Конспекты занятий
план-конспект урока по логопедии по теме

Петрова Вера Дмитриевна

Здесь Вы можете найти конспекты занятий по непосредственно образовательной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

по образовательной области Коммуникация, познание, здоровье, труд (Интеграция).

Тема: «Зимующие птицы».

                                                 

      Выполнила: учитель – логопед                                  

МБДОУ «Детский сад 17

 комбинированного вида»

       Петрова Вера Дмитриевна

г. Канаш 2013г.

Задачи:

Образовательные:

Уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания.

Учить называть птенцов зимующих птиц.

Активизировать глагольный словарь детей по теме.

Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Закреплять умение составлять предложения с разными предлогами.

Закреплять навыки чтения по слогам.

Формировать навыки самоконтроля за речью.

Коррекционно - развивающие:

Активизировать внимание, память и мышление.

Развивать мелкую моторику рук (через конструирование из бумаги птицы в технике «Оригами»).

Развивать слуховое внимание, психические процессы.

Упражнять в ориентировке в пространстве.

Укреплять глазные мыщцы.

Развивать воображение детей через перевоплощение, вхождение в образ птиц.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к природе.

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Вовлекать детей в игровое взаимодействие.

Приобретать навыки сотрудничества в совместной деятельности.

Интеграция:

Коммуникация

Познание

Здоровье

Труд

Материал и оборудование:

Мультимедийный проектор,  презентации, аудиозапись «Звуки леса», картинки ель, елочка, схема строения тела птицы в картинках, кормушки со слогами, корм, мяч, схема полянки, фишки – птицы, листы для оригами, книга «Синичкин календарь».

Ход:

Организационный момент

Логопед:Ребята, сегодня к нам пришли гости, посмотрите на них и поздоровайтесь.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, познакомимся с некоторыми обитателями леса. Будьте внимательны и сообразительны, не перебивайте друг друга, отвечайте полными ответами. Я вам желаю хорошего настроения.

Для того, чтобы узнать о ком мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если правильно откроете и назовете предметы в окошечках на доске. Я буду называть окошко, а вы его открывать и называть, что тут.

- Открой окошко в верхнем  ряду справа (крыло)

- Открой окошко в нижнем ряду слева (хвост)

- Открой окошко в верхнем  ряду слева (голова)

- Открой окошко в нижнем ряду справа (туловище)

- Открой окошко в среднем ряду слева (клюв)

- Открой окошко в среднем ряду справа (лапы)

Ребята,  вы догадались о ком мы будем говорить сегодня на занятии? (О птицах)

А о каких птицах вы узнаете, отгадав загадку:

Многие птицы на юг улетают,

Многие зиму у нас коротают.

Галка, ворона, снегирь, воробей.

Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!

(Зимующие)

Где можно увидеть зимующих птиц? (В лесу)

Ребята, а вы хотите попасть в лес? (Да)

Сначала я проверю какие же вы внимательные. Сейчас вы будете показывать то,  что я назову.

-Покажите свою главную руку, которой вы пишите, рисуете. Назовите ее.

-Поднимите другую руку. Назовите ее.

-Покажите свое левое плечо, правую бровь, правое ухо. Левой рукой – правый локоть, левой рукой – правое колено. Правой рукой – левое ухо, правой рукой – левую пятку.

-Какие вы молодцы! Вы очень внимательные, вы выполнили мое задание и я приглашаю вас в волшебный лес.

Мальчишки и девчонки,

Спешите все сюда

На экскурсию в лес—

Отправимся друзья? (да)

Релаксация, снятие эмоционального напряжения

(звучит музыка Звуки леса)

Закройте глаза и представьте себе лес. Какой вы увидели лес? (большой, красивый, снежный)

Аромотерапия, дыхательная гимнастика «Ароматы леса»

 А какой аромат в лесу! Давайте подышим лесным воздухом. Воздух носиком вдыхаем, через ротик выдыхаем. (2 раза)

Как вы думаете, ребята,  почему в лесу такой чистый и здоровый воздух? (В лесу растут деревья, их там очень много, нет рядом заводов и фабрик)

Гимнастика для глаз «Высоко - низко» 

Посмотрите дети, какие красивые деревья в лесу. Что это за деревья? (ель, елочка) Правильно, а какие елочки – разные по высоте. Одна елочка высокая, другая елочка низкая (показывать рукой на макушки елочек). Повторите все вместе со мной – высокая, низкая.

Сообщение нового На экране компьютерная презентация «Зимующие птицы в лесу»

Логопед.Ребята, посмотрите, в лесу столько жителей. Давайте внимательно посмотрим и назовем, кто это в нашем лесу гостит?

•   Назовите птицу с красной грудкой

•   Назовите птицу с желтой грудкой

•   Назовите птицу с длинным хвостом и  белыми боками.

•   Назовите птицу с красной шапочкой

•   Назовите птицу с большими глазами

•   Какие это птицы? (Зимующие).

•   Почему мы их так называем?(Они не улетают в теплые края, а остаются с нами зимовать)

Игра «Кто как голос подает?» На экране компьютерная презентация «Голоса птиц»

Логопед.В волшебном лесу нужно ходить тихо, давайте пойдем на цыпочках. Ой, посмотрите, ребята, перед нами небольшой сугроб. Давайте перепрыгнем через него. Вот мы и пришли на полянку. Ребята, присаживайтесь, можете даже и лечь. Закройте глазки и послушайте, что это за звуки?

-Кто это?  Ворона

-Ворона как голос подает? Ворона что делает? – Ворона каркает.

сорока – стрекочет    воробей – чирикает    синица - тенькает

сова – ухает                голубь - воркует

Психогимнастика «Веселый птичий хоровод»

Логопед. А сейчас устроим веселый птичий хоровод. Ребята, представьте, что мы птицы, которые оказались в зимнем лесу. Холодно и голодно в лесу, а чтобы согреться Вы, под музыку будете летать и петь свою песенку.

Быстро зимний день кончается,

Птичьи игры прекращаются.

Зимующие птицы вокруг себя повернитесь,

В девочек и мальчиков превратитесь.

Игра «Назови птенцов (семью)»

Логопед. Ребята, а как называется жилище птиц в лесу? Гнездо

В гнездах живут семьи птиц. Давайте поиграем в игру «Назови птенцов (семью)»

                                          - У вороны кто птенцы? – Воронята.

                                          - У воронят мама ворона, а папа? – Ворон

Воробей – воробьиха – воробьята

Тетерев – тетерка – тетеревята

Голубь – голубка - голубята

Совы – совята

Снегири – снегирята

Игра «Один - много» На экране компьютерная презентация Волковой И.И.

В лесу очень много птиц. Давайте поиграем в игру «Один - много».

Мы волшебники немного

Был один, а станет много

Ворона одна, а в лесу много ворон.

Физкультминутка

Развитие общей моторики

Вот на ветках, посмотри,                   (4 хлопка руками по бокам)

В красных майках снегири.               (ладони к плечам, круговые движения руками)

Распустили перышки,                         (шевелить растопыренными пальцами)

Греются на солнышке.                        (погладить себя по бокам)

Головой они вертят,                           (руки на поясе, повороты головой)

Улететь они хотят.                              (махать руками - «крыльями»)

Кыш!Кыш! Полетели!                        («прогонять» птиц)

За метелью, за метелью!                     («летать»)

Игра «Назови ласково»

Логопед.Ребята, мы с вами большие, сильные, смелые, а птицы маленькие, беспомощные. Давайте проявим заботу, доброту и ласку к птицам и поиграем в игру «Назови ласково» с мячом.

Ты дружочек не зевай –

Да словечко приласкай.

кормушка - кормушечка

синица - синичка

снегирь - снегиречек

воробей - воробушек

клюв - клювик

хвост - хвостик

перо - перышко

крыло - крылышко

гнездо – гнездышко

Игра «Кто больше»

Логопед.Ребята чем отличаются птицы?(Ответы детей: у птиц есть хвост, крылья, клюв, их тело покрыто перьями, они умеют летать).

А что еще умеют делать птицы?

Никогда мы не забудем

Что умеют делать птицы…

Сорока (летает, стрекочет, прыгает, клюет…)

Воробей, синица, дятел, воробей.

Игра «Где спряталась птица?»

Логопед.Ребята, чтобы не замерзнуть и достать себе корм птицы перемещаются в пространстве. Давайте поиграем в игру «Где спряталась птица?» и узнаем где она находится.(на доске висит схема, на столе лежат фишки – птицы. Дети по инструкции логопеда выкладывают фишки по местам).

Логопед.Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Нуждаются ли птицы зимой в нашей помощи? (Птицы очень нуждаются в нашей помощи, потому что под снегом трудно найти себе корм).

Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Ответы детей)

Правильно, люди зимой развешивают кормушки и подкармливают птиц.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Логопед.Ребята, а вы хотите покормить птиц? Давайте попробуем угостить птиц их любимыми лакомствами. Но помните, что каждая птица предпочитает свой корм.

Развитие мелкой моторики

Сколько птиц к кормушке нашей         Четыре хлопка в ладоши.

Прилетело? Мы расскажем:                   Кисти рук, касаясь запястьями, изображают крылья птицы.

Две синицы, воробей,                             На каждое название птицы дети загибают по                                              

                                                                  одному пальцу

Шесть ворон и голубей,                          на левой руке, начиная с мизинца.

Дятел в пёстрых пёрышках –

Всем хватило зёрнышек!                        Дети имитируют насыпание зёрен щепотками        

                                                                  обеих рук

Ребята, у нас есть кормушки.  Я предлагаю прочитать слог на каждой кормушке, затем вспомнить название зимующей птицы, где этот слог встречается и положить нужный корм.

В названии какой зимующей птицы есть слог СИ?

В названии какой зимующей птицы есть слог ВО?

В названии какой зимующей птицы есть слог СНЕ?

(на столе кормушки заранее сделанные детьми со слогами и угощение. Дети выходят, читают слог, называют птицу и сыплют в кормушку тот корм, который предпочитает эта птица).  

Логопед.Птицы – наши друзья. Ребята, назовите самую доверчивую птицу. (Это голубь)

Мы часто  видим эту доверчивую птицу. Они любят крупу и хлеб. Голубя считают символом мира.

Конструирование из бумаги в технике «Оригами».

Логопед.Я предлагаю вам смастерить голубя из бумаги. Для этого пройдемте за столы и сложим из листов бумаги голубя мира. Соединим их вместе. Посмотрите, какая красивая получилась стайка голубей.

Подведение итогов. Оценка деятельности детей.

Вот и закончилось наше путешествие. Для того, чтобы попасть в детский сад нужно вспомнить кого мы, видели в зимнем лесу. Давайте с вами посмотрим на экран и еще раз вспомним каких птиц мы видели. Как они называются. Как мы можем им помочь. (Ответы детей)

Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело. Конечно, птицы не умеют разговаривать, но они обязательно отблагодарят вас красивой, чудесной  песней. А самое главное, как я считаю, вы добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

Дети выстраиваются в круг и повторяют вместе слова стихотворения Игоря Мазнина "Давайте будем дружить"  сопровождая соответствующими движениями.

Давайте будем дружить

Друг с другом

Как птица с небом,

Как поле с лугом,

Как ветер с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И звери, и птицы,

И доверяли нам,

Как самым верным

Своим друзьям!

Давайте будем

Беречь планету -

Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей вселенной

Только одна.

Для жизни и дружбы

Она нам дана.

Молодцы, ребята! Мне было очень приятно сегодня с вами работать. И в память о нашей встрече, я хотела бы вам подарить книгу «Синичкин календарь».



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

по образовательной области Коммуникация. Познание. Здоровье. Рисование. (Интеграция).

Тема: «Дикие животные».

                                       

   Выполнила: учитель – логопед                                  

МБДОУ «Детский сад 17

 комбинированного вида»

       Петрова Вера Дмитриевна

г. Канаш 2013г.

Задачи:

Образовательные:

Уточнять и расширять представления детей о диких животных, об особенностях внешнего вида, повадках животных, приспособлении их к среде обитания.

Учить называть жилище животных.

Активизировать глагольный словарь детей по теме.

Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Закреплять словарь антонимов.

Формировать навыки самоконтроля за речью.

Коррекционно - развивающие:

Активизировать внимание, память и мышление.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать слуховое внимание, психические процессы.

Упражнять в ориентировке в пространстве.

Укреплять глазные мыщцы.

Развивать воображение детей через перевоплощение, вхождение в образ животных.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к природе.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Вовлекать детей в игровое взаимодействие.

Приобретать навыки сотрудничества в совместной деятельности.

Интеграция:

Коммуникация

Познание

Здоровье

Рисование

Материал и оборудование:

Мультимедийный проектор,  презентация «Дикие животные в лесу», аудиозапись «Звуки леса», «Голоса животных», «Зверобика». бейджики с картинками животных, «домик» с картинками, искусственные елки, берлога, пень, нора, шишки, ягоды, грибы, мяч, панно «Поляна»с игрушками животных, разрезные картинки, листы бумаги с контуром животного, гуашь, кисточки с щетиной, стаканы – непроливайки, медальки знатоков.

1.Организационный момент.

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, посмотрите на них и поздоровайтесь. Проходите, присаживайтесь.

Звучит аудиозапись из телепередачи «В мире животных»

-Как вы думаете, из какой передачи прозвучала эта музыка?

-А еще есть передача «Что? Где? Когда?» и там соревнуются люди, которые очень много знают обо всем и могут ответить на сложные вопросы. Их называют знатоками. А что такое клуб? В клубе собираются люди, которые занимаются одним делом. Например, танцевальный, спортивный клуб.

-Ребята, а вы хотите стать знатоками?

-Отлично, тогда подойдите ко мне и выберите каждый для себя бейджик.

(Бейджики лежат на столе)  

-Ребята, посмотрите, вот это стулья для знатоков. Чтобы сесть на этот стул нужно выполнить задание, а поможет вам «домик».

(На столе домик, в нем 6 картинок, 5-дикие животные, 1-птица)

- Я буду называть окошко, а вы его открывать.

- Открой окошко в верхнем  ряду справа

- Открой окошко в нижнем ряду слева

- Открой окошко в верхнем  ряду слева

- Открой окошко в нижнем ряду справа

- Открой окошко в среднем ряду слева

- Открой окошко в среднем ряду справа

-Ребята, каждое окошко это «домик». Назовите кто здесь живет?

-Все жители этого «домика» подходят друг другу. А вот один не подходит. Кто это?

-Медведь, лиса, белка, волк, еж, заяц – как назовем все это одним словом?

2.Сообщение нового

Дикие животные с нами не живут,                Тигры, волки и слоны

 Постоянной помощи они от нас не ждут,     Зайцы, кабаны, киты,

     А живут они в лесах,                                       Лисы, буйволы, медведи,

На горах, в лугах, степях,                               Грифы, совы и орлы -

   На воде и под водой,                                       Всех их не пересчитать,

   В небесах и под землей.                                  Обо всех не рассказать.

      Сами пищу добывают,                                    По своим живут законам,

        Сами деток охраняют.                                     Их всем людям надо знать,

            Строят прочные жилища,                               Чтобы не вредить животным,

И  лекарства – травы ищут.                             А повсюду охранять.

- А сейчас, ребята, я превращу вас в животных. Руки за спину спрячьте. Закройте глаза и не подглядывайте, пока я не скажу. Вокруг себя повернись и в животное превратись! А теперь глазки откройте и посмотрите кто вы?

3.Игра «Не ошибись»

-Я хочу проверить какие вы внимательные. Будете показывать то,  что я назову.

- Покажите свою главную руку, которой вы пишите, рисуете. Назовите ее.

-Поднимите другую руку. Назовите ее.

- Покажите свое левое плечо, правую бровь, правое ухо. Левой рукой – правый локоть, левой рукой – правое колено. Правой рукой – левое ухо, правой рукой – левую пятку.

-Какие вы молодцы! Вы такие внимательные. Вы выполнили мои задания и я приглашаю вас в волшебный лес.

4.Игра «Узнай по голосу»

- В волшебном лесу нужно ходить тихо, давайте пойдем на цыпочках. Ой, посмотрите, лужа. Давайте перепрыгнем лужу. Вот мы и пришли. Ребята, присаживайтесь, можете даже и лечь. Закройте глазки и послушайте что это за звуки?

(На экране компьютерная презентация «Дикие животные в лесу, их голоса»)

-Кто это?                        

Лиса

-Лиса что делает?

Лиса тявкает

Волк воет

Медведь ревет

Лось трубит

Белка цокает

- Ребята, вставайте. Посмотрите направо, налево, назад, вперед. Мне кажется что там что-то интересное, пойдемте, посмотрим.

 5.«Назови жилище», «Назови детенышей»

(На ковре расставлены искусственные елки, рядом разбросаны шишки, ягоды, грибы. Возле ели берлога, пень, нора )

- Как вы думаете кто это накидал?(Белка)

- А где белка хранит запасы ягод, грибов, шишек?

- А почему она их выбросила?

- Ребята, а среди нас белочка есть?(Да)

- Белочка, скажи, а как твои детки называются?(Бельчата)

- А это что?(Берлога)

- А кто может жить в берлоге?(Медведь)

- А среди ребяток есть медведь?(Да)

- Медведь, а ты запасы на зиму делаешь?(Нет)

- А здесь кто живет?(Заяц)

- Заяц, а у тебя зимой шубка какая по цвету, а летом? Почему?

- У белки бельчата, у медведя медвежата, а у тебя заяц кто детки?(Зайчата)

- А это что такое? Ой, посмотрите, а в пеньке то норка. Кто там живет?(Лиса)

- А у нас есть лисичка? Лисичка кто у тебя детки?(Лисята)

- А кто еще в норке может жить кроме лисы?

- А кто же у нас еще остался?(Волк)

- Волк а ты знаешь как называется твой дом?(Логово)

- А детки у тебя кто?(Волчата)

6.Игра «Скажи наоборот»

- Ребята что это?(Снежный ком)

- Давайте поиграем в игру «Наоборот» со снежным комом. Я вам кидаю ком, говорю задание, а вы отвечаете и кидаете ком мне .

             Медведь - большой,а заяц какой?(Маленький)

             Волк – высокий,а еж какой?(Низкий)

             Заяц – легкий,а медведь какой?(Тяжелый)

             Еж – худой,а медведь какой?(Толстый)

             Лиса у тебя хвост длинный,а у зайца какой?(Короткий)

             Белка ты прыгаешь по веткам быстро,а медведь как  ходит? (медленно)                                                

7.Физкультминутка

         Развитие мелкой моторики

-Ребята, а ком  то у нас был снежный и ручки от снежного кома замерзли, давайте согреем наши ручки.

Руки в кулачки сожмем

И немножко подождем.

На ладошки мы подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмем

Сильно на него нажмем.

(Дети выполняют соответствующие тексту движения)

   Развитие общей моторики

-Наши звери веселые и ловкие, они любят заниматься зверобикой.

(Звучит аудиозапись, дети выполняют соответствующие тексту движения)

8.Игра «Где спрятались животные» панно «Поляна»,. игрушки.

-Ребята, давайте пойдем на «Волшебную поляну».

- Ребята, посмотрите, на нашей поляне  есть животные. Давайте поиграем в игру «Где спрятались животные».Сейчас я буду у вас брать интервью.

- Белка ты где сидишь? (Я сижу на сосне)

- Ты откуда спрыгнешь?(Я спрыгну с сосны)

- Ежик ты где спрятался?(Я спрятался за пеньком)

- А откуда ты выглядываешь?(Я выглядываю из-за пенька)

- Волк ты где сидишь?( Я сижу на пеньке)

- А откуда ты спрыгнешь?(Я спрыгну с пенька)

- Лиса, а ты где спряталась?(Я  спряталась в домике)

- А откуда ты выглядываешь?( Я выглядываю из домика)

- Заяц ты где спрятался?(Я спрятался за забором)

- А откуда ты выглядываешь?(Я выглядываю из-за забора)

- Какие вы молодцы ребята, спасибо вам за интервью, а теперь проводим гостей обратно в группу.

9.Игра «Собери картинку»

(На ковре лежат разрезные картинки диких животных)

- Пока мы гуляли на «Волшебной поляне и искали животных, кто-то потерял картинки и они рассыпались. Помогите мне собрать  картинки. (Дети собирают)

Как можно назвать их одним словом? (Дикие животные)

10.Рисование (На столе листы бумаги с контуром животного, гуашь, кисточки с щетиной, стаканы – непроливайки)

 - А сейчас пройдите за столы. Найдите контур своего животного и «оживите» его методом тычка.

- Посмотрите какие красивые животные у вас получились. А сейчас подарите свои рисунки нашим гостям.

Подведение итогов. Оценка деятельности детей.

Вот и закончилось наше путешествие. Вы справились со всеми заданиями, так много рассказали о животных. Давайте с вами посмотрим на экран и еще раз вспомним каких животных мы видели. Как они называются одним словом? (Ответы детей)

Ребята, какие вы молодцы! Вы настоящие знатоки и друзья природы! Я награждаю вас медалями знатоков!

 

 



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №17комбинированного вида » г. Канаш Чувашской Республики

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация»

Морское путешествие

                                                                                                                           Подготовила

учитель - логопед                                                                                                                                                 логопедической группы

Петрова В.Д.

Канаш 2012г.

Цель:

Познакомить со звуками  [М], [МЬ] и буквой «М»;

Задачи:

Образовательные:

Научить чётко произносить звуки [М] и [М'], дифференцировать их на слух и в произношении.

Продолжать знакомство с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

Учить детей давать полную характеристику звуков. 

Упражнять в проговаривании слов разной слоговой структуры;

Совершенствовать навыки  звукового анализа и синтеза, составление слова КАМБАЛА. 

Учить детей задавать вопросы к одушевлённым и неодушевленным предметам.

Продолжать формировать навык cогласования притяжательных местоимений «мой, моя» с существительными.

Упражнять в определении места звуков [М-М'] в словах (в начале, в середине, в конце).

Повторить понятие «предложение».

Учить составлять предложения из заданных слов с опорой на зрительный образ. 

Закрепить связь звука и буквы.

Познакомить с буквой М. 

Закрепить зрительный образ буквы.

Учить детей читать прямые и обратные  слоги.

Коррекционно-развивающие: 

Развивать фонематический и фонетический слух, память, внимание, тактильное восприятие, связную речь, мелкую моторику рук, общую моторику и координацию движений.

Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, умение работать в коллективе. Воспитывать внимание, умение работать самостоятельно, видеть свои ошибки. Воспитывать культуру речевого общения.

Интеграция: музыкальная деятельность, двигательная, здоровье, изобразительная. 

Методы:

  1. эмоциональный настрой;
  2. игровая мотивация;
  3. словесный;
  4. наглядный;
  5. практический;
  6. дифференцированный, индивидуальный  подход.

Предварительная работа:

  1. знакомство с гласными и согласными звуками,
  2. деление слов на слоги,
  3. звуковой анализ слов,
  4. работа с предложением,
  5. разучивание физкультминуток;
  6. рассматривание иллюстраций и беседа на тему «Обитатели моря».

Оборудование:

  1. демонстрационное: слайды: корабль, медуза, камбала, осьминог, морж, игра «Найди картинку»;  массажные мячи; звуковые девочки; фишки-круги зеленого и синего цвета, схема  - характеристика звуков; кроссворд с картинками; буква М и ее шуточное изображение; панно слоговое; ноутбук; мольберт.
  2. раздаточное:     карточки с картинками на звук [М]; схема предложения, полоски – слова, треугольники для обозначения предлогов; кувшинки, фасоль, скорлупа от орехов, пуговицы;

Оформление: корабль, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Логопед: Ребята,  сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие, познакомимся с новыми звуками и с новой буквой, а еще с некоторыми обитателями моря. Будьте внимательны и сообразительны, не перебивайте друг друга, отвечайте полными ответами. Я вам желаю хорошего настроения.

Ребята, на чем можно путешествовать?

( Ответы детей)

А на чем мы сегодня отправимся путешествовать вы узнаете, отгадав загадку:

Ходит город – великан

На работу в океан.

Правильно на корабле.

Но корабль не поплывет, пока мы правильно не распределим места. Давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Билеты».

 «Билеты»

(Логопед раздаёт билеты - картинки. Ребёнок выбирает картинку проговаривает, то, что изображено, и определяет количество слогов).

Ребята, повторяйте  вместе со мной:

«Мы с картинками играем, по слогам их называем!

Мы руками хлопаем и ногами топаем!

  1. Считают хлопками;
  2. Считают шагами;
  3. Считают, топая ногами;
  4. Считают, прикоснувшись ладонью к подбородку;

Логопед: Молодцы! А теперь попрошу всех путешественников занять свои места.

Нас море ждет

Нам в путь пора

Прошу в корабль детвора

И не забудь бинокль взять

Нам много предстоит узнать!

Логопед:  А сейчас я пропою песенки, и тому, кому я передам колокольчик, прозвонит и повторит песенку.

«На море я гляжу,

Ма-мо-му!

По морю плыть хочу,

Ма-мо-му!

И вот я в лодочке,

Мя-мё-ме!

Плыву я по волне,

Мя-мё-ме!

Логопед: Какой звук вы слышали чаше всего, когда мы пели песенки?

А вы заметили, что звук [М] в нашей песенке звучал по-разному. Сейчас я спою еще раз, а вы внимательно послушайте. А помогут мне наши звуковые девочки.

Сначала я спою с этой девочкой в синем платье.

Ма-мо-му

Ма-мо-му

Как звучал звук [М], твердо или мягко? (твердо)

А теперь спою с девочкой в зеленом платье

Мя-мё-ме

Мя-мё-ме

Как звучал звук? (мягко)

Молодцы, а сейчас  давайте  все вместе произнесем звук [М] твердо, а теперь мягко.

Настало время дать имена нашим звуковым девочкам. Как мы их назовем?

«М» и «МЬ».

Логопед: Что делают наши губы? (Губы сжаты вместе, они не выпускают воздух).

Откуда выходит воздух? (Воздух нашел выход через нос. Нос сердится, гудит и губы гудят. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами).

А как называется звук, при произношении которого воздух на своем пути встречает преграду?

Дети: Согласный.

Логопед: А теперь, приложим руку к горлышку и узнаем работает ли там колокольчик. Если работает то это звонкий звук, а если не работает, то глухой.

Дети: Колокольчик работает.

Логопед: Значит это какой звук глухой или звонкий.

Дети: Звонкий.

Логопед: Правильно, звук [М] – согласный, звонкий он бывает твердый и мягкий. Вот почему наши звуковые девочки одели сегодня синее и зеленое платье, а на голове у них колокольчики и обозначать мы  будем эти звуки синим и зеленым кружками.

Итак, я думаю, мы хорошо с вами подготовились к морскому путешествию и нам пора отплывать!

Ребята, закройте глаза (дети закрывают глаза, включается запись морского       прибоя, дети расслабляются). Представьте, что вас ласкает теплое море, вокруг вас плавают рыбы, дельфины, медузы, морские звезды.

Релаксация,  мимическая гимнастика, самомассаж:

Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим обогреваем,

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро

Щёчки разминаем, чтобы надувались,

Губки пожуём мы, чтобы улыбались.

Логопед: А теперь открываем глаза. Морской воздух чист и свеж. Вдохните его, как я.

Дыхательная гимнастика:

Вдыхаем глубоко носом, а выдыхаем ртом, можно помочь руками - на вдох руки поднимаем и слегка разводим в стороны, на выдох ладошки касаются груди (ребята повторяют движения).

Ребята, мы с вами отдохнули, набрались сил и энергии и теперь готовы к испытаниям. Будьте очень внимательны, мы с вами в открытом море. Кажется на горизонте появляется первый обитатель морских пучин. Приготовили бинокли! Смотрим!

С ней вы, ребята не плавайте рядом,

Медуза опасна, ужалит вас разом!

Логопед: Кто это, ребята? (медуза)

Медуза приготовила для вас задание.

Игра “Поймай звук”.

Встаньте, пожалуйста, около стульчика. Сейчас поиграем в игру “Поймай звук”. Я буду произносить ряд слов, а вы:

хлопните один раз, если услышите звук [М];

топните один раз, если услышите звук [М’].

Приготовились! Манка, машина, мед, мыло, мило, молоко, сумка, Молодцы! Отлично справились. Садитесь.

Молодцы, плывем дальше! Интересно, кто же нас еще на пути поджидает? Приготовили бинокли! Смотрим!

Это рыба камбала,

Очень плоская она!

Что это за рыба, ребята? (камбала). Будьте внимательны, какое задание она нам приготовила?

Игра «Живые звуки»

(Открываю фланелеграф с кроссвордом. Кроссворд состоит из 7 окошек. В каждом окошке картинка: Краб, Акула, Морж, Бусы, Аквариум,  Лодка, Аквалангист). Дети последовательно произносят слова, выделяют первый звук каждого слова, выходят к доске и встают последовательно, как звуке в слове, ещё раз проговаривают звуки и называют слово, которое получилось).

Логопед:                                                      Прибежали дружно звуки

И друг другу дали руки.

Назовите свой звук.

Дети по очереди: – [К], [А], [М], [Б], [А], [Л], [А].

Логопед: Получилось слово…КАМБАЛА. Молодцы!

Логопед: Молодцы, плывем дальше! Приготовили бинокли! Ой, посмотрите-ка ребята в бинокли, чьи это ноги и почему их так много?

Он морской пучины житель, вы друзья с ним не шутите!

Сразу восемь цепких ног, пустит в дело осьминог!

Кто это, ребята? (осьминог) Осьминог предлагает нам сделать небольшую разминку с массажными мячиками. Давайте рассмотрим мячики, проверим их на ощупь и помассируем наши руки.

Я мячом круги катаю,

Взад вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошки.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук.


Скажите, в слове осьминог звук [М] твердый или мягкий? (мягкий)

и поиграть в игру «Скажи наоборот». Я буду произносить твердо, а вы мягко (с мячом).

МА – МЯ

МО – МЁ

МУ – МЮ

МЭ – МЕ

МЫ - МИ

Молодцы, плывем дальше! Ой, что-то прохладно стало, да ведь мы с вами к Арктике подплываем! Приготовили бинокли. А кто это там на льдине?

Гордится морж усами  и острыми клыками.

Он в Арктике живет, где снег кругом и лед!

Кто это, ребята? (морж)

Ух, как холодно в Арктике, правда? Наверное нам пора согреться, чтобы совсем не замерзнуть!

Приготовились к физминутке!

Все встали, опустили руки вдоль туловища и повторяем за мной.

Эй, ребята, не зевать!

Будем звуки повторять,

Будем звуки повторять,

Будем весело играть!

Руки так: а-а-а.

(поднять обе руки вверх, соединяя их ладошками над головой)

- И вот так: 0-0-0!

(опустить вниз)

- Выше, выше: и-и-и!

(поднимают обе руки перед собой вверх, ладошками вниз)

-Ниже, ниже: у-у-у!

(опускают руки вниз)

-Руки так: э-э-э!

(Соединяют обе руки перед собой, слегка округляя их в локтях, сцепив пальцы замочком, поднимают обе руки вверх, стараясь немного прогнуть назад спину)

Вместе, вместе:и-и-и-и!

( медленно опускают сцепленные руки и слегка наклоняются вперед)

Отдохнули: у-у-у!

(расцепляют руки и садятся)

Логопед: Ну, вот и согрелись! Морж приготовил для вас интересное задание.

Игра «Найди картинку»

 (На экране появляется слайд с картинками. Дети определяют живое, неживое; место звука в слове, делят на слоги, составляют предложение) Ребята, обратите внимание на эти две картинки. С ними нужно составить предложение и записать его в виде схемы. Вы это делать уже умеете, но давайте вспомним как надо правильно составлять схему предложения.

Логопед:

Как пишется первое слово в предложении?

Дети:

Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

Логопед:

Как пишутся слова в предложении?

Дети:

Слова в предложении пишутся отдельно.

Логопед:

Чем обозначаем предлоги в предложении?

Дети:

Предлог – это маленькое слово, его обозначим треугольником. 

Логопед:

Что ставим в конце предложения?

Дети:

В конце предложения ставится точка.

Логопед:

Все правильно. Вот вам бумага и карандаши. (Дети составляют предложения, а затем проводится общая проверка.

- Давайте проверим у всех ли получилось?

Молодцы! Ну вот наше путешествие заканчивается, пора возвращаться. А пока плывем обратно, вспомним, с кем мы повстречались?

Приготовили свои пальчики:

Пальчиковая гимнастика:

Ветер с моря задувает

И кораблик наш качает

Осьминог в воде сидит

Щупальцами шевелит

У медузы с камбалой

Дружба крепкая давно

А на льдине морж сидит

У него веселый вид!

- Ой, ребята, а ведь мы совсем забыли про наших звуковых девочек, они, наверное, скучают, а давайте познакомим их  с родной сестричкой буквой «М».

Логопед вывешивает букву «М».

Буква «М» состоит из палочек, всего палочек – четыре: 2 длинные 2 короткие.

Как вы думаете, на что похожа буква «М»? (фантазии детей).

Логопед вывешивает картинку образа буквы «М».

Я предлагаю написать букву «М» не карандашами и красками, а указательным пальцем правой руки нарисуем букву «М» на столе, на спине соседа массажными мячами.

Ребята, выходите на ковер парами  и постройте букву «М».

Вот качели буква «М»

Здесь качаться можно всем»!

Логопед:  Ой, посмотрите, за нами слоги по волнам бежали, они хотели, чтобы мы их прочитали! Читаем все вместе!

АМ – УМ – ИМ       МА – МУ – МИ

Ребята, у нас сегодня столько гостей на занятии, а давайте мы сделаем для них сюрприз, выложим букву «М» на кувшинках (семена тыквы, кедровые орешки, скорлупа фисташек, пуговицы, фасольки). У вас на столах лежат конверты с материалом. Ваша задача выложить буквы и подарить нашим гостям.

Итог занятия:

Логопед: Ребята, прежде чем порадовать наших гостей, скажите, с какими звуками мы сегодня познакомились? А с какой буквой? Дайте характеристику звукам М, МЬ.

Что вам больше всего понравилось? Какое задание было для вас самым сложным? Вы все молодцы! Можете подарить свои буквы нашим гостям!

- Мне бы хотелось, чтобы вам запомнилось это путешествие и поэтому я хочу вам подарить на память энциклопедию о морских обитателях. Вам огромное спасибо, мне приятно было с вами общаться, из вас вырастут настоящие путешественники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...