Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи "Прогулка в осенний лес"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Горенская Алина Геннадьевна

Материал НОД по развитию речи "Прогулка в осенний лес"

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Подготовительная к школе группа

Тема: «Прогулка в осенний лес».

Цель: закрепление знаний детей в умении делить слова на слоги, находить в слове ударный слог.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

Формировать фонематический слух. Закрепить умение делить слова на слоги, находить в слове ударный слог и ударную гласную. Ознакомить со смыслоразличительной ролью ударения. Учить работе со слогоударными схемами.

Коррекционно-развивающие: Обогащать словарный запас детей. Развивать память, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать интерес к русскому языку, ответственность за выполнение коллективной работы.

Оборудование: декорация леса: ширма, кукла-зайчик, кроватка, ворота замка, замок; фишки для обозначения звуков; предметные картинки: стрелки, кружки, гвоздики; слогоударные схемы двусложных слов; пособие «Звуковая дорожка»; три коробки со схемами трехсложных слов; молоточек мастера Ударника; молоточки для детей, бросовый материал для молоточков; игра «Назови ударный слог».

Ход мероприятия:

Логопед: здравствуйте, ребята.

- Сегодня я хотела пригласить вас на прогулку в осенний лес. Вы согласны? Какое сейчас время года? осень. Посмотрите на волшебный зонтик и назовите только те картинки, которые связаны с осенним лесом. (грибы, потому что их собирают в лесу и т.п.).

Стук в дверь. Письмо от мастера Ударника. Читаем.

- У меня случилась беда. В замок пробрался Слогопут и куда-то спрятал мой волшебный молоточек. Без него я не смогу работать со словами и делать вашу речь четкой и правильной. Вы сможете найти инструмент мастера, если выполните все задания Слогопута. Помогите мне, пожалуйста, верните мой молоточек!

- Ребята, поможем мастеру Ударнику? выполним задания? Тогда в путь!

На полу лежат следы детей. Встаем на них и произносим.

  1. По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. Дети делают подскоки на правой ноге.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. Дети делают подскоки на левой ноге.

По дорожке мы пошли и куда же мы пришли? Дети идут.

Логопед: нас дорожка привела…

Первое задание: игра «Звуковая дорожка».

- Ребята, нам необходимо перебраться через болото. Для этого нужно проложить звуковую дорожку, наступая только на те картинки, которые начинаются со звука «А», «У», «О».

Картинки: автобус, апельсин, арбуз, утка, утюг, улитка, оса, обезьяна, осьминог.

  1. По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. Дети делают подскоки на правой ноге.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. Дети делают подскоки на левой ноге.

По дорожке мы пошли и куда же мы пришли? Дети идут.

Логопед: нас дорожка привела…

Второе задание:  игра «Назови ударный слог»

- посмотрите на экран, попробуйте разделить название картинок на слоги и разложите слова по вагончикам, если один слог, в вагончик с одним окошком и т.д., назовите первый слог, второй, третий.

Картинки: гном, стол, волк, диван, ваза, ложка, банан, подушка, снежинка, бабочка.

  1. По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. Дети делают подскоки на правой ноге.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. Дети делают подскоки на левой ноге.

По дорожке мы пошли и куда же мы пришли? Дети идут.

Логопед: нас дорожка привела…

Логопед: дорожка привела нас в незнакомое место. Давайте заглянем.

Открывается ширма. В постели лежит зайчонок.

Зайчонок: так хочется поскорее в лесную школу! Нужно принять лекарство, чтобы поскорее выздороветь. Берет бутылочку с лекарством, читает. Три раза в неделю по одной таблетке. После приема пищи.

Принимает лекарство и начинает пищат: пи-пи-пи.

Логопед: что произошло? Правильно ли Зайчонок стал лечиться?

Ребенок: зайчонок не правильно поставил ударение. Три раза после приема пищи, а не пищи (от глагола пищать).

Логопед: что произошло от перестановки ударения?

Ребенок: от перестановки ударения изменилось значение слова.

Логопед: правильно. Запомните, с перестановкой ударения некоторые слова всегда меняют свое значение. Другие слова при изменении ударения просто теряют свой смысл.

Закрепление пройденного материала.

- ребята, давайте вспомним, как называется слог, на который падает ударение? Ударный слог.

Как он произносится? Ударный слог произносится громко, с большей силой и дольше тянется.

Как называется звук, на который падает ударение? Ударный звук.

Сколько ударных гласных может быть в слове? Одна. 

А может согласный звук быть ударным? Не может.

Как ударение обозначается на письме? Черточкой.

Вспомните стихотворение А. Шибаева:

Ударный слог, ударный слог-

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Логопед: а вот перед нами и замок мастера Ударника. Но посмотрите: ворота замка закрыты на замок. Они откроются, если вы правильно выложите звуковые схемы слов «Замок» и «Замок».

Работа со звуками. Дети выкладывают из фишек схемы слов.

Сравните получившиеся звуковые схемы.

Дети: они одинаковые.

Логопед: теперь сравните значение данных слов.

Дети: замок – дворец, крепость; замок – устройство для запирания двери ключом.

Логопед: с чем связано разное значение слов замок и замок?

Дети это связано с ударными слогами. В слове замок ударение падает на первый слог, а в слове замок – на второй.

Логопед: чтобы понять значение какого-то слова, его нужно произнести правильно, с ударением на нужный слог.

Творческое задание «Чудесные превращения»

Логопед: ребята, ворота до сих пор остаются закрытыми. Надо выполнить еще одно задание. Послушайте слова и поменяйте в них ударение, чтобы получились новые слова. Гвоздики, стрелки, кружки.

Дети выполняют задание, с помощью логопеда объясняют значение слов.

Гвоздики – цветы с яркими бутонами.

Гвоздики – заостренные железные стержни со шляпкой на конце.

Стрелки – показывают путь, направление чего-либо.

Стрелки – люди, умеющие стрелять из лука.

Кружки – посуда, из которой пью воду, сок.

Кружки – фигуры круглой формы.

Пальчиковая гимнастика:

Логопед: теперь мы сможем открыть замок. Ладони прижмите друг к другу, пальцы переплетите.

Дети движениями имитируют слова стихотворения.

На двери висит замок.

Дети быстро соединяют пальцы «в замок» и разъединяют.

Кто его открыть бы мог?

Потянули!

Соединяют пальцы в «замок», тянут пальцы, не расцепляя их.

Покрутили!

Двигают сцепленными пальцами от себя к себе.

Постучали.

Стучат основаниями ладоней друг о друга.

И – открыли.

Расцепляют пальцы.

Логопед: давайте пройдем в замок. Посмотрите, а тут какие-то коробки и записка: «Соотнесите слово «МОЛОТОК» с нужной схемой и найдите волшебный инструмент мастера Ударника в одной из коробок».

Работа со слоговыми схемами.

На коробках наклеены слогоударные схемы. Дети выполняют задание, находят молоток.

Практическая работа.

Логопед: молодцы, ребята! Вы помогли мастеру Ударнику найти его волшебный инструмент. А теперь пусть каждый сделает молоточек из понравившегося материала, чтобы мастер Ударник превратил его в волшебный, который помогал бы вам всегда дружить с ударением, научил красиво говорить и читать.

Дети из бросового материала  изготавливают себе молоточки.

Логопед: а теперь, нам пора возвращаться в детский сад. И путь ваши молоточки напоминают вам о нашей прогулке. А то, что вам больше всего понравилось и запомнилось, вы расскажите своим родителям.



Предварительный просмотр:

Анализ мероприятия:

НОД с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Подготовительная к школе группа

Тема: «Прогулка в осенний лес».

Цель: закрепление знаний детей в умении делить слова на слоги, находить в слове ударный слог.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

Формировать фонематический слух. Закрепить умение делить слова на слоги, находить в слове ударный слог и ударную гласную. Ознакомить со смыслоразличительной ролью ударения. Учить работе со слогоударными схемами.

Коррекционно-развивающие: Обогащать словарный запас детей. Развивать память, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать интерес к русскому языку, ответственность за выполнение коллективной работы.

Дошкольные годы – период интенсивного ознакомления дошкольника со смысловой и звуковой стороной печи, с понятиями ударение, ударный слог, ударная гласная. Умение слышать ударный слог, выделять ударение в слове важно не только для подготовки детей к обучению чтению и письму, но и для последующего усвоения языка в школе.

Шестилетний ребенок должен знать, что слово имеет части – слоги, что количество их разное и расположены они в слове в определенной последовательности; уметь разделять двух-трехсложные слова на открытые слоги (лу-жа, лу-жи-ца), составлять слова из слогов. Дети седьмого года жизни узнают, что произнесение слогов в слове различно: один слог произносится более протяжно, обязательно громче других, и слышится лучше, т.е. это ударный слог, благодаря которому слово воспринимается как законченное звуковое единство. Определение детьми ударного слога – необходимый этап в работе по обучению дошкольников слоговому анализу. Обучение вычленению ударного слога начинали с двусложных слов с ударением на первом слоге (ва-за, ко-сы), потом переходили к словам с ударением на втором слоге (лу-на, жа-ра). Чтобы расслышать ударный слог, слово нужно произнести слитно. Если оно произносится по слогам, то каждый слог в нем оказывается ударным.

Из множества способов определения ударения мы использовали такой способ определения как перестановка ударения в слове (произнесение его с ударением на первом, втором, третьем слоге и т.п.). Но я всегда обращала внимание детей на то, что любой ударный слог в слове произносится с большей силой и длительностью. При ознакомлении с ударным гласным звуком детям всегда объясняла, что в слоге ударение всегда падает на гласный звук, от этого он произносится с силой и получается немного длиннее, чем другие гласные звуки в этом же слове. При формировании понятия о словоразличительной роли ударения детей учила употреблять в речи одинаковые по звуковому составу, но различные по смыслу слова.

Использовала в работе такие игры и упражнения.

«Мой ударный слог» в кругу с мячом – назвать свое имя, разделить его на слоги, определить ударный слог.

«Игрушка потерялась» - поискать игрушку, называя ее по имени.

«Кто больше?» - придумать двусложные слова с ударением на первом слоге, на втором слоге.

«Почтальон» - по заданию логопеда отобрать конверты с картинками, в названиях которых ударение падает на первый слог, затем на второй. Ответивший правильно кладет перед собой счетную палочку. В конце занятия подсчитываются результаты.

«Похлопайте» - отхлопать громче ударные слоги, а тише безударные.

«Что вокруг нас» - назвать вокруг себя предметы, определить количество слогов, назвать ударный слог. За каждое правильное слово ребенок получает фишку. По их количеству определяется победитель.

«Скажи правильно» -  логопед произносит двух-или трехсложные слова, выделяя в них ударный слог. Ребенок называет безударные слоги.

«Эстафета» - логопед пишет двусложные слова на доске в два столбика, дети ставят в них ударение. За каждый правильный ответ получают очко.

«Загадки» - отгадать загадки, разделить слова на слоги, записать на доске, поставить ударение.

«Найди свой дом» - поселить жильцов в дома в соответствии со слогоударной схемой.

«Найди слова-близнецы» - логопед читает стихотворение, где встречаются слова с одинаковым написанием, но с разным ударением. Дети находят пары слов, объясняют значения.

Таким образом, последовательно усложняя задания, я учу детей находить ударный слог и ударную гласную в слове, формирую у дошкольников элементарные знания о звукослоговой структуре слова, что облегчает детям усвоение последующих знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи тема: «Осень»

·  обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени;·  уточнить названия осенних месяцев;·  конкретизировать знания детей о живой и неживой природе в осенний период време...

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Подготовительная к школе группа

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие» на ноябрь месяц.  Подготовительная к ...

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа.

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа. Ноябрь месяц.   ...

План открытого непосредственного образовательного занятия "Художественно эстетическое развитие в образовательной деятельности".

План открытого непосредственного образовательного занятия " Художественно эстетическое развитие в образовательной деятельности".Подготовила воспитатель: Ивашова О.Г.Группа- средняяТема: Рисование крас...

Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Данное занятие разработано с целью развития у детей через сказку творческое воображение, нестандартность мышления, словесное творчество....