Конспекты занятий
план-конспект урока (логопедия) по теме

Пономарева  Ольга  Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного  занятия учителя-логопеда и  музыкального руководителя   для   детей   старшего возраста

«Бал цветов»

Цели занятия: дать ребёнку возможность продемонстрировать новые  умения;

создать ситуацию успеха, тем самым мотивируя  ребёнка на дальнейшее правильное произношение проблемных звуков.

Задачи:

совершенствование навыков фонематического  слуха;

автоматизация звуков в связной речи;

обобщение материала  по теме «Цветы», «Посуда»;

закрепление навыков слогового анализа;

закрепление песенного и музыкального материала в игровой форме;

развитие подвижности  голосового аппарата, координации  движений, гибкости;

развитие навыков коммуникации, самоорганизации и контроля.

Действующие лица:

 Ведущий – учитель-логопед, Цветы – дети (колокольчик, ромашка, одуванчик,    клевер, астра, георгин, фиалка, анютины глазки, гвоздика, лилия, ирис, роза)                                                            

 (Дети входят в зал под песенку «Волшебный цветок», садятся на стульчики.)

Ведущий:  У нас сегодня прекрасный праздник,

                Весёлый праздник – бал цветов!

                 Цветами и взрослый, и ребёнок

Любовь отдать свою готов.

Полевые, луговые и садовые цветы,

Приглашаем,  приходите, не жалейте красоты!

Каждый из цветов готов?

Мы открываем бал цветов!

(Дети исполняют танец под русскую народную песню «Калинка-малинка».)

Ведущий:  А какие же цветы сегодня присутствуют на нашем балу? Кто из вас называется луговыми, а кто полевыми? Давайте знакомиться!

(Входят цветы. Каждый ребёнок играет тот цветок, в названии которого имеется  закреплённый звук.)

Колокольчик: Тонколистый, синеглазый,

                    Очень нежный лепесток,

                    Пью росу, склонив головку,

                    Колокольчик я, цветок.

Ромашка:    Я – ромашка полевая,

                   Про меня все люди знают.

                 Расту везде на воле,

                 Любуйтесь мною в поле.

Одуванчик:  Одуванчик у дорожки

                  Стоит на хрупкой  длинной   ножке.

                   Пушинки с ветерком летят,

                     И порхают, и парят,

Клевер:        Я – клевер знатный,

                 Сочный, нежный, ароматный.

                 Я для вас попляшу

                 И немного посмешу!

Ведущий:     А сейчас садовые растения скорее выходите,

                   Своим  стихотворением вы тоже удивите!

Астра:          Как в саду  красиво и светло,

                 Сколько астр на клумбе расцвело –

                 Набивные, махровые, пёстрые,

                 Любят их дети и взрослые!

Георгин:          С завитыми лепестками

                Стройный, гордый георгин.

                Я красуюсь меж цветами,

                Расту в саду я не один.

Фиалка:     Растёт в саду фиалку,

                Вам  рвать меня  не  жалко?

                Ветерок надо мною резвиться,

                Поют мне песни птицы.

Анютины    Анютины глазки

глазки:         нас все называют,

                 Пестреем  в саду,

                 Как бабочек   стаи.

Гвоздика:    Я – знаменитая гвоздика,

                  Спешу    к вам на праздничный бал.

                Как прекрасно, что все цветы

                Он сегодня здесь собрал.

Ведущий: А есть цветы, растущие у воды.

               Сейчас о себе расскажут они!

Лилия:    Душистой лилии цветок

              Сияет белизной,

              В капельках воды речной

              Мне не страшен зной.

Ирис:   На стебле высоком

           Я – ирис над водой,

             Мои цветы видны

           В тени густой.

Ведущий:  А вот  и сама царица бала

                Спешит на праздник наш цветов.

                Её  любой сейчас узнает,

                И каждый к встрече с ней готов!

(В зал входит печальная Роза – девочка с цветком розы на ободке.)

Роза:       Беда со мною приключилась,

              Я к вам бежала, торопилась:

              В нашем маленьком садочке

              Засуха вдруг поселилась.

              Помогите, поспешите,

              Тучку, дождик отыщите.

              Вы ладошек не жалейте,

              Землю дождиком полейте.

        (Дети выполняют пальчиковую игру «Дождик»)

Пальчиковая игра «Дождик»

        Тёплый дождик лил да лил

        (барабанят пальцами левой руки по ладошке правой руки),

        Дело делал, не шалил

        (барабанят пальцами правой  руки по ладошке левой руки):

        Вымыл крышу у скворечни

        (складывают над головой кисти рук в виде крыши дома),

        Вымыл ягоды  черешни

        (по очереди присоединяют к большому пальцу указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец, образуя четыре колечка).

        Протянули мы ладошки

        (вытягивают руки ладошками вверх),

        Дождик их помыл немножко

        (выполняют движения, имитируя мытьё рук).

Ведущий:  А как же мы, ребята, соберём  драгоценные капли воды, чтобы и нам цветы в саду полить?

        (Ведущий подводит детей к мысли  о том, что можно подобрать посуду, в названии которой есть  выученный звук.  После этого он раскладывает на ковре  карточки с изображением посуды. Дети  делают выбор, чётко проговаривая названия и проговаривая названия и проводя слоговой анализ слов.)

Ведущий:  Чтобы сохранить  драгоценные капли воды, мы сольём их в одно большое озеро и отдохнём на его берегу.

(дети исполняют музыкально-ритмическую композицию «Рыбачок»)

Музыкально-ритмическая композиция «Рыбачок»

        С утра сидит на озере любитель-рыболов.

        (Дети сидят по-турецки, положив руки на колени.)

        

        Сидит, мурлычет песенку, а песенка без слов.

        (Отводят руки и раскачиваются в стороны.)

        Припев:

        Тра-ля-ля, тра-ля-ля,

        (Дети выпрямляют ноги, руки  ставят сзади в упор, носком правой ноги ударяют  справа от левой.)

        Тра-ля-ля, тра-ля-ля

        (Повторяют предыдущее упражнение левой  ногой.)

        Тра-ля-ля, тра-ля-ля,

        Тра-ля-ля, тра-ля-ля.

        А озеро глубокое, удачным будет лов.

        (Дети сидят  по-турецки, руки на затылке.)

        Сейчас поймает окуня любитель-рыболов.

        (Делают наклоны  вправо  и влево, доставляя локтём колено.)

        Припев:

        А песенка чудесная – в ней радость, в ней и грусть.

        (Дети держат руки перед  грудью и разводят их в стороны.)

        И знает эту песенку вся рыба наизусть.

        (Имитируют плавание, купание.)

        Припев:

        Как песня начинается  - вся рыба расплывается.

        Тра-ля!

        (Дети ложатся на спину.)

Ведущий:   Хорошо цветам у озера отдыхать,

                  Оно  может влагою нас напитать.

                  Я  сейчас предлагаю вам  в мяч поиграть

                И слово со звуком своим называть.

        (Дети передают мяч по кругу и называют слова со своим звуком.)

Ведущий: Дорогие ребята! Каждый цветок красив по отдельности, но ещё прекраснее  они выглядят, когда стоят рядом. И чтобы осталась память о нашем празднике, давайте соберём  красивый букет из разных цветов.

        (Дети выкладывают на стене аппликацию из заготовок, чётко называя свой  цветок.)

Ведущий: Мы на  празднике сегодня

                Веселились от  души.

                Все по-своему прекрасны

                Гости, милые цветы!

                Пусть Земля, как сад весенний,

                Расцветает с каждым днём.

                На прощанье о природе

                Песню мы сейчас споём!

(Дети исполняют песню «Дружба»)



Предварительный просмотр:

Конспект  группового занятия   по коррекции  фонетико-фонематического  недоразвития  речи  у детей  дошкольного  возраста (5 - 6 лет)

Тема: «В гости  к  нам пришёл  Мишка»

Цель: формирование  фонематического  слуха  и  восприятия  у детей  на занятии  по  закреплению  звука [ш];

Задачи: Образовательно-коррекционные:

1) закрепить слуховой  и моторный образ звука [ш]; 2)уточнить  позицию  звука [ш]   в слове (начала, середина, конец);  3)автоматизировать [ш] в слогах и словах.

Воспитательные: 1) воспитывать  желание говорить правильно и красиво; 2)воспитывать  умение  слушать речь другого; 3) воспитывать  у детей  активность  на занятии.

Оборудование: посылка, конверт с письмом, игрушки:  мишка  мягкий;  игрушки  на звук [ш]: машинка, петушок,  груша,  ракушка,  мышка, шишка, шарик, лягушка, карандаш, кошка;  картинки  для  артикуляционной  гимнастики, волшебный  мешочек.

Ход занятия

        1.Орг.момент.

-Здравствуйте  ребята!

-Ребята  сели  поудобнее,  глазки закрыли, слушаем тишину.

-Открываем  глаза. Что вы  слышали? Скажите.

-Молодцы. Ваши  ушки  всё  хорошо услышали.

        2.Постановка  цели

Ой, кто-то стучит  в дверь.  Давайте  посмотрим (посылка появляется).

-Посмотрите, нам пришла  посылка, а  что там?

-Ребята, смотрите  вот и письмо. Открываем  письмо, читаем,  что  написано.

-Ребята   в письме  загадка. Слушаем.

        Хозяин лесной

        Просыпается  весной

        А  зимой  под  вьюжный  вой

        Спит в  избушке  снеговой.

-Кто это? (Медведь)

-Правильно угадали, молодцы!

-Ребята  только настоящий  медведь сейчас  спит в берлоге.  Это  его любимая  игрушка:  плюшевый  Мишка (Мишутка).

        -Мишутка  пришёл к нам в гости, хочет послушать, как  вы  хорошо произносите  и слышите  трудный  звук?  Какой?

        -Слушайте:  Мишка, плюшевый, мишутка.

-Какой  звук  я  выделяю голосом?

        Сегодня  мы  будем  стараться  хорошо произносить и слушать звук [ш].

        -А  Мишутка  нам будет помогать.

-Чтобы  правильно говорить, надо потренироваться!

        3.Артикуляционная  гимнастика

-Смотрим  на картинки. Делаем  гимнастику  для  язычка.

Накажем непослушный  язычок

        На губу  язык  клади,

        «Пя-пя-пя»  произнеси,

Мышцы   расслабляются…

        Лопатка  получается…

        Ты  под счёт её  держи

        До пяти…до  десяти

        На  качелях я качаюсь:

        Вверх  и вниз, вверх и вниз,

        Я  до крыши  поднимаюсь,

        А потом  спускаюсь вниз.

        Язык  широкий  положи,

        Его края  приподними,

        Получилась чашечка.

        Подержи  её  немножко.

        4.Артикуляция  звука [ш].

-Молодцы  хорошо  работали.  А  теперь  назовите  звук, который  произносится  вот так:

        -губы  округлены

        -язык  приподнимаем  в  форме   чашечки

        -струя  идёт тёплая

        Это звук [ш].

        Давайте  произнесём  этот  звук.

        

5.Правильно!  Что вам этот звук  напоминает? (шипение  змеи, гусь шипит, сковорода       жарится…)

        -А  Мишке  что напоминает звук?  В лесу  осенью  под ногами  что у нас?  (шуршание  листвы).

6. Игра  «поймай  звук»

-Ребята  поиграем  с Мишкой  в игру, слушаем звук [ш].

-Когда  услышим  звук [ш] хлопнем  в ладоши и повторим  слог в котором  есть звук [ш].

ШУ, МА, ША,  РО,  ВО,  ШИ,  ЗА,  ЛУ, ШЕ, ТО

        -Молодцы, хорошо работаем. А теперь  будьте   внимательны. Слушаем  в словах. Мишка  будет проверять кто самый  внимательный.

Шум, дом, рот, шаг, кошка, лапки, машина, цветы, лапша, ноги

-Мишке очень понравилось  с вами играть. Он тоже  хлопал  в ладоши и не ошибся. Верно?

        7.Мишка  приглашает  на физминутку

        -Встаём  все, делаем физминутку  и повторяем за мной.

        По ровненькой  дорожке,

        По ровненькой  дорожке

        Шагают  наши ножки, (шагают)

        Раз, два, раз, раз, два.

        По камешкам, по камешкам, (прыгают)

        По камешкам, по камешкам

        В ямку  бух! (сели)

        Вышли из ямки (встали)

        По ровненькой  дорожке,

        По ровненькой  дорожке шагают наши ножки.

         

8.Молодцы. Хорошо  отдохнули!  Миша  тоже  наш отдохнул.

Миша  хочет поиграть  в игру  «Волшебный  мешочек».

-Смотрите  Мишка  принёс  волшебный  мешочек. Он хочет  поиграть  с  нами.

-Подходим  ко мне, кладём руку  в мешочек и достаём игрушку. Называем   её  правильно,   выговариваем  наш  звук [ш].

(машинка, петушок, груша, ракушка, мышка, шишка, шарик, лягушка, карандаш, кошка).

-Называем игрушки и  берём их с собой  за стол.

        9.На доске  появляется  поезд.

        -Ребята  посмотрите, что это?  Поезд. Правильно

        -Сейчас мы  поиграем в игру  «Весёлый  поезд». Ваши игрушки  мы  будем  усаживать в поезд. В  голове  поезда  поедут  те пассажиры, в названиях которых  звук [ш] будет  в начале  слова; в  конце  - будут те пассажиры  у которых наш звук  будет в конце слова;   а в середине   поезда – где наш звук будет в середине.

        -Ребята  подходит называем игрушку и усаживаем  в вагон. А Мишка  будет наблюдать  за  вами!

        10.Развитие  мелкой  моторики.

        -За то  что, вы  хорошо играли Миша  вам  принёс  раскраски.

        -Ребята, давайте  назовём  что  нарисовано  на картинках,  правильно  произносим  наш звук.

        -Давайте  раскрасим   наши картинки!

11.Итог занятия!

 Молодцы!  Хорошо  работали  на занятии!   Наш Мишутка   что-то хочет сказать. Он говорит, что  в  посылке  что-то ещё  есть. Смотрите!  За  то что  вы хорошо работали, Мишка  угощает вас витаминами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...