Тема: "Путешествие в весенний лес".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Иванова Елена Львовна

План- конспект итогового мероприятия в подготовительной логопедической группе по формированию лексико-грамматических средств языка .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_vesenniy_les.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Тема: «Путешествие в весенний лес».

Цель: Формирование лексико - грамматических конструкций.

Задачи: 1. Расширять активный словарь по теме: «Весна».

               2. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; в употреблении притяжательных прилагательных.

   3. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно ласкательными          суффиксами.

   4. Упражнять в употреблении предложно - падежных конструкций, родственных слов.                

   5. Развивать внимание.

               6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Лексический материал:

               1. Существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами: мыльце, платьице, деревце, зеркальце, шильце; коровушка,  журавушка, совушка; замочек, грибочек, листочек.

              2. Слова - родственники: лес, лесной, лесник, лесничий, лесовик,         лесок, лесочек

              3. Словосочетания   (прилагательное + существительное): весеннее солнце, весенний ручей…

Оборудование:

 Контурные картинки на магнитах, пособие «Ромашка», диск с записью звуков леса, музыкальный центр, мольберты, оформление группы, подарки.

Предварительная работа:

        1.Занятия по формированию лексико - грамматического строя речи.

        2. Индивидуальная работа с детьми.

        3. Работа с занимательным материалом.

Ход занятия:

   1.Организационный момент.

               2.0пределение темы.

Логопед: Сегодня мы вспомним разные группы слов: ласковые слова, маленькие слова, слова - родственники и др.

 Логопед: Ребята, сегодня такая хорошая погода! Настроение у нас радостное, весеннее! Про что ещё можно сказать «весеннее»?

 Примерные ответы детей: « Про солнце. Солнце (какое?) весеннее.»

 Логопед прикрепляет к доске контурные картинки, На доске - солнце.

Логопед: « Про что ещё можно сказать « весеннее»?

Дети: «Про небо. Небо (какое?) весеннее. Облако (какое?) весеннее». Логопед прикрепляет картинку с изображением облака.

Логопед: « Солнце нечаянно обожгло облачко своими лучами».

Ребёнок: «Ой! Мне больно!» - вскрикнуло Облачко.

Ребёнок: «Не плачь, лучше посмотри, что там внизу, на земле», - сказало Солнце.

Логопед: «На земле мы увидели ручей. Какое слово - признак подберём к слову «ручей»?

Дети: «Весенний»

Логопед: « Рядом с ручьём показалась проталинка. Какая проталинка?»

Дети: «Весенняя проталинка».

Логопед: «На проталинке выросли цветы. Цветы, которые появляются весной, какие?»

Дети: «Весенние цветы» Дети вместе с логопедом заканчивают «рисовать» картину, прикрепляя контурные картинки к доске.

Логопед: «Какая картина у нас получилась?»

Дети: «Весенняя».

Логопед: «Вы правильно подобрали все слова - признаки, обращали внимание на конец слов.

3. Логопед: «Давайте отправимся в весенний лес. Дети закрывают глаза и поворачиваются вокруг себя. (Звучат голоса леса). Логопед выводит детей на лесную полянку.

Логопед: «Что вы слышите в лесу»?

Дети: «Я слышу. Как поют птицы. Я слышу, как стучит дятел. Я слышу, как шумит вода в ручье.»

Логопед: «Ой, что случилось с нашей Лизой. У неё на лице какие - то пятнышки».

Дети: «Это веснушки. Они появляются весной от солнечных лучей.»

Логопед: «Слова «весна, весенний, веснушки» очень похожи друг на друга. Верно?»

Дети: «Да. У них есть общая, одинаковая часть и они похожи по смыслу».

Логопед: «Как называются такие слова и почему?»

Дети: «Это слова - родственники. Они так же похожи друг на друга, как родственники в семье».

Логопед: «Какой нос от веснушек?»

Дети: «Веснушчатый».

Логопед: «Какие щеки?»

Дети: «Веснушчатые». А ещё есть слово «веснянка». Это песенка о весне».

4.Логопед: «Давайте подберём слова - родственники к слову «лес».

Логопед раздаёт детям лепестки от «ромашки» с написанными на них частями слов родственников. Дети образуют слова, читают их, объясняют значение

некоторых. Получились слова: лесной, лесник, лесничий, лесок, лесочек.

Дети: «Лесник - это человек, который работает в лесу и охраняет лес. Лесовичок - это сказочный персонаж, живущий в лесу.»

5. Слышится треск сломанной ветки, чьё - то бурчание. Входит Старичок - лесовичок.

Лесовичок: «Здравствуйте, ребята, что вы делаете в лесу?»

Дети: «Мы гуляем, слова разные вспоминаем».

Логопед: «Наши дети знают много интересных слов».

Лесовичок: «Детишки, а ласковые слова знаете? Вот живу я в лесу один. Не то, что ласковые слова, а вообще никакие слова не слышу. А мне хочется, чтобы кто-нибудь назвал меня ласково, нежно!»

Дети: «Дeдyшкa, дедуля, лесовичок, старичок. Так можно тебя назвать ласково».

Логопед: «Давайте поиграем в игру. Мы будем называть ласковые слова, а Лесовичок потом их повторит».

6. Подвижная игра «Горшочек» («Русские народные подвижные игры»,М.Ф.Литвинова. Москва. «Просвещение»,1985г.)

Половина детей стоят по кругу (они продавцы горшков), половина сидят около стоящих (они горшки)

Водящий - покупатель ходит по кругу, подходит к стоящему ребёнку.

- Горшок продаётся?

- Нет.

- Почему?

- Он не мой.

- А чей?

- Он маменькин ( батюшкин, папенькин, тётин, дядин.. .)

- Ну и стой.

Покупатель подходит к другому продавцу.

- Горшок продаётся?

- Продаётся.

- А что дашь?

- Шильце, мыльце, платьице, золотое зеркальце. По рукам?

- По рукам.

Дети (продавец и покупатель) бегут в разные стороны по кругу. Кто прибежит первым, тот и хозяин горшка. Игра повторяется.

Лесовичок с помощью детей вспоминает ласковые слова.

7.Лесовичок: «А теперь вы мне назовите ласковые слова. Вот вам кузовочек, кладите в него всё, что на «очек». (Даёт детям лукошко)

Дети берут со стола картинки и образуют ласковые слова. ( Картинки кладут в лукошко)

Дети: «Это гриб, а ласково - грибочек. Это замок, а ласково - замочек».

На столе остаются три картинки.

Лесовичок: «А теперь придумайте ласковые слова по этим картинкам»

Дети: «Корова - коровушка, журавль - журавушка, сова - совушка».

Лесовичок: «Молодцы, ребята. Вот вам небольшое угощение. (Лесовичок раздаёт лесные дары)

8. Дети слышат шум дождя.

Логопед: «Ребята, нам пора в детский сад». Дети прощаются с Лесовичком, поворачиваются вокруг себя и оказываются в группе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание» со здоровьесберегающими технологиями»Тема: «Путешествие в весенний лес»

Программное содержание: Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе с приходом весны; названия основных цветов; внешнем виде ежа, узнавать и называть диких животных. Развива...

Конспект НОД по теме "Путешествие в весенний лес".

Конспект мероприятия по развитию речи....

Образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес"

Непосредственно - образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес "...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме "Путешествие в весенний лес"

Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошклольников старшей группы о сезонных изменениях в природе весной. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие ц...

Интегрированное занятие в средней группе по теме "Путешествие в весенний лес"

Интегрированное занятие по теме"Путешествие в весенний лес"...

Весеннее физкультурное развлечение детей в первой младшей группе на тему: "Путешествие на весеннюю лесную поляну"

Повышение двигательной активности детей; создание бодрого веселого настроения....