Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Щ - Ч».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Прудникова Ольга Юрьевна

Конспект занятия написан в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 87_konspekt_po_fgos_zvuki_ch-shch.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной  логопедической группе

по теме: «Звуки Щ - Ч». (конспект №87).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:

  • Закрепить  произношение и различение звуков [Щ]-[Ч];
  • Закрепить  словообразование существительных, обозначающих профессии.
  • Тренироваться в образовании существительных  с уменьшительно-ласкательными и  увеличительно-пренебрежительными суффиксами.
  • Тренироваться в употреблении сложноподчинённых предложений

                 

 Оборудование: 

  • предметные картинки на [Ч]-[Щ] (врач, грач, мяч, бочка, кирпич,                    обруч, чайник, чайка, чашка, пчёлы, качели, печенье, чулок, мальчик,  девочка,  лётчик, песочница, учитель, спички, часы, черёмуха ;роща, щука,  площадь, лещ, овощи, щипцы, ящик, щегол, щенок, щётка, пещера, удилище, вещи, щит, щепки, щарель, плащ),
  • карточки-схемы слов,
  • тетради,
  •  ручки.

Ход образовательной деятельности:

Образова- тельная область по ФГОС

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

1. Организационный момент.

- Припоминание картинок на Ч (девочки), на Щ (мальчики).

- Игра «Закончи слово»:  МЯ…, ХВО…, КЛЮ…, МО…, СКОТ…, ПЛА…, ГРА…, ОБРУ…, ОВО… и др.

Физическое развитие

Двигатель-ная деятельность

2. Пальчиковая гимнастика.

Мы варить учились щи,
Щи, да супчики-борщи!
Притащили овощей
Мы для супчиков-борщей.
Вот щавель, чеснок, лучок
И петрушечки пучок,
Перчик горький, перчик сладкий
И укропчик, прямо с грядки,
Помидорчик, кабачок
И гороховый стручок!

Целый чан картошки мы ли
Тут для супчика помыли?
Целый ящик овощей
Перечистили для щей!
Чик-чик-чик, — шинкуем мелко,
Вот для перчика тарелка.
Всё бросаем в кипяточек,
Пусть попарится чуточек!
Посолили, поперчили,
Соли чуть переборщили.
Гуще, гуще, гуще, гуще
Щи в тарелки наливай.
Чаще, чаще, чаще, чаще
Щи к обеду подавай!
Замечательная пища!—
Мой тарелки чище, чище!

Физическое развитие

Двигатель-ная деятельность

3. Артикуляционная гимнастика.

На шипящие звуки, можно выполнить комплекс подготовительных упражнений.

Социально-коммуника-тивное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

4. Игра «Четвертый лишний».

На доске: ГРАЧ, СИНИЦА, СНЕГИРЬ, ВОРОБЕЙ

- Какая картинка лишняя и почему? – ГРАЧ – это перелетная птица, остальные – зимующие.

На доске:

ЩЕНОК, КОРОВА, ЛОШАДЬ, СВИНЬЯ

- Какая картинка лишняя и почему?  - ЩЕНОК – это детеныш собаки, все остальные – взрослые домашние животные.

Какой  последний звук в слове ГРАЧЧЧ? – звук Ч.

Какой  первый звук в слове ЩЩЩЕНОК? – звук Щ.

5. Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки Щ и Ч.

- Характеристика звуков:

Щ – согласный, мягкий, глухой, шипящий.

Ч –согласный, мягкий, глухой, шипящий .

Артикуляция звуков Щ-Ч. Попеременное произнесение логопедом, детьми, хором, громко, тихо, индивидуально.

Речевое развитие

Социально-коммуника-тивное развитие

Коммуни-кативная деятельность

Игровая деятельность

6. Различение звуков [Щ] – [Ч]    - игра «Поймай звук»

а) в слогах: ча, ич, ща, ищ, ущ, уч, ще, че, ещ, ще, еч…;

б) в словах: вечер, вечера, прищепка, щебень, прищурился, чертить, черепаха, обещать, трещотка…;

 в) по картинкам на панно: отбор картинок сначала на [Ч], затем – на [Щ], осложнение задания определением места звука в слове.

  • Составление предложения по картинкам, деление их на слова.
  • Подбор картинок к карточкам-схемам.

Речевое развитие

Социально-коммуника-тивное развитие

Коммуника-тивная деятельность

Игровая деятельность

7.  Игра «Попугай»

Воспроизведение слоговых рядов:

                    ча-ча-ща                        ащ-ащ-ач

                    ча-ща-ща                       ащ-ач-ач

                    ча-ща-ча                         ащ-ач-ащ    и т.д.

Физическое развитие

Двигатель-ная деятельность

8. Физкультминутка.

Игра на дифференциацию звуков Ч — Щ

«Ключ». Дети стоят в «домиках». Один ребенок ищет ключи. Он ходит от одного к другому и спрашивает: «Где ключи?» Ему отвечают: «У Тани поищи». Пока он ходит, дети меняются местами, а он должен занять пустой «домик».

Речевое развитие

Социально-коммуника-тивное развитие

Коммуника-тивная деятельность, Продуктив-ная деятельность, игровая деятельность

9. Закрепление словообразования существительных, обозначающих профессии:

 

а) игра «Кто это?»:

          работает на экскаваторе – экскаваторщик

          работает на подъёмном кране – крановщик

          дрессирует животных – дрессировщик

          чистит обувь – чистильщик

          работает на почте – почтальон

          играет на скрипке – скрипач

          играет на барабане – барабанщик

          ухаживает за птицей – птичница

             делает кровлю – кровельщик

             кладёт паркет – паркетчик;

 б) игра «Кто что делает?»:

часовщик – чинит часы              каменщик -                     точильщик -   бетонщик -                                   сварщик -                       носильщик –пильщик -                                стекольщик -                  водопроводчик –печник -                                  пасечник -                        регулировщик –

в) договаривание сложноподчинённых предложений с использованием слов, обозначающих профессии – игра «Кто нам нужен?»:

                     Куры бегут к кормушке, когда …

        Если сломались часы, нужно …

                     Чтобы починить сломанные часы …

                     Если затупился нож, …

                     Чтобы сложить фундамент дома, …

                     Если сломался водопроводный кран, …

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

10. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных и

       пренебрежительно-увельчительных суффиксов – соревнование двух команд Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря:

           

 Мальчик-с-пальчик                                       Иван-богатырь

Иванушка                                                         Иван

 рубашечка                                                     рубашища

сапожки                                                        сапожищи

кармашек                                                      карманище

ремешок                                                        ремнище

топорик                                                        топорище

ножка                                                             ножища

 ручка                                                             ручища

 глазки                                                            глазищи

усики                                                            усищи

 голосок                                                           голосище

 носик                                                              носище

 силушка                                                           силища

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

11. Домашнее задание:  

Выучить чистоговорки на звуки Щ-Ч.

ащ, ач, ащ — мы купили плащ

чи, щи, чи — где мои ключи

ач, ащ, ач — ты не плачь

щи, чи, щи — ключи поищи

чу, щу, чу — я не шучу

чу, щу, чу — я урок учу

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

12. Итог занятия:

        - произнесение и сопоставление звуков;

        - припоминание слов, картинок на [Щ], [Ч].

Социально-коммуника-тивное развитие

Трудовая деятельность

13. Выполнение трудовых поручений по подготовке к образовательному процессу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква У». Занятие № 1

Вашему вниманию предлагается технологическая карта - конспект непосредственно образовательной деятельности (фронтального занятия) по обучению грамоте для детей 6-7 лет с учетом требований ФГТ. Конспек...

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И». Конспект № 7

Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГТ....

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки П, Пь, буква П».

Конспект - технологическая карта будет полезен всем логопедам, кто ведет обучение грамоте в подготовительных к школе группах....

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки П-Т-К».

Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, выполненный в соответствие с требованиями ФГТ...