Организованная образовательная деятельность "Звук [B]".
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Андреева Мария Владимировна
Образовательная деятельность для детей старшей логопедической группы 1 года обучения. Знакомит детей со звуком "В", включает в себя упражнения для развития фонематического слуха, формирования звукового и слогового анализа и синтеза, игры по подбору родственных слов, по анализу и синтезу предложений. Иллюстрацией к образовательной деятельности является мультимедийная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы №2360

Организованная образовательная деятельность

в старшей логопедической группе

«Звук [B]»

подготовила

учитель-логопед Андреева Мария Владимировна

Москва, 2013 г.

Цель: Формирование фонетико-фонологической компетенции у детей с ОНР.

Задачи:

  1. Развивать умение определять наличие и место звука «В» в словах.
  2. Развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза.
  3. Закреплять умение составлять схему предложения.
  4. Познакомить детей с буквой «В».
  5. Продолжать учить подбору родственных слов.
  6. Воспитывать у детей слухоречевое внимание.

Оборудование:  мультимедийная презентация, проектор, раздаточное дидактическое пособие «звуковые пеналы», буква «В».

Ход организованной образовательной деятельности:

  1. Поисковый момент (кадр №2):

Логопед: - Сегодня мы познакомимся с новым звуком. А с каким, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живёт
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит
 

 Дети: - Воробей.

Логопед: - Правильно. Какой звук вы слышите в начале слова «воробей».

Дети: - Мы слышим звук «В».

Логопед: - Дайте характеристику звуку «В».

Дети: - Звук «В» согласный (есть преграда – верхние зубы касаются нижней губы), звонкий (горлышко «гудит»), твёрдый.

  1. Упражнение «Найди звук «В» (кадр №3).

Логопед:- Рассмотрите картинки на экране. Назовите те из них, в названии которых вы слышите звук «В». Для проверки мы щёлкнем по картинке мышкой.  Если допустите ошибку – картинка исчезнет.

Дети называют картинки и проверяют себя.

  1. Упражнение в подборе родственных слов (кадры №4,5).

Логопед: - Вспомните, какие слова со звуком «В» вы назвали.

Дети: - Водолаз, водоросли, водопад, водяной, водомерка.

Логопед: - Какое слово «спряталось» в каждом из них?

Дети: - Это слово «вода».

Логопед: -  Подберите ещё слова, в которых мы услышим слово «вода».

Дети вспоминают слова, опираясь на наводящие вопросы логопеда.

Логопед: - Где в этих словах вы слышите звук «В»: в начале, в середине или в конце слова?

Дети называют слово и определяют в нём место звука «В».

  1. Упражнение в определении места звука «В» в словах:

Кадр №6:

Логопед: - Рассмотрите картинки, в названии каких предметов вы слышите звук «В» в начале слова?

Дети: - Мы слышим звук «В» в начале в словах «варенье», «варежки», «валенки».

Дети могут проверить правильность своего ответа. Щёлкаем на картинку мышкой, если всё правильно – картинка «летит» к вазе. Если ответ неверный -  (звук «В» слышим в середине или в конце слова) – картинка «затемняется», если в слове отсутствует звук «В» - картинка исчезает.

Кадры №7,8:

Аналогично дети ищут картинки, в названии которых звук «В» слышим в середине и в конце слова. Способ проверки тот же.

  1. Упражнение «Подбери схему к слову» (кадр №9).

Логопед: - Назовите картинки, подумайте, какая звуковая схема подходит к каждому слову. Проверьте себя, щёлкнув мышкой по картинке.

Дети называют картинки («волк», «вагон») и подбирают правильные схемы к ним, после чего называют последовательно все звуки в схеме.

Логопед: - У нас осталась одна схема, какие слова со звуком «В» подходят к ней?

Дети подбирают возможные слова к схеме («вата», «вода», «сова»).

  1. Динамическая пауза (координация речи с движением): «Любопытная Варвара».

Логопед: - Какие имена начинаются со звука «В»?

Дети называют имена («Ваня», «Василиса»).

Логопед: - Есть ещё старинное женское имя – Варвара. Предлагаю вам поиграть в игру «Любопытная Варвара»:

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо.

Поворот головы вправо-влево.

 А потом вперед,

Тут немножко отдохнет.

Расслабленный наклон головы вперед.

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

Голову держать прямо.

 А Варвара смотрит вверх,

Выше всех и дальше всех.

Наклон головы назад.

Возвращается обратно,

Расслабление приятно.

Расслабленный наклон головы вперед.

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

Голову держать прямо.

  1. Упражнение в слоговом анализе слов (кадры № 10, 11, 12).

Логопед: - Назовите картинки, определите, какие слова состоят из одного (двух, трёх) слогов. Проверьте себя, щёлкнув мышкой по картинке. Если ответ верный – картинка «улетит» к схеме.

Дополнительное задание: назвать гласные звуки в словах.

  1. Составление предложений по картине (кадр №13).

Логопед: - Рассмотрите картину, назовите картинки, в названии которых вы слышите звук «В». Придумайте с этими словами предложения.

Дети называют слова, придумывают предложения. Затем логопед предлагает составить схему одного или нескольких предложений.

  1. Знакомство с буквой «В».

Логопед предлагает рассмотреть букву «В», назвать составляющие её элементы, обвести букву по контуру.

  1.  Итог образовательной деятельности:

Логопед: - С каким звуком мы сегодня познакомились? Какие упражнения и игры вам особенно понравились?

Использованная литература:

  1. Зуева Л.Н., Костылева Н. Ю., Солошенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф.  - Москва: Астрель – АСТ, 2003.
  2.  Егорова О.В.  Звуки Ф, Фь, В, Вь. -  Москва: Гном и Д, 2008.
  3. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – Москва, Гном и Д, 2004.
  4. Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. – Москва: Гном и Д, 2000.
  5. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Москва: Институт практической психологии, 1997.

Использованные интернет-ресурсы:

http://www.detsadclub.ru/35-vospitatelu/zaryadki/384-fizminutka-lyubopytnaya-varvara

(игра «Любопытная Варвара»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Социально-личностное развитие» образовательная область «Социализация» Тема: «Права ребёнка» Подготовительная группа

В наше время актуальна проблема защиты прав детей.  Знакомить детей с их правами необходимо уже в ДОУ.В данном мтериале представлен конспект организованной образовательной деятельности по теме "П...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Ознакомление с природой»

Тема: «Зимняя сказка».  Программные задачи:   Развивать умение, понимать смысл образных выражений загадки. Упражнять в подборе определений к заданному слову. Совершенствовать умение дет...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5)

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5) ...

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»

Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать  задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел;  закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...

Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»

Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...