Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Ж-З».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Прудникова Ольга Юрьевна

Конспект НОД составлен в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 69_konspekt_po_fgos_zvuki_zh-z.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной  логопедической группе

по теме: «Звуки Ж-З». (конспект №69).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:

- Закрепить правильное произношение и различение звуков [Ж]-[З];

- Упражняться  в употреблении предлогов за, из-за, из-под, через, между; 

- Тренироваться в словообразовании сложного прилагательного железнодорожный;

- Упражняться  в согласовании с существительными прилагательных  железнодорожный, -ая, -ое;

- Упражняться  в печатании и чтении.

Оборудование: 

- предметные картинки (зонт, тазы, коза, завод, замок, звёзды, знамя, знамёна, звонок, гнездо, зайка, ваза, мимоза, незабудки, фазан, жаба, жук, жираф, ужи, ежи, моржи, крыжовник, ежевика, пиджак, жёлуди, медвежонок, лыжи, ножи, художник, журнал, сапожник, жеребёнок, кружок, одежда)

Ход образовательной деятельности:

Образова- тельная область по ФГОС

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

1. Организационный момент.

- Припоминание картинок на З (девочки), на Ж (мальчики).

Физическое развитие

Двигатель-ная деятельность

2. Пальчиковая гимнастика.

Сделаем гимнастику для рук:

 - сжимания пальцев в кулаки;

- вращение кулаков;

- выгибание кистей рук;

 - соединение пальчиков рук.

Физическое развитие

Двигатель-ная деятельность

3. Артикуляционная гимнастика.

На звуки З-Ж.

  • Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
  • С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
  • Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
  •  Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).
  • Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
  • Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
  • Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
  • С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
  • Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
  • И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
  • Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
  • Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).
  • Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
  •  Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
  • Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
  • На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
  •  Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
  •  Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

 

Речевое развитие

Социально-коммуника-тивное развитие

Игровая деятельность

4. Игра «Четвертый лишний».

На доске:

Собака, кошка, корова, заяц

- Какая картинка лишняя и почему? – Заяц – это дикое животное, остальные домашние.

На доске:

Жираф, тигр, лев, леопард

- Какая картинка лишняя и почему? – Жираф – травоядное животное, остальные – хищники.

Какой первый звук в слове ЗЗЗАЯЦ? – З.

Какой первый звук в слове  ЖЖЖИРАФ?  - Ж.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

5. Отгадывание по характеристике, произнесение и сопоставление звуков С – Ш .

ПЕСЕНКА КОМАРИКА  - ЗЗЗЗ…

ПЕСЕНКА ЖУКА – ЖЖЖ.

- Чем похожи звуки З и Ж?

- Чем отличаются звуки З и Ж?

- Чем отличается артикуляция этих звуков?

Речевое развитие

Социально-коммуника-тивное развитие

Коммуни-кативная деятельность

Игровая деятельность

6. Различение звуков [З] – [Ж] - игра «Жуки и комары» - 2 команды:

а) упражнение на внимание – попеременное произнесение    ж-ж-ж – з-з-з

б) различение в слогах: за, жа, жла, азл, ужл, злу, жно, озн…;

в) различение в словах: незабудки, гвоздики, дирижабль, зоопарк, жаровня, абажур,  занавеска, этажерка, оранжерея, затмение, жаворонок, стрекоза, пирожное, зубочистка…;

 г) по картинкам на панно – игра «Подари картинки ЗОЕ и ЖАННЕ».;

д) игра «Наоборот»:

                    за-за-за – жа-жа-жа                          ужи-узы

                    зо-зо-зо -                                                жал-

                    зу-зу-зу -                                                кожа –

                    зы-зы-зы -                                             рожок –

                    зла –зла-зла -                                       жевать –

                    озл-озл-озл –

Речевое развитие

Продуктив-ная деятельность

Коммуника-тивная деятельность Двигательная деятельность

7.  Составление схем слов по индивидуальным картинкам.

 

СЛОВА: ЖУК, ЖУКИ, ЖИРАФ, ЗОНТ, КОЗА, МИМОЗА, ЖЕЛУДИ, УЖИ, ЖАБА, ВАЗА и др.

Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам, деление их на слова, составление схем предложений.

ЖУК ЛЕТИТ.

ЖИРАФ ЕСТ ЛИСТВУ.

ЖАБА КВАКАЕТ НА БОЛОТЕ.

Физическое развитие

Двигатель-ная деятельность

8. Физкультминутка.

- Хотите погулять в  березовой роще.

-Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу.

-Открывайте глазки.

-Покажите, какие там большие деревья. Дети поднимают руки.

-Покажите, какая там мягкая, зеленая травка и цветочки. Дети опускают руки вниз, гладят «травку».

-На цветок садится майский жук – ж-ж-ж-ж-ж. (громкое произнесение).  Дети машут ручками изображая жука.

-А рядом с ним летает комарик – з-з-з-з-з. (громкое произнесение) . Дети соединяют вместе большой и указательный пальцы и изображают комарика.

-Вот они улетают все дальше и дальше и их уже почти не слышно. (произнесение звуков Ж и З тихо).

-Теперь их совсем не слышно, они улетели.

Дети расслабляются.

Речевое развитие

Продуктив-ная деятельность, Коммуника-тивная деятельность

9. Печатание пар слогов, слов на [З]-[Ж]:

                                 за-жа                            ужи-узы

                                 зо-жо                           жал-зал

                                 зу-жу                           кожа-коза

                                 зы-жи                         рожок-разок

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

10. Упражнение в словообразовании сложного прилагательного железнодорожный,  согласовании его с существительными:

 а) билет для поездки по железной дороге – железнодорожный билет;

     форма работников железной дороги – железнодорожная форма;

  транспорт на железной дороге – железнодорожный транспорт;

  расписание движения на железной дороге –

  поездка по железной дороге –

  станция на железной дороге –

  вагон на железной дороге –

  касса на железной дороге –

 платформа на железной дороге –

 б) подбор предметов к признакам:

 железнодорожный           железнодорожное               железнодорожная

 билет                                       движение                             станция

  семафор                                   сообщение                            касса

  вокзал                                      училище                               форма

  транспорт                                 расписание                          платформа

   перрон                                      путешествие                       милиция

  мост                                            кафе                                   стрелка

  вагон                                        оборудование                     охрана

  путь                                              полотно                              мастерская

 шлагбаум                                       купе                                   шпала

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

11.Закрепление употребления предлогов за, из-за, из-под, через, между:

а) выполнение инструкций, составление предложений по демонстрации действий;

б) договаривание предложений:

  Женя пошел в железнодорожную кассу (за) билетом на проезд.

  Зоя перешла (через) железнодорожное полотно по мосту.

 (За) железнодорожным мостом находится железнодорожная станция.

  (Из-за) леса показался поезд.

 Маленький котёнок выскочил (из-за) железнодорожного вагона.

Отремонтированный поезд вышел (из) железнодорожного депо.

Шпалы лежат  (между) железнодорожными рельсами.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

13. Домашнее задание:  

Выучить скороговорки на З и Ж:

  1. Жук жужжит над абажуром,

Жужжит жужелица,

Жужжит, кружится.

2.   Встретил в чаще еж ежа,

- Как погода, еж?

- Свежа.

И пошли домой, дрожа,

Сгорьбясь, съежась, два ежа.

3. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

4. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

14. Итог занятия:

        - произнесение и сопоставление звуков;

        - припоминание слов, картинок на [З], [Ж].

Социально-коммуника-тивное развитие

Трудовая деятельность

15. Выполнение трудовых поручений по подготовке к образовательному процессу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква У». Занятие № 1

Вашему вниманию предлагается технологическая карта - конспект непосредственно образовательной деятельности (фронтального занятия) по обучению грамоте для детей 6-7 лет с учетом требований ФГТ. Конспек...

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И». Конспект № 7

Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГТ....

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки П, Пь, буква П».

Конспект - технологическая карта будет полезен всем логопедам, кто ведет обучение грамоте в подготовительных к школе группах....

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки П-Т-К».

Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, выполненный в соответствие с требованиями ФГТ...