Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Ж-Ш».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Прудникова Ольга Юрьевна

Конспект НОД составлен в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 70_konspekt_po_fgos_zvuki_zh-sh.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной  логопедической группе

по теме: «Звуки Ж-Ш». (конспект №70).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:

- научиться правильно произносить  и различать звуки  [Ш]-[Ж].

- закрепить  знания о животных и их детёнышах.

- тренироваться в образовании родственных слов (от названий животных).

- закрепить  правописание  сомнительных согласных.

- тренироваться в составлении пересказа (рассказ В.Бианки «Купание медвежат»).

Оборудование: 

  • предметные картинки (шапка, подушка, кукушка, лягушка, шляпа, бабушка, кувшин, шина, машина, мешок, мышь, лошадь, кошка, мышка, пушка, шкаф, катушка, вишни, ландыш, мишка; жаба, жук, жираф, ужи, ежи, моржи, крыжовник, ежевика, пиджак, жёлуди, медвежонок, лыжи, ножи, художник, журнал, сапожник, жеребёнок, кружок, одежда),
  • сюжетная картина И. Шишкина «Утро в сосновом бору», 
  • текст рассказа В.Бианки «Купание медвежат», 
  • наборы для составления схем,
  • тетради,
  • ручки,
  • разрезные азбуки.

Ход образовательной деятельности:

Образова- тельная область по ФГОС

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

1. Организационный момент.

- Припоминание картинок на Ж (девочки), на Ш (мальчики).

Физическое развитие

Двигатель-ная деятельность

2. Пальчиковая гимнастика.

Физическое развитие

Двигатель-ная деятельность

- Какие слова со звуками Ш или Ж встретились нам в этой пальчиковой игре?  - МЫШКА, СТРАШНЫЙ, УБЕЖАЛА.

3. Артикуляционная гимнастика.

 - на шипящие звуки.

Речевое развитие

Социально- коммуника-тивное развитие

Игровая деятельность

4. Игра «Четвертый лишний».

На доске:

ШИНА, АВТОМОБИЛЬ, АВТОБУС, МОТОЦИКЛ

- Какая картинка лишняя и почему? – ШИНА – это часть транспорта, а все остальное – виды транспорта.

На доске:

ЖЕЛУДЬ, ДУБ, БЕРЕЗА, КЛЕН

- Какая картинка лишняя и почему? – ЖЕЛУДЬ – это плод дерева (ДУБА), а все остальное – деревья.

Какой первый звук в слове ШШШИНА?  - Ш.

Какой первый звук в слове  ЖЖЖЕЛУДЬ?  - Ж.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

5. Отгадывание по характеристике, произнесение и сопоставление звуков Ж- Ш .

ПЕСЕНКА ЗМЕИ (ГУСЯ)  - ШШШШ

ПЕСЕНКА ЖУКА – ЖЖЖ.

- Чем похожи звуки Ш и Ж? – ОБА СОГЛАСНЫЕ, ШИПЯЩИЕ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ.

- Чем отличаются звуки Ш и Ж?  - ЗВУК Ш – ГЛУХОЙ, ЗВУК Ж – ЗВОНКИЙ. 

Речевое развитие

Социально- коммуника-тивное развитие

Коммуни-кативная деятельность

Игровая деятельность

6. Различение звуков [Ш] – [Ж] - игра «Жуки и  змеи (гуси)» - 2 команды:

а) упражнение в звукоподражании на внимание;

б) различение в слогах: жа, ша, шла, ажл, жлу, ушл, жи…;

в) в словах: шланг, шлагбаум, пирожное, дирижабль, мороженое, маршировать,  дирижировать, штукатур, можжевельник, шуршать, шелест,   путешествие…;

 г) по картинкам на панно (задание усложнено выделением ударения);

д) проговаривание скороговорок на [Ж], [Ш].

Речевое развитие

Продуктив-ная деятельность

Коммуника-тивная деятельность

7. Преобразование слогов, слов – игра «Наоборот»:

ша-жа                      шла -                   ужи – уши                   жить –

 шо-                          ошл -                   жар -                            жалить-

шу-                          шлу-                    жила-                           жарить-

ши-                          ушл-                    жаль-                            житьё-

 ше -                         ышл-                   жарь-                             лужа-

 

Физическое развитие

Двигатель-ная деятельность

8. Физкультминутка.

«ОХОТНИК»

Я В ЛЕС ПОЙДУ,

Я ЗВЕРЯ ПОДСТРЕЛЮ:

( далее ребенок на каждый шаг называет какое-либо дикое животное; кто из детей дошел до черты, обозначающей лес, не нарушив условия игры, тот из игры вышел победителем; кто не дошел до леса, тот должен вернуться «домой»).

Второй вариант игры предполагает имитацию движений диких животных: медведь - шаги на внешней стороне стопы, заяц - легкие прыжки на носочках с продвижением вперед и т. д.

Речевое развитие

Продуктив-ная деятельность, Коммуника-тивная деятельность

9. Составление схем предложений, повторение правописания ши, жи, сомнительной согласной:                        

                                                   Луша мыла уши.

                                                   Луша шила жакет.

                                                   Уж жил в лесу.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

10.  Упражнения с разрезной азбукой – преобразование слогов, слов:

                            ши – жи – ужи – уши – Луши – лужи – лужа

 

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

11. Рассказ В.Бианки «Купание медвежат»:

      а) чтение рассказа логопедом; (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

      б) рассматривание картины И.Шишкина; (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

      в) беседа по содержанию рассказа:

                  Где жил охотник?

                  Что он услышал? Какой треск?

                  Как поступил охотник? Почему?

                  Кто вышел из леса?

                  Что сделала медведица? Как вела себя медведица?

                  Чем закончился побег второго медвежонка?

                  Какой это побег?

                  Чем закончилось происшествие?

       г) повторное чтение

      д) пересказ.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятель-ность

12. Лексические и грамматические упражнения по рассказу В.Бианки «Купание медвежат»:

а) подбор родственных слов:

медведица – медведь, медвежонок (медвежата), медвежья, медведушка, медвежатина, мёд;

 

б) подбор признаков и действий:

                                           медведица

                                       

                           умная (мудрая)                     ходит

                           большая (огромная)             бегает

                           сильная                            учит медвежат

                          строгая                             переваливается

                          бурая                                 спит в берлоге

                           неуклюжая                               рычит

                          косолапая                       лазает по деревьям

                                                                          купается

 в) образование притяжательных прилагательных – игра «Чей хвост, чья лапа, чьё  ухо?»

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

13. Домашнее задание:  

-  ПЕРЕСКАЗ рассказа БИАНКИ «КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ».

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

14. Итог занятия:

        - произнесение и сопоставление звуков;

        - припоминание слов, картинок на [Ш], [Ж].

Социально- коммуника-тивное развитие

Трудовая деятельность

15. Выполнение трудовых поручений по подготовке к образовательному процессу.

"Купание медвежат" В.В. Бианки

Рассказ для детей

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун - её годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом - в воду, как первого. Полоскал, полоскал его - да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква У». Занятие № 1

Вашему вниманию предлагается технологическая карта - конспект непосредственно образовательной деятельности (фронтального занятия) по обучению грамоте для детей 6-7 лет с учетом требований ФГТ. Конспек...

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И». Конспект № 7

Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГТ....

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки П, Пь, буква П».

Конспект - технологическая карта будет полезен всем логопедам, кто ведет обучение грамоте в подготовительных к школе группах....

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки П-Т-К».

Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, выполненный в соответствие с требованиями ФГТ...