Конспект занятия на тему "Транспорт"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Дифференциация звуков и букв С – Ш в словах и словосочетаниях.

(подгрупповое логопедическое занятие для детей подготовительной группы)

Цель: Научить дифференцировать звуки [C], [Ш] в словах и словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

1. Корригировать произношение.

2. Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;

3. Корригировать речевое дыхание.

4. Корригировать и развивать зрительное восприятие.

5. Корригировать и развивать слуховое восприятие.

6. Корригировать и развивать мелкую моторику кистей  рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности).

7. Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением.

8. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Образовательные:

1. Формировать умение различать звуки С- Ш по акустическим и артикуляционным признакам;

2. Активизировать словарный запас по теме: «Транспорт».

3. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к занятиям.

2. Воспитывать самостоятельность.

3. Воспитывать нравственные качества (доброту, отзывчивость, бережное отношение к пособиям, трудолюбие, желание помогать другим).

Здоровьесберегающие:

1. Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребёнка.

2. Соблюдать правильную посадку ребёнка.

3. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

4. Чередовать статические и динамические задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_na_pervoe_sentyabrya.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме:  «Транспорт».

Дифференциация звуков и букв С – Ш в словах и словосочетаниях.

(подгрупповое логопедическое занятие для детей подготовительной группы)

Цель: Научить дифференцировать звуки [C], [Ш] в словах и словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

1. Корригировать произношение.

2. Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;

3. Корригировать речевое дыхание.

4. Корригировать и развивать зрительное восприятие.

5. Корригировать и развивать слуховое восприятие.

6. Корригировать и развивать мелкую моторику кистей  рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности).

7. Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением.

8. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Образовательные:

1. Формировать умение различать звуки С- Ш по акустическим и артикуляционным признакам;

2. Активизировать словарный запас по теме: «Транспорт».

3. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к занятиям.

2. Воспитывать самостоятельность.

3. Воспитывать нравственные качества (доброту, отзывчивость, бережное отношение к пособиям, трудолюбие, желание помогать другим).

Здоровьесберегающие:

1. Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребёнка.

2. Соблюдать правильную посадку ребёнка.

3. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

4. Чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:  кукла, таблицы с буквми, автобус (игрушка), таблицы со стрелочками, игрушки на звуки С – Ш, тексты речевых упражнений (чистоговорки, скороговорки, слоги, пары слов), сюжетные и предметные картинки для артикуляционной гимнастики.

     

 Структура занятия:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала. Сообщение темы занятия.

4. Артикуляция звуков.

5. Дифференциация звуков С-Ш на слух и в произношении.

6. Дифференциация звуков С-Ш в словах.

7. Дидактическая игра «Измени слово».

8. Физкультминутка.

9. Звуковой анализ слова «Саша».

10. Произнесение скороговорок.

11. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

12. Домашнее задание.


Ход  занятия:

Этапы занятия

Виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность детей

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1.Организационный момент

Выполнение задания совместно с логопедом

- Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.

- Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.

- Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.

- Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

- Снова подул ветер.

Дети поднимают руки вверх.

Дети быстро шевелят пальчиками.

Дети покачиваются и машут руками.

Дети расслабляются.

Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.

Организовать детей. Настроить на работу. Способствовать созданию благоприятного психологического  климата

Выполнять задание, четко под диктовку логопеда.

2. Проверка домашнего задания

Опрос. Игра 1.«Четвертый лишний».

2. Упражнение. «Измени предложение».

 

 Повтори ряд слов и определи, какое слово лишнее, объясни почему.

- Собака, кошка, лошадь, лиса.

 

- Шапка, шарф, сарафан, шуба.

- Шапка, сапоги, шуба, шорты.

- Шкаф, миска, ложка, чашка.

- Сосна, ромашка, осина, берёза.

- Слива, груша, апельсин, свёкла.

- Картошка, капуста, груша, чеснок.

- Я слушаю стишок.

Ты…

Он…

Она… Мы… Вы… Они…

Дети выполняют задание по очереди. За правильный ответ ребенок получает фишку – значок.

- Лишнее лиса, потому что она дикое животное, а остальные – домашние…

- Лишнее сарафан, так как это летняя одежда… и т.д.

- Слушаешь стишок.

- Слушает стишок. и т.д.

Определить уровень усвоения пройденного материала на первом занятии.

3. Изучение нового материала. Сообщение темы занятия.

Стук в дверь. Приходит в гости кукла Саша. Здравствуйте, дети! Я тоже хочу с вами заниматься.

- Меня зовут Фафа.

- Я не умею произносить только некоторые звуки.

- Я спрятала буквы своего имени среди этих букв. Найдите их и прочитайте имя.

- А как тебя зовут?

- Мы тебя не понимаем. Ты не умеешь красиво говорить?

- Но как мы узнаем твое имя?

- Ребята, так как же зовут нашу гостью?

- Скажите, какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?

- Дети, сегодня на занятии мы с вами будем продолжать  учиться легко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки С и Ш и научим говорить Сашу.

- Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? (выбирайте транспорт со звуком С или Ш)

- Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать.

- Насосы быстро в руки взяли,

И шины туго накачали:

- Сели в автобус.

-Мы в автобусе сидим

И на речек глядим.

Тихо ручеек звенит

Он нам с вами говорит:

Дети внимательно слушают диалог куклы и логопеда

- Саша.

- С и Ш.

- Дети произнося: ш-ш-ш…

- Дети садятся на стульчики.

- Дети произносят: с-с-с…

Обогащать словарь по теме занятия. Упражнять в согласовании прилагательных  с существительными, с существительными в роде. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

4. Артикуляция звуков.

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков С и Ш

- Пока мы будем ехать в автобусе, давайте расскажем Саше, как нужно произносить звуки.

Произнесите звук С.

- Где находится язычок?

-Правильно – стрелочка вниз.

- В каком положении губы?

- Какая воздушная струя?

- Как еще можно назвать звук С?

- Теперь произнесите звук Ш. Где находится язычок?

- Правильно – стрелочка вниз.

- В каком положении губы?

- Какая воздушная струя?

- Как еще можно назвать звук Ш?

- Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.

- Чем же похожи эти звуки?

- Чем же эти звуки отличаются друг от друга?

- Внизу.  Использование жеста, дети показывают положение языка.

- Заборчик в улыбке.

- Холодная.

- Свистящий. Звук С – согласный, твердый, глухой.

- Дети произносят.

- Вверху.

- Слегка вытянуты вперед.

- Теплая.

- Шипящий, согласный, твердый, глухой.

- Дети выполняют задание:

- Они оба согласные, твердые.

- Произношением.

Самоконтроль за выполнением артикуляции. Формирование правильной воздушной струи.

5. Дифференциация звуков С-Ш на слух и в произношении.

 Первая остановка «Чистоговоркино»

- Повторяйте за мной:

- Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша;

- Язык вниз – А-са-са, масло, сыр и колбаса;

- Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа;

- Язык вниз – А-са-са, глазки, спинка и коса.

Дети повторяют за логопедом чистоговорки, выделяя четко произношение звуков С и Ш

6. Дифференциация звуков С-Ш в словах.

- Посмотрите в окно автобуса. Если вы увидите предметы в названии которых есть звук Ш опускайте пальчики вниз, а если увидите предметы со звуком С – поднимайте вверх. (показываю картинки в окошке: лиса, карандаш, краски, шуба, бусы, чашка, коляска и т.д.)

Дети выполняют задание самостоятельно, произнеся слова и выполняя определенные движения по данному заданию.

7. Дидактическая игра «Измени слово»

Следующая остановка «Заменяй-ка»

Замените звук С на звук Ш.

-Саша уже научилась правильно произносить звук С и произносит его во всех словах, где есть звук Ш. Исправьте Сашу: - са

-со

- су

- сы

- ста

- спа

- сутки

- миска

- маска

- плюс

- ша

- шо

- шу

- ши

- шта

- шпа

- шутки

- мишка

- Машка

- плюш.

Совершенствование фонематического восприятия и навыка звукового анализа слов.

8. Физминутка.

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

И на стульчики вернулись –

Вновь занятие идёт.

Дети выполняют упражнения, повторяя за логопедом.

Развивать общую моторику, координировать речь с движением.

9. Звуковой анализ слова Саша.

Остановка «Схемкино».

- Саша: А что это за остановка?

- А как это?

- Мы можем выложить схемой твое имя…

- Сейчас увидишь. Дети, составьте схему слова «Саша».

- Сколько слогов в этом слове? Назовите их.

- Какой первый звук в слоге –СА-?

- Второй

- Покажите у себя на столе гласные звуки. Назовите их.

- Теперь покажите согласные?

- два

СА – ША

С-с-с

Ш-ш-ш

А – А

С - Ш

Совершенствование фонематического восприятия и навыка звукового анализа слов.

10. Произнесение скороговорок.

Последняя остановка «Скороговоркино»

- Вспомните скороговорки со звуком С-Ш:

-Шёл Саша по шоссе;

- Саша шапкой шишку сшиб;

- Смешные шутки у Саши и Мишутки;

- У нашей Иришки сладкие ириски.

Четкое произнесение скороговорок. Самоконтроль.

11. Итог занятия.

Оценка деятельности ребенка.

- Саша: Дети научили меня красиво говорить и я хочу угостить их конфетами.

- Подсчет фишек. Поощрение.

- С какими звуками мы сегодня путешествовали?

- Сегодня мы с вами учились четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки.

- Кто приходил к нам в гости?

С – Ш

Кукла – Саша.

Обобщить тему занятия. Развивать память.

12. Домашнее задание.

1. Повтори словосочетания.

2. Повтори скороговорки, постепенно убыстряя темп.

Весёлый розыгрыш, вкусные сушки, голосистый скворушка, душистый горошек, душистый шиповник, опасное путешествие, осколок стёклышка, персидская кошка, послушные малыши, посошок старушки, скоростное шоссе, смешной сынишка, смышлёный малыш, сушёная вишня, шелест камышей.

- Шашки на столе, шишки на сосне.

- Саша любит сушки, а соня – ватрушки.

- Совушка, совушка, большая головушка.

- Вымыли мыши миски для мишки.

- Саша мал, Саша с мылом уши мыл.

Дети выполняют задание дома вместе с родителями.

Проследить за тем, чтобы дети выполнили задание дома. (проверка: воспроизвести по памяти данные словосочетания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...