детей с ТНР в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.
методическая разработка (логопедия, подготовительная группа) на тему

Для работы по развитию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР определено 26 тем. Для организации систематической работы необходимо тесное сотрудничество учителя-логопеда, педагогов группы и родителей. Конечно, каждая тема находит своё отражение в информационной "Логопедической страничке" для родителей в ДОУ. Но практика показывает, что не каждый взрослый читает её, особенно если бывают периоды пропусков по различным причинам. А ведь занятия в группе проходят регулярно. Поэтому мы решили разработать систему вклеиваемых в индивидуальную тетрадь карточек с кратким содержанием игровых приёмов и лексического словаря по каждой пройденной теме. Таким образом, индивидуальная тетрадь еженедельно обновляется, и родители могут продублировать ранее изученные темы. Порядок работы с лексическим словарём (составление предложений по теме и другие задания) разрабатывается в отдельной памятке, которая также вклеивается в индивидуальную тетрадь. Лексико-грамматические задания накапливаются  и в Тетради взаимсвязи учителя-логопеда и педагогов группы. Разумеется, этот материал используется в ежедневной вечерней работе воспитателя по заданию логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотрудничество с родителями: игровые приёмы и краткое содержание лексико-грамматических тем в индивидуальных тетрадях детей с ТНР в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.

Для того, чтобы сотрудничество учителя-логопеда, педагогов группы для детей с ТНР и семьи было наиболее действенным, мы разработали систему домашних заданий. Выбор и последовательность предлагаемых тем основан на использовании материалов Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (Филичева Т.Б.,  Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В.,  Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.  М.,  Просвещение, 2010).

Для меня, как учителя-логопеда, очень важно приобщить родителей к коррекционной работе по преодолению не только нарушений звукопроизносительной стороны речи. Но и  ознакомить с игровыми приёмами в процессе совершенствования её лексико-грамматической стороны.

Актуальность данного пособия  обусловлена тем, что дети (ранее не получавшие логопедическую помощь и/или  ранее неорганизованные дети) направляются к нам территориальной ПМПК на один учебный год в подготовительную группу компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Поэтому работаем особенно чётко и слаженно, при этом стараемся помочь родителям увидеть  проблему ребёнка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний.  Как показывает опыт работы, предлагаемая система заданий успешно систематизирует лексико-грамматический материал.  И, что особенно важно, очень наглядно убеждает родителей в необходимости закреплять изученную тему в домашних условиях.

Предлагаемый дидактический материал готов для еженедельного обновления лексической странички в индивидуальных тетрадях.

Лексико-грамматические темы

1. ОСЕНЬ: наблюдения в природе.

2. ОВОЩИ: осень в огороде.

3. ФРУКТЫ: осень в саду.

4. ГРИБЫ: съедобные и несъедобные.

5. ЯГОДЫ: домашние заготовки.

6. ЗЛАКИ: осень в поле (хлеб и каша на столе).

7. ПЕРЕЛЁТНЫЕ  ПТИЦЫ.

8. ЗИМУЮЩИЕ  ПТИЦЫ.

9. ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ.

10. ДОМАШНИЕ  ЖИВОТНЫЕ  И  ПТИЦЫ   и  их  детёныши.

11. ДОМ. И  ЕГО  ЧАСТИ.  Из чего строят дома.

12. ЗИМА: наблюдения в природе. Зимние месяцы.  Новый Год.

13.  ЗИМА: зимняя сказка. Зимние забавы. Зимняя одежда и обувь.

14. ЗООПАРК: дикие животные холодных и жарких стран.

15. ЧЕЛОВЕК: части тела.

16. МЕБЕЛЬ. ПОСУДА.

17. КАЛЕНДАРЬ: дни недели. Части суток. Двенадцать месяцев.

18. ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА.

19. СЕМЬЯ: международный женский день.

20. ВЕСНА: наблюдения в природе. Весенние месяцы.  

21. НАШ  ГОРОД: адрес, городские учреждения.

22. ПРОФЕССИИ.  ИНСТРУМЕНТЫ.

23. КОСМОС.

24. ТРАНСПОРТ: правила дорожного движения.

25. ШКОЛА: школьные принадлежности.

26. ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Труд человека весной.

1. ОСЕНЬ: наблюдения в природе.

Существительные:  осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, зонт, сырость, куртка, плащ, сапоги, шапка, перчатки, свитер, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, берёза, осина, рябина, клён, лиственница, сосна.

Глаголы:  желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить, срывать (листья), пожухнуть, расписать, хмуриться, облетать, накрапывать.

Прилагательные: жёлтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, унылый, пасмурный, золотая (осень), серые (дни),  моросящий.        

Продолжи предложение:

Осенью сбрасывают листья дубы…(клёны, тополя, осины, берёзы, ивы…).

Всю зиму остаются зелёными сосны…(пихты, ели, кедры…).

 Отгадай и повтори загадку:

Пришла без красок и без кисти, а перекрасила все листья. (Осень)

Нахмурится, насупится.

В слёзы ударится –

Ничего не останется.

(Туча)

Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок.

(Туман)

Падают с ветки

Золотые монетки.

(Листья)

2. ОВОЩИ: осень в огороде.

Существительные:    морковь, редис, капуста, свёкла, помидор, лук, бобы, горох, огурец, укроп, петрушка, репа, кабачок, тыква, перец, картофель, кочан, редька, баклажан, чеснок, ботва,  стручок, урожай, грядка.

Глаголы:  расти, поливать, копать, выкапывать,  вскапывать, полоть, сажать, сеять, срывать, выращивать, собирать.

Прилагательные: зелёный, жёлтый, красный, синий, оранжевый, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий, овощной, картофельный, капустный.

Игра «1 – 5».  Сосчитай до пяти:

Один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов.

Один помидор  …                  Одна грядка …                 Один кабачок …                          

Какие бывают?  (подбери слова-признаки)

Морковь – сочная, длинная, хрустящая, твёрдая, оранжевая.

Огурец - …                         Помидор - …            Лук - …

Сидит дед, в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

 (Лук)

Маленький, горький,

луку брат.

(Чеснок)

Под землёю птица

Гнездо свила,

Яиц нанесла.

 (Картофель)

3. ФРУКТЫ: осень в саду.

Существительные:  апельсин, ананас, банан, груша, лимон, слива, яблоко, дерево, яблоня, мандарин, фрукт, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, компот, варенье, джем.

Глаголы: расти, цвести, зреть, плодоносить.

Прилагательные: вкусный, сочный, сахарный, сладкий, кислый, нежный, ароматный, лимонный, яблочный, персиковый, банановый, грушевый.

Игра «1 – 5».  Сосчитай до пяти: груша, персик, апельсин.

Одно яблоко – много яблок, один банан – много бананов

Измени  слово по образцу:

Сок из яблока – яблочный сок.              Сок из сливы – сливовый сок.

Сок из груши – грушевый сок.              Сок из апельсина – апельсиновый сок.

Сок из персика – персиковый сок.        Сок из винограда – виноградный сок.

Отгадай и повтори загадку:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.

(Яблоко)

Очень полезный,

 К чаю нарезан…

Ярко-жёлтый, кислый он

Называется…(Лимон)

Вырос на дереве шар:

Ароматный, оранжевый,

Сочный и сладкий.

Что это ребятки?

 (Апельсин)

4. ГРИБЫ: съедобные и несъедобные.

Существительные: боровик, подосиновик, подберёзовик, мухомор, маслёнок, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, лес, поляна, мох, пень, корзина, лисичка, опёнок, груздь, поганка, грибница, грибник, лукошко, чаща.

Глаголы: расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, заблудиться, аукать.

Прилагательные: белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, грибной (дождь, лето, поляна, год), дружные (опята).

Наречия: рядом, далеко, близко.

Игра «Один – много». Один гриб – много грибов;                Одна шляпка - …

Одна лисичка - …          Один пень - …              (используйте слова из словаря)

Продолжи предложение:

В лесу растёт много волнушек, груздей,…

Грибы можно  срезать… (положить в корзину, принести домой, почистить, нарезать, отварить, посушить, засолить, замариновать, пожарить).

Отгадай и повтори загадку:

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(Белый гриб)

А вот кто-то важный на беленькой ножке,

Он с красною шляпкой, на шляпке – горошки.

(Мухомор)

5. ЯГОДЫ: домашние заготовки.

Существительные: клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, клюква, земляника, рябина, ежевика, джем, повидло, варенье, кисель, компот.

Глаголы: собирать, прятаться, принести, варить, сушить, угощать.

Прилагательные: лесная, садовая, душистая, ароматная, сладкая, кислая, зелёная, красная.

Измени  слово по образцу:

Компот из брусники – брусничный ...          Компот из малины – малиновый… Из смородины – смородиновый…                Из земляники - …

Из клюквы - …                                                Из ежевики - …                                  

Игра «1 – 5».  Сосчитай до пяти:

Одна ягодка, две ягодки, три ягодки, четыре ягодки, пять ягодок.

Отгадай и повтори загадку:

Две сестры летом зелены,

К осени одна покраснеет,

А другая почернеет.

(Красная и чёрная

 смородина)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчёлы и медведи.

(Малина)

Кто любит меня,

Тот и рад

 поклониться.

А имя дала мне

 родная землица.

 (Земляника)

6. ЗЛАКИ: осень в поле (хлеб и каша на столе).

Существительные:  семена, поле, трактор, тракторист, комбайн, комбайнёр,  колос, пшеница, рожь, мука, зерно, пшено, овёс, гречиха, хлеб, крупа, каша.

Глаголы: пахать, боронить, сеять, убирать (урожай), молоть (зерно), замешивать (тесто), варить (кашу).

Прилагательные: ароматный, вкусный, бескрайнее, золотой, рассыпчатая, манная, овсяная, гречневая, ржаной, пшеничный      

 «Одна семейка» .

Бросаем ребёнку мяч и задаём вопрос; ребёнок отвечает и возвращает мяч:

Что люди пекут из ржаной муки? – Хлеб. –Как сказать ласково? – Хлебушек.

-Как называют человека, который растит хлеб? – Хлебороб.

-Как называется поле, на котором растёт хлеб? – Хлебное.

-Как называется ёмкость для хранения хлеба? – Хлебница.

Весь из золота отлит,

На соломинке стоит.

(Колос)

В поле – метёлкой,

В мешке – жемчугом.

(Пшеница)

Пузырюсь я и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.
(Тесто)

 Не море, а волнуется.

 (Поле, нива)

Одно бросил – целую горсть собрал.

(Семя)

Что не сеяно родится?

 (Трава)

7. ПЕРЕЛЁТНЫЕ  ПТИЦЫ.

Существительные:  ласточка, журавль, грач, скворец, лебедь, стриж, аист, жаворонок, дрозд, стая, клин, перья, пух, крыло, клюв.

 Глаголы: лететь, улетать, перелетать, зимовать, курлыкать, облетать.

Прилагательные: журавлиный, утиный, гусиный, лебединая(песня, верность)

Наречия: далеко – близко, жарко – холодно, высоко – низко.

Игра «Чьи крылья?» Измени и назови слово по образцу:

У журавля – журавлиные                 У гуся –  …                      У лебедя - …                                                

У утки - …                                          У грача – …                      У стрижа - …

Продолжи предложение

Осенью улетают в жаркие края стаи журавлей, ласточек…

Мы расстаёмся до следующей весны со стрижами, аистами…

Исправь ошибку

Чёрная стриж – чёрный стриж                                Серое журавль - …

Белый лебеди - …                                                      Быстрый ласточка - …

Журавли кудахчут вдали - …

Объясни пословицу:

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

8. ЗИМУЮЩИЕ  ПТИЦЫ.

Существительные:  голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, сойка, куропатка, свиристель, рябчик, тетерев, глухарь.

 Глаголы: летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться.

Прилагательные: красногрудый (снегирь), перелётные и зимующие (птицы).

Наречия: далеко – близко, жарко – холодно, высоко – низко, тихо – громко.

Какое слово не подходит?

Голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня.

Сова,  совушка,  совет, совята, совиный.

Ворона, воронка, вороний, воронёнок.

Продолжи предложение

Нужно помочь перезимовать воробьям, синицам…

Игра «Один – пять» Сосчитай до пяти

Голубь, ворона, воробей … (используй слова из словаря)

Например: один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей.

Кто как говорит?

Голубь – воркует …                                             Сорока – стрекочет…

Воробей - …                                                         Ворона - …

9. ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ.

Существительные:  волк, заяц, ёж, барсук, медведь, лось, олень, лиса, белка, кабан, хвост, рога, лапы, копыта, клыки, шерсть, туловище, голова, дупло, берлога, нора, логово.

 Глаголы: ходить, прыгать, бегать, бродить, подкрадываться, подстерегать, рычать, заботиться, готовиться к зиме, запасать, рыть, строить, впадать (в спячку), грызть.

Прилагательные: колючий, рыжий, серый, злой, пушистый, хитрый, бурый, трусливый, косолапый, длинноухий.

Игра «Один – пять»                Сосчитай до пяти

Например: один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.

Один волк…, Один медведь…, Одна лиса…, Одна белка…, Один серый волк, два серых волка… пять серых волков.

У кого чей хвост? У кого чьи уши?

Чей хвост у лисы?  - Лисий.          Чьи уши у медведя? – Медвежьи.

(используйте для игры слова из словаря)

Продолжаем игру на словообразование:

Например: лиса – лисонька, лисичка, лис, лисёнок.

10. ДОМАШНИЕ  ЖИВОТНЫЕ  И  ПТИЦЫ   и  их  детёныши.

Существительные:  котята, щенки, телята, жеребята, ягнята, поросята, крольчата, куры, утки, гуси, цыплята, гусята, утята, индюк, индюшонок, бурёнка, хохлатка, квочка, наседка, выводок.

 Глаголы: резвиться, играть, выводить, высиживать, пасти, плавать, кормиться, визжать, доить, разводить, нахохлиться, подковать, объездить.

Прилагательные:  быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый, вороной, игривый, заботливый.

Назови детёнышей:

У кошки – котята            У свиньи – (поросята)         У лошади – (жеребята)

У собаки – (щенки)         У коровы – (телята)             У овцы – (ягнята)

Кто где живёт?                 Кролики – (в клетке, в крольчатнике)

Лошадь – в конюшне        Свинья – (в свинарнике)         Куры – (в курятнике)

Корова – (в коровнике)     Собака – (в будке, в конуре)  

Отгадай загадку:

Явился в жёлтой шубке:                          Сама пёстрая, ест зелёное,

Прощайте, две скорлупки!                       Даёт белое.

                            (Цыплёнок)                                                  (Корова)

11. ДОМ. И  ЕГО  ЧАСТИ.  Из чего строят дома. Бытовая техника.

Существительные:  дом, пол, потолок, стена, дверь, крыша, чердак, окно, квартира, комната, кухня, коридор, подъезд,  лестница, ступени, перила, строители, жильцы, балкон, лифт,  этаж, кирпич, камень, стекло.

 Глаголы: строить, ломать, разрушать, ремонтировать, красить, мыть

Прилагательные:  новый, старый, многоэтажный, одноэтажный, деревянный, кирпичный, удобный, современный, тёплый, уютный, треугольный, квадратный, круглый, прямоугольный, овальный.

Дом. С чем?  (категория творительного падежа с предлогами С  и СО)

Дом с крышей.  Дом с потолком.  Дом со стенами.  (И т.д. – смотри словарь)

Игра «Один – пять»                Сосчитай до пяти, добавь слово «МНОГО»

Много – этажей, окон, лестниц, комнат, стен, потолков, полов, балконов…

Назови форму.

Крыша какая? (треугольная). Стена какая? (прямоугольная).

Кто приходит,

 кто уходит –

Все её за ручку водят.

(Дверь)

Хвост во дворе, нос в конуре,

Кто хвост повернёт,

Тот в дом и войдёт.

 (Ключ и замок)

Что это за дорога:

Кто по ней идёт,

Тот хромает?

(Лестница)

12. ЗИМА: наблюдения в природе. Зимние месяцы.  Новый Год.

Существительные: мороз, холод, ветер, снег, снегопад, снежинка, лёд, льдинка,  снеговик, сугроб, вьюга, узор, иней, метель, стужа, декабрь, январь, февраль, карнавал, украшения (ёлочные), праздник (Новый Год, Рождество).

 Глаголы: идти, падать, лететь, покрывать, замерзать, сковывать, застёгивать, завязывать, надевать, украшать,  танцевать, праздновать.

Прилагательные:  белый, лёгкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, трескучий, новогодний, яркий, весёлый, радостный, добрый. 

Скажи наоборот

Тёмный – светлый;             короткий – длинный;              чёрный – белый;

холодный – (тёплый, горячий);             пасмурный – (ясный, солнечный);

мягкий – твёрдый;                   зимний – летний;             лёгкий – тяжёлый.

Объясни  пословицу:

В декабре солнце поворачивает на лето, а зима – на мороз.

Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка?

Тряхнёт перинки –

И над миром снежинки.

(Зима)

Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой.

(Иней)

Кто без брёвен

Через реки

Мосты строит?

 (Мороз)

13. ЗИМА: зимняя сказка. Зимние забавы. Зимняя одежда и обувь.

Существительные:  лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, палки, крепления  (лыжные),  лопата,  хоккей,  ворота, клюшка,  шайба, вратарь, гол, трамплин, трасса, лыжня, валенки, шапка, шуба, варежки, пуховик.

 Глаголы: ездить, кататься,  упасть, лепить, скользить,  заливать, уставать, отталкиваться, катать (снежный ком, кого-либо на санках, сгребать, разгоняться, хрустеть (о снеге).

Прилагательные: меховой, пуховый, лыжный, быстрый, зимний, скользкий, санный, искристый, серебристый, подлёдная (рыбалка).

Что лишнее и почему?          

Осень, зима, Новый Год, весна.

Лыжи, зима, санки, коньки.

 Отгадай и повтори загадку:

Сижу верхом,

Не знаю, на ком.

(Шапка)

Чтоб не мёрзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят.

(Варежка)

Из снега слепили ловко,  

Вместо носа –

большая морковка.

 (Снеговик)

14. ЗООПАРК: дикие животные и птицы холодных и жарких стран.

Существительные:  зебра, жираф, слон, лев, тигр, обезьяна, кенгуру, бегемот, верблюд,  дикобраз,  носорог, водопой, Африка,  (белый) медведь, морж, тюлень, страус, павлин,  пеликан, попугай, пингвин,  (полярная) сова, (северный) олень, зоопарк, ветеринар,  черепаха, крокодил, змея.

 Глаголы: убегает, догоняет, прячется, нападает, крадётся, прыгает, летает.

Прилагательные:  хищный, травоядный, пятнистый, полосатый.

Чем покрыто тело животных?  Чем покрыто тело птиц?    Какие птицы не умеют летать?  Почему? Какие животные откладывают яйца?

Игра «Один – пять»                Сосчитай до пяти, добавь слово «МНОГО»

Например: В жарких странах много слонов,  верблюдов, львов…

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

(Верблюд)

Он смеётся в самый зной:

«Славный душ всегда со мной!»

(Слон)

Кто там ходит с длинной шеей?

Шея длинных ног длиннее.

Лист с любой достанет ветки.

Кто же он, скажите детки?! (Жираф)

15. ЧЕЛОВЕК: части тела.

 Учимся называть и показывать части тела правой рукой, левой рукой.

Существительные:   рука,  палец, ноготь, ладонь, нога, колено, спина, живот, глаз, нос, рот, ухо, плечо, локоть, запястье, ступня, пятка, голень, бедро, грудь, шея, бровь, лоб, висок, скула, ноздря, затылок, причёска, чёлка, пробор, усы, борода, ресницы, здоровье, зарядка,  закалка.

 Глаголы: брать, класть, ходить, бегать,  прыгать, царапать, чесать, нахмурить, морщить, расчёсывать, улыбаться, нести, гладить, бросить, согнуться, кивать, разжимать, сжимать, разогнуть, согнуть, хлопать, крутить.

Прилагательные:  длинноволосый, стриженый, высокий, низкий, рыжеволосый, светловолосый, темноволосый, синеглазый, кареглазый, зеленоглазый, сероглазый, плечистый, голенастый, грязный,  лохматый, кудрявый, аккуратный, неряшливый, чистый.

Придумываем предложения со словами, противоположными по значению: У Пети светлые волосы, а у Кати тёмные волосы.

Живёт мой братец за горой –

Не может встретиться со мной.

(Глаза)

Всегда во рту, а не проглотишь.

(Язык)

Пять братьев годами равные, а ростом разные.

 (Пальцы)

16. МЕБЕЛЬ. ПОСУДА.                                                                            

Существительные:  диван, сиденье, спинка, подлокотники, ножки, стол, столешница, стул, кресло, кровать, шкаф, полочка, тумбочка, комод, ящик, дверца, ручка, донышко, носик, крышка,  блюдце, тарелка, стакан, чашка, кастрюля, сковорода, чайник, сахарница, салатница, хлебница, кувшин.

 Глаголы: сидеть, лежать, отдыхать, кушать, писать, читать, хранить, беречь, ремонтировать, мыть.

Прилагательные:  деревянный, стеклянный, пластмассовый, фарфоровый, фаянсовый, эмалированный, хрустальный, металлический, железный, книжный, письменный, журнальный.

Учимся употреблять простые и сложные предлоги:      

(пусть поиграет «в прятки» любимая игрушка)

На письменном столе, под журнальным столиком, за книжным шкафом,

 из-за кресла, из-под дивана, из ящика, с полочки, в комоде, над столом.

Под крышей

 четыре ножки,

А на крыше –

 суп да ложки.

(Стол)

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились много раз. (Стул)

Из горячего колодца

Через нос

 водица льётся.

 (Чайник)

17. КАЛЕНДАРЬ: дни недели. Части суток. Двенадцать месяцев.

Существительные:  зима, весна, лето, осень; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье; утро, день, вечер, ночь; календарь, время, месяц,  год.

Глаголы: темнеть, рассветать, удлиняться, укорачиваться, наступать.

Прилагательные: зимний, утренний, дневной, вечерний, ночной.

Сажи наоборот: Тепло –  холодно,     светло - … ,      сыро - …,         день - …                      

Ответь на вопросы: Перечисли времена года. Знаешь ли ты зимние месяцы?

Если сейчас зима, то  какое время года было до неё? А что наступит потом?

Какие дни недели ты знаешь? Сколько их? Перечисли, что за  чем следует.

Сегодня – пятница. Что было вчера? Что будет завтра?

Ежегодно приходят

 К нам в гости:

Один седой,

Другой молодой,

Третий скачет,

А четвёртый плачет.

(Зима, весна, лето, осень)

Вышел Старик-Годовик.

Махнул рукавом –

И полетели двенадцать птиц.

У каждой по четыре крыла,

А в крыле по семь перьев.

(Год, месяцы, недели, дни)

Двенадцать братьев

Друг за другом ходят,

Друг друга не обходят.

(Месяцы)

18. ЗАЩИТНИКИ  ОТЕЧЕСТВА.

Существительные:   победа, сражение, солдат, Родина, снайпер, офицер, ракетчик, танкист, десантник, полководец, лётчик, ракета, танк, самолёт, пограничник, герой, парашют, бомба, отвага, противник, подводник, зенитчик, пехотинец, доброволец, госпиталь, защитник, крепость.

 Глаголы: воевать, защищать, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, сопротивляться.

Прилагательные:  храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый,  военный, сильный, умный, ловкий.

Игра «Один – пять» :               Сосчитай до пяти, добавь слово «МНОГО»

Один тяжёлый танк,   два тяжёлых танка,  …                  пять тяжёлых танков.

Одна подводная лодка,  ….                                       Один военный самолёт, …

Одна железная каска, …                                            Один храбрый воин, …

Продолжи предложение:

Наши защитники умеют… (воевать, сражаться, управлять военной техникой)

Объясни словечко:

Пограничник, подводник, тельняшка, бескозырка, доброволец, бомбоубежище.

Объясни пословицу:                       Бой отвагу любит

19. СЕМЬЯ: международный женский день.

Существительные:  мама, бабушка, тётя, сестра, дочь, папа, дедушка, дядя, брат, сын, племянница, племянник, внучка, внук, семья, родственники.

 Глаголы: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, работать, ухаживать, растить.

Прилагательные:  родной, любимый, заботливый, взрослый, маленький, ласковый, добрый, трудолюбивый, строгий, вежливый, послушный.

Объясни пословицы:            

Вся семья вместе – так и душа на месте.   Где любовь да совет, там и горя нет.

При солнышке – тепло, при матери – добро.                        Где лад, там и клад.

Назови ласково:

Анна, Аня – Анечка, Анюта, Аннушка        Елена, Лена - …

Анастасия, Настя - …                                    Иван, Ваня – Ванечка, Ванюша

Александр, Саша – Сашенька, Сашок         Евгений, Женя – Женечка, Женёк

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней.

(Человек)

Утром на четырёх,

Днём на двух.

А вечером на трёх.

(Ребёнок, взрослый человек, старик)

20. ВЕСНА: наблюдения в природе. Весенние месяцы.

Существительные:  весна,  март, апрель, май, сосулька, оттепель, проталина, подснежник, журчание, звон, капель, грач, скворец.

 Глаголы: пригревать, отогревать, оттаять, отступать, сверкать, звенеть, чирикать, щебетать, пробуждаться.

Прилагательные: ранний, поздний, звонкий, весенний, солнечный, тёплый, яркий, рыхлый.

Поменяй местами слоги в слове НАВЕС. Какое слово получилось?

Сколько весенних месяцев? Назови по порядку. Сколько дней в неделе?

Исправь предложения. Пусть взрослый напишет исправленные предложения в тетради. Сколько слов в твоём предложении?

Пригрел солнце, и сосулька начал таять.

Капли лететь вниз и сливаться в лужу.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

                               взмахнёт –

В лесу подснежник расцветёт.

(Весна)

К маме-речке я бегу

И молчать я не могу.

Я её сынок родной,

А родился я весной.

(Ручей)

На шесте – дворец,

Во дворце – певец.

А зовут его…

 (Скворец)

21. НАШ  ГОРОД: адрес, городские учреждения.

Существительные:  садик, школа, библиотека, музей, бассейн, магазин, больница, аптека, кинотеатр, ателье, комплекс, завод, фабрика, автопарк, гостиница, здание,  памятник,  фонтан,  аллея, парк, площадь,  жители.

 Глаголы: ходить, посещать, принимать участие, работать, отдыхать, любоваться, гулять.

Прилагательные:  детский,  школьный, взрослый, больной, здоровый, интересный, спортивный, культурно-спортивный, развивающий, чистый, занимательный, торговый, старый, новый, современный.

Я живу в городе Ханты-Мансийске. В нашем городе много…(перечислить)

Мой адрес: (Как называется улица, на которой ты живёшь? Знаешь ли ты номер своего дома?  Квартиры?).  Какие городские учреждения расположены рядом с твоим домом?

Скажи наоборот:

Дом высокий – низкий                                                     Жить далеко – близко

Улица широкая – узкая                                               Ехать медленно - быстро

Образуй новое слово                                   Дом из дерева – деревянный дом                                      

В доме много этажей – дом многоэтажный;  один этаж – дом одноэтажный.            

Здание из кирпича – кирпичное здание                            Из камня - …

Крыша из железа – железная крыша                                 Из стекла - …

22. ПРОФЕССИИ.  ИНСТРУМЕНТЫ.

Существительные:    врач, учитель, продавец, строитель, портной, шофёр, повар, плотник, почтальон, электрик, парикмахер, художник, музыкант.

 Глаголы: лечить, учить, продавать, строить, перевозить, ремонтировать, доставлять почту, делать причёски; рисовать картины; играть на музыкальных инструментах; строить дома; проводить в домах свет, воду, газ.

Прилагательные: слова, образованные от названия материалов.

Вспомни названия инструментов.

Что делают: топором - …, молотком - …, лопатой - …, граблями - …, ножницами - …, иголкой, градусником, отвёрткой, кистью, метлой…

Какие музыкальные инструменты ты знаешь? Как называются музыканты, которые на них играют? (пианист, гитарист, баянист, трубач, барабанщик).

Расскажите ребёнку о  работе мамы, папы, бабушек, дедушек. Что делают люди Вашей профессии?  Какое оборудование или инструменты нужны на работе людям различных профессий?

Кланяется,  кланяется,

Придёт домой – растянется.

(Топор)

Железный нос

В землю врос,

Роет, копает,

Землю разрыхляет.

(Лопата)

На пальце одном

Ведёрко вверх дном.

 (Напёрсток)

23. КОСМОС.

Существительные:   Земля, Луна, Солнце, космос, планета, звезда, корабль, ракета, космонавт, спутник, скафандр, невесомость, орбита, созвездие.

 Глаголы: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, выходить (в открытый космос).

Прилагательные:  солнечный, лунный, земной, звёздный, искусственный.

Сосчитай до пяти:       Один искусственный спутник, два искусственных спутника, три искусственных спутника,…    пять искусственных спутников.                                    

Одна большая звезда…                                     Одна космическая станция…

Одно яркое созвездие…                                    Один отважный космонавт…    

Придумайте и запишите десять коротких слов, определите гласный звук.

Например: СОМ – [О],   СЫН – [Ы],   ЛУК – [У],   ЛАК – [А],   КИТ – [И].

Светит, сверкает, всех согревает.

(Солнце)

Утром выглянем в оконце –

Нам навстречу светит…(солнце)

Рассыпался горох на тысячи дорог. (Звёзды)

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка. (Месяц)

Поле не меряно,

Овцы не считаны, Пастух рогат.

(Небо, звёзды, месяц)

24. ТРАНСПОРТ: правила дорожного движения.

Существительные:  машина, автомобиль, автобус,  поезд, самолёт, вертолёт, корабль, катер, водитель, пилот, капитан, грузовик, вокзал, билет, остановка, станция, пристань, аэропорт, такси, мотоцикл, светофор, сигнал, знак,  переход, пешеход, перекрёсток, тротуар.

Глаголы: ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, тормозить, ремонтировать, переходить, уступать (дорогу), перевозить, продолжать (движение), покупать (билет).

Прилагательные:  пассажирский, грузовой, наземный, воздушный, речной, морской, железнодорожный, подземный, снегоуборочный.

Подбери нужное слово:             Колёса, сиденье, руль, кузов, мотор – это…

Корпус, палуба, иллюминатор – это… Крылья, шасси, салон, хвост  – это…

Какое слово не подходит?        Колесо, колёсико, колос, колёсный.

                                                       Пешеход, пешеходный, пеший, успешный.

Что за птица –

Песен не поёт,

Гнёзд не вьёт,

Людей и груз везёт?

(Самолёт)

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Носит обувь из резины,

А питается бензином.

(Автобус)

Хоть имеет он три глаза,

Но не смотрит всеми сразу,

А глядит всегда одним,

Ну а мы – следим за ним.

 (Светофор)

25. ШКОЛА: школьные принадлежности.

Существительные:  школа, учитель, учительница, ученик, ученица, школьник, школьница, ранец, карандаш, тетрадь, книга, альбом, ручка, ластик, принадлежности, доска, мел, класс, перемена, урок.

 Глаголы: спрашивать, отвечать, поднимать (руку), писать, читать, считать.

Прилагательные:  школьные (принадлежности), школьная (форма), домашнее (задание), аккуратный, вежливый, приветливый, добрый, светлый.

Мир освещается солнцем, а человек – знаниями.     Золото добывают из земли, а знания из –  книги.             Кто любит науки, тот не знает скуки.

Повтори: (автор: Валентин Берестов)

Карандаш

Я — малютка-карандашик.

Исписал я сто бумажек.

А когда я начинал,

То с трудом влезал в пенал.

Школьник пишет. И растёт!

Ну а я — наоборот!

Пенал

Карандаш в пенале мается,

Но зато он не ломается.

Ручка в тесноте находится,

Но зато легко находится.

Резинка

Я — ластик. Я — резинка,

Чумазенькая спинка.

Но совесть у меня чиста:

Помарку стёрла я с листа!

Циркуль

Циркуль мой, циркач лихой

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился и ни шагу.

26. ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Труд человека весной.

Существительные: салют, победа, парад, награда, память, мир, май, труд.

 Глаголы: защищать, победить, вернуться,  помнить, трудиться, растить.

Прилагательные: праздничный (салют), торжественный (парад), светлая (память), мирное (небо), будущий (урожай),  весенняя  (работа).  

Объясни пословицы:  Весной не поработаешь – зимой не поешь.

                                        Кто весной не пролежит – целый год будет сыт.

 «День Победы»  (А. Усачёв)

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

       Что такое День Победы?

       Это праздничный салют.

      Фейерверк  взлетает в небо,

      Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы.

Это дедушкин альбом.

      Это фрукты и конфеты,

      Это запахи весны…

      Что такое День Победы-

      Это значит, нет войны.

       ***                   (А. Сурков)

Красоту, что дарит нам природа,

Отстояли солдаты в огне,

Майский день сорок пятого года

Стал последнею точкой в войне.

За всё, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам -

Нашим дедам и отцам.

Недаром сегодня салюты звучат

В честь нашей Отчизны,

В честь наших солдат!

Список использованной литературы:

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. С-Пб., ИД Литера, 2006.

Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить. М., ИЦ Вентана-Граф, 2007.

Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

 Ушакова О.Д. загадки, считалки и скороговорки. С-Пб., ИД Литера, 2005.

Филичева Т.Б.,  Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.  М.,  Просвещение, 2010.

 http://doshvozrast.ru/roditeli/roditelistihi02.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по теме : " Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами регионального компонента" (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)

Перспективный план работы по теме : " Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами регионального компонента" (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) ....

Презентация опыта работы по организации детско - родительских проектов в рамках приобщения детей к ЗОЖ в подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.

Презентация опыта работы по организации детско - родительских проектов в рамках приобщения детей к ЗОЖ в подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....