«Формирование речи детей средствами развития мелкой моторики в режимных моментах»
презентация по логопедии на тему

Консультация для воспитателей о формировании  речи средствами развития мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование речи детей средствами развития мелкой моторики в режимных моментах».

  «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» - сказал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.

То же самое можно сказать и про речь.

  Речевое развитие находится в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Я работаю в логопедической группе и по результатам наблюдений пришла к выводу, что у детей недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому я решила целенаправленно и систематически проводить работу по развитию мелкой моторики. Организуя работу с детьми по развитию мелкой моторики, я стараюсь применять, как уже известные игры и приёмы, так и нетрадиционные. Они и представлены в моей презентации.

Пальчиковые игры.

Их я использую во всех видах деятельности и обязательно с речевым сопровождением. Они очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию речи и творческого воображения.

Выкладывание мозаики.

Игры с разными видами мозаик дети очень любят, они развивают мелкую моторику, цветовое восприятие, координацию, фантазию.

Шнуровка.

Разные виды шнуровок развивают у детей пространственное мышление, моторику, творческие способности, воображение.

Нанизывание бусин, пуговиц.

Такие игры отлично развивают пальчики. Можно нанизывать бусины, пуговицы, макароны. Развивается координация рук и глаз, усидчивость.

Оригами.

Также в своей работе мы используем японское искусство оригами – это конструирование из бумаги. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движения пальцев рук, внимание, память, логическое мышление. Ребенок знакомится с геометрическими понятиями, развивается глазомер.

Обводка по контуру, вырезание.

Такие упражнения способствуют развитию творческих способностей; воспитанию аккуратности, самостоятельности.

Собирание паззлов, разрезных картинок.

Развивает внимание, сообразительность, логическое мышление. Дети очень любят такие занятия.

Игры с пластилином, рисование, аппликация.

На занятиях продуктивной деятельностью: лепкой, рисованием, аппликацией – успешно разрабатывается мускулатура рук; приобретается новый сенсорный опыт, дети учатся аккуратности, воспитывается умение доводить работу до конца.

Пересыпание крупы, перебирание круп.

Особый интерес дети испытывают при работе с различными видами круп, бобовыми культурами. Для детей это не только развлечение, но и способ узнать об окружающем мире и его свойствах.

Здесь можно использовать такие игры, как «Золушка» (перебирание, сортировка).

Раскладывание крупы, сыпучих материалов по контуру.

Можно использовать различные виды круп: гречку, манку, рис, пшено, бобовые культуры.

Рисование по крупе.

Можно не только рисовать, но и писать буквы, цифры.

Накормим поросенка.

Дети «кормят» поросенка желудями, фасолью, горохом.

Наматывание нити на клубок, сматывание лент.

Такие упражнения помогают развивать концентрацию, внимания и координацию движений.

Игры с прищепками.

Развивают движения сжимания и разжимания кончиков пальцев, логическое мышление.

Самомассаж с помощью массажёров.

Благодаря развивающим массажерам укрепляется детская рука, осуществляется сенсорное развитие, повышается иммунитет.

Это могут быть как купленные массажёры, так и подручные средства, такие как: шестигранный карандаш, расческа. Можно использовать нетрадиционное оборудование: шишки, грецкие орехи, прищепки.

Выкладывание узора, рисунка из счетных палочек.

Можно выкладывать по образцу из спичек. Развивается внимание, пространственное мышление, координация.

Игры с пуговицами.

«Рисование пуговицами», «Выкладывание по контуру». Эти игры развивают внимание, образное мышление, цветовое восприятие. Можно выкладывать по образцу или придумывать свои варианты, например, буквы, цифры.

Переливание воды пипеткой.

Упражнения с пипеткой помогают развивать так называемый пинцетный захват, который очень полезен для раннего развития мелкой моторики.

Перечисленные виды деятельности я использую в ежедневной работе с детьми и это дает положительный результат. В нашей группе есть речевой центр, где находятся все пособия и игры на развитие мелкой моторики. Развивая мелкую моторику, мы развиваем речь детей.

Используемая литература.

  1. Герасимова А.С. «Уникальное руководство по развитию речи» под редакцией Сергеева Б.Ф. 2-ое издание: Айрис-пресс, 2004.
  2. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. «Речь и развитие психических процессов ребенка», Просвещение, 2006.
  3. Белая А.Е. Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника», 2010.
  4. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», 2011.
  5. Агапова И.А. «Игры с пальчиками для развития речи», 2009.
  6. Сыротюк А.Л. «Обучение детей с учетом психофизиологии», ТУ Сфера, 2001.

Сообщение на РМО воспитателей

Октябрьского района ГО города Уфы

«Формирование речи детей средствами развития мелкой моторики в режимных моментах»

Подготовила: воспитатель

Камалутдинова О.Л.

МАДОУ №299


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование речи детей средствами развития мелкой моторики в режимных моментах Авторы: воспитатель Камалутдинова О.Л. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №299 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Слайд 2

Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Способствует развитию речи и творческой деятельности. Пальчиковые игры

Слайд 3

Выкладывание мозаики Цель: совершенствование тонких движений кончиков пальцев, координации рук; развитие внимания к цветовым свойствам предметов.

Слайд 4

Шнуровка Цель : развитие пространственной ориентировки, внимания, творческих способностей, точности глазомера, последовательности действий, формирование навыка шнуровки .

Слайд 5

Нанизывание бусин, пуговиц Цель: продолжать учить брать отдельные мелкие предметы (бусинки); развивать координацию обеих рук; формировать целенаправленность действий и эмоциональное отношение к игре.

Слайд 6

Оригами Цель: знакомить на практике с геометрическими понятиями, развивать пространственное воображение, зрительное восприятие информации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вырезание

Слайд 2

Собирание паззлов, разрезных картинок, кубиков

Слайд 3

Игры с пластилином Цель : развитие мелкой моторики пальцев, воображение , координации движений рук, аккуратности, трудолюбия.

Слайд 4

Рисование Цель : развитие творческих способностей, воображения, фантазии.

Слайд 5

Аппликация Цель : формирование пространственных представлений, развитие творческих способностей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обводка по контуру Цель: учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения, развивать графические навыки.

Слайд 2

Пересыпание крупы

Слайд 3

Перебирание крупы Цель : развитие тонких движений рук, ловкости.

Слайд 4

Раскладывание крупы, сыпучих материалов по контуру

Слайд 5

Рисование по крупе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Накорми поросенка»

Слайд 2

Наматывание нити на клубок Цель: развивать концентрацию внимания и координацию движений.

Слайд 3

Сматывание лент, шнурков

Слайд 4

Игры с прищепками Цель: формирование и развитие движения сжимания и разжимания кончиков пальцев.

Слайд 5

Самомассаж с помощью массажёров Цель: укрепление иммунитета, совершенствование координационных способностей рук.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самомассаж с помощью массажёров Цель: укрепление иммунитета, совершенствование координационных способностей рук.

Слайд 3

Самомассаж карандашами

Слайд 4

Самомассаж расческой

Слайд 5

Самомассаж шишками и грецкими орехами

Слайд 6

Самомассаж прищепками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

циклограмма работы по развитию мелкой моторики в режимных моментах

Организация работы по развитию мелкой моторики в режимных моментах...

«Формирование речи ребенка средствами развития мелкой моторики».

Самоанализ по реализации индивидуального образовательного маршрута...

Образовательный проект на тему : «Развитие мелкой моторики через режимные моменты и в любых видах деятельности в смешанной группе

Цель проекта : Формирование мелкой моторики, согласованных действий в системе «глаз-рука», слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти посредством развит...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...