Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки С-Ш».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Прудникова Ольга Юрьевна

Конспект НОД составлен в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 57-58_konspekt_po_fgos_zvuki_s-sh.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной  логопедической группе

по теме: «Звуки С-Ш». (конспект №57-58).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:

1.Закрепить  правильное  произношениие и различение звуков.

2. Тренироваться в словообразовании  существительных с суффиксом –ист, обозначающих   лиц  по их занятиям.

3. Закрепить   употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов  -ушк-, -юшк-, -ышк-.

4. Упражняться  в употреблении сложноподчинённых предложений.

                     

Оборудование: предметные картинки на С и Ш.

Ход образовательной деятельности:

Образова- тельная область по ФГОС

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

1. Организационный момент.

- Припоминание картинок на С (девочки), на Ш (мальчики).

Физическое развитие

Двигатель-ная деятельность

2. Пальчиковая гимнастика.

Сделаем гимнастику для рук:

 - сжимания пальцев в кулаки;

- вращение кулаков;

- выгибание кистей рук;

 - соединение пальчиков рук.

Физическое развитие

Двигатель-ная деятельность

3. Артикуляционная гимнастика.

На звуки С-Ш.

  • Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
  • С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
  • Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
  •  Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).
  • Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
  • Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
  • Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
  • С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
  • Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
  • И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
  • Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
  • Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).
  • Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
  •  Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
  • Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
  • На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
  •  Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
  •  Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

 

Социально-коммуника-тивное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

4. Игра «Четвертый лишний».

На доске:

волк, собака, лиса, заяц

- Какая картинка лишняя и почему? – Собака. Это домашнее животное, все остальные дикие.

На доске:

Шапка, кофта, платье, брюки.

- Какая картинка лишняя и почему? – Шапка – это головной убор, все остальное – это одежда.

Какой первый звук в слове СССобака ?  - С.

Какой первый звук в слове  ШШШапка ? – Ш.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

5. Отгадывание по характеристике, произнесение и сопоставление звуков С – Ш .

Песня суслика – свистит.

У змеи она шипит.

Ты послушай и узнай,

Эти песни отгадай.

- Чем похожи звуки С и Ш?

- Чем отличаются звуки С и Ш?

- Чем отличается артикуляция этих звуков?

Речевое развитие

Социально-коммуника-тивное развитие

Коммуни-кативная деятельность

Игровая деятельность

6. Различение звуков [С] – [Ш]:

а) са, ши, ос, уш, шта, ста, аст, ошп…;

б) столовая, ракушки, штукатур, киоск, сковорода, мышеловка, шуршать, свистеть;

в) игра «Наоборот»:

 

са-ша                   ас-аш                      ста-шта                   аст-ашт

со-шо                   ос-                          сто-                          ост

су-шу                   ус-                          сту-                           уст-

сы-ши                  ыс -                        сты-                          ыст-

сэ-шэ                   эс-                           стэ-                          эст-

                       

уши-                        шины-                  Машка-                       Мишка-

мышь-                     шаман-                 каша-                          пошел-

башня-                    шутки-                  Маша-                        наш-

крыша-                    кошка-                  ваш-                           шашка-

       

 г) воспроизведение слоговых рядов – игра «Попугай»:

ша-са-ша                              ста-шта-шта

   

са-са-ша                               ашт-аст-ашт   и т.д.

д) игра «Подарим картинки Соне и Алёше» - отбор картинок на [С], [Ш] -   (2 команды), упражнение в употреблении сложноподчинённых предложений  по образцу:

Я подарю санки Соне, потому что в слове санки есть звук [С].

Я подарю мишку Алеше, потому что в слове «мишка» есть звук Ш.

Речевое развитие

Продуктив-ная деятельность

Коммуника-тивная деятельность Двигательная деятельность

7. Спряжение глаголов настоящего времени по образцу:

           

  • шептать потешки и скороговорки;
  • слушать сказки и стихи;
  • спешить в школу;
  • шелестеть сухими листьями в осеннем саду.

               

Физическое развитие

Двигатель-ная деятельность

8. Физкультминутка.

Хотите погулять в сосновом лесу. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки.

Покажите, какие там большие деревья. Дети поднимают руки.

Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.

Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками.

Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Дети расслабляются.

Снова подул ветер. Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.

Социально-коммуника-тивное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

9. Закрепление словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям:

  • Играет в шахматы – шахматист              
  • играет в волейбол –
  • Играет на баяне -                                        
  • играет в баскетбол –
  • Играет на гармони -                                  
  • играет в хоккей –
  • Играет на аккордеоне -                              
  • работает на машине –
  • Играет на пианино -                                    
  • работает на такси –
  • Играет на гитаре -                                      
  • поднимает штангу –

       

Составление предложений ( с образованными словами), деление их на слова.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность,

Продуктив-ная деятельность

10. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными  суффиксами –ушк-, -юшк, -ышк-… - игра «Назови ласково»:

зима – зимушка                         крыло-                          сторона-

кума-                                           кол-                               голова-

голубка-                                     воля-                              борода-

стекло-                                        хлеб -                             мать-

камень-                                       изба-                               батя-

бревно-                                       хозяйка-                         тётя-

горе-                                            корова-                          дядя-

воробей-                                     штаны-                          горло-

солнце-                                       ворона-                          перо-

медведь -                                    трава-                             зерно-

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

13. Домашнее задание:  

Выучить скороговорки на С и Ш:

- Шла Маша по шоссе и сосала сушку.

- Шила шапку – сшила тапку.

-Шашки на столе, шишки на сосне.

-Саша любит сушки, а соня – ватрушки.

-Совушка, совушка, большая головушка.

-Вымыли мыши миски для мишки.

-Саша мал, Саша с мылом уши мыл.

-  

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

14. Итог занятия:

        - произнесение и сопоставление звуков;

        - припоминание слов, картинок на [С], [Ш].

Социально-коммуника-тивное развитие

Трудовая деятельность

15. Выполнение трудовых поручений по подготовке к образовательному процессу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква У». Занятие № 1

Вашему вниманию предлагается технологическая карта - конспект непосредственно образовательной деятельности (фронтального занятия) по обучению грамоте для детей 6-7 лет с учетом требований ФГТ. Конспек...

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И». Конспект № 7

Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГТ....

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки П, Пь, буква П».

Конспект - технологическая карта будет полезен всем логопедам, кто ведет обучение грамоте в подготовительных к школе группах....

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки П-Т-К».

Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, выполненный в соответствие с требованиями ФГТ...