Конспект открытого занятия по теме "Лес"
методическая разработка по логопедии на тему

Конспект открытого занятия по теме "Лес"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

               КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Лес».

Цель: Развитие лексико-грамматических средств речи.

Речевые задачи:

  1. Расширять и активизировать словарь существительных, глаголов, прилагательных по данной теме.
  2. Закреплять умения использования в речи:
  • Существительных единственного и множественного числа в именительном падеже;
  • Глаголов единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.
  • Прилагательных (качественных, относительных).

Познавательные задачи:

  1. Расширять представления детей по изучаемой теме «Лес».

Оборудование: предметные картинки с изображением деревьев, цветов, грибов; картинки (или природный материал) с изображением листьев разных деревьев; картинки с изображением лесных жителей (птиц, животных); игрушка; сюжетные картинки «Лес в разное время года».

Речевой материал: 

Лексический материал

1) Существительные: дуб, береза, рябина, клен, ель, сосна; деревья,  ягоды, малина, земляника, черника; цветы, ромашка, василёк, колокольчик, незабудка; грибы, опёнок, сыроежка, мухомор;  ветки, ствол, корень, листья, листва, иголки, плоды, шишки, семена; листопад; животные, заяц, лиса, волк, медведь, ёж, белка;  птицы, кукушка, сова, дятел.

2) Прилагательные: дубовый, берёзовый, рябиновый, кленовый, еловый, сосновый; большой - маленький, толстый-тонкий, злой - добрый, съедобный - несъедобный; зелёные, жёлтые, красные, оранжевые, молодые, колючие, голые; осенний, зимний, весенний.

3) Глаголы: растёт, опадает, собирать, живут, летает, прыгает.

4) Числительные: один, много.

Грамматический материал:

1)Грамматические конструкции (существительное + прилагательное):

-листья – зелёные,  жёлтые, красные, оранжевые, молодые, большие, маленькие.

-деревья – голые, высокие, низкие.

-лес – осенний, зимний, весенний.

-лист – дубовый, берёзовый, рябиновый, кленовый, еловый, сосновый.

-гриб – съедобный, несъедобный.

-иголки – колючие, еловые, сосновые.

2)Грамматические конструкции ( существительное + глагол):

 -деревья (дуб, берёза и т.д.), трава, цветы, грибы, ягоды – растут.

-листья – опадают, распускаются.

-животные,  птицы  - живут.

3) Образование числа:

дерево - деревья, лист – листья, гриб – грибы, шишка – шишки;

живёт – живут, растёт – растут.

4) Образование относительных прилагательных с суффиксом –ов-:

дуб – дубовый, берёза – берёзовый, рябина – рябиновый, клён – кленовый, ель – еловый, сосна – сосновый.

5) Образование антонимов:

большой – маленький, толстый-тонкий, съедобный – несъедобный, злой – добрый.

Ход занятия:

I.Организационный момент:

Логопед приветствует детей, проводит небольшую разминку, затем делит детей на 2 группы. Одну группу детей просит назвать «кто живет в лесу», а другую - «что растет в лесу». Правильно ответившие дети садятся на своё место.

Далее логопед сообщает тему занятия.

II. Основная часть занятия.

а) Введение нового лексико-грамматического материала.

На доске по очереди вывешиваются картинки с изображением деревьев, цветов, грибов, ягод.

Логопед задаёт детям вопрос «Что это?». Дети должны сначала перечислить, что изображено на картинках, закончить предложение (подобрав обобщающее слово) и затем повторить его полностью вслед за логопедом: Береза, дуб, рябина, клён, ель, сосна — это... (деревья). Ромашка, василек, незабудка, колокольчик — это... (цветы). Опенок, сыроежка, мухомор — это... (грибы). Малина, земляника, черника – это…(ягоды).

Далее по очереди вывешиваются картинки с животными, птицами. Проводится аналогичная работа с вопросом «Кто это?»

 Кукушка, сова, дятел — это... (птицы). Заяц, лиса, волк, медведь, ёж, белка — это... (дикие животные).

Далее логопед говорит: «Дети мы сейчас с вами назвали много растений, животных,  птиц. Где они живут? (в лесу).

Дети, к нам в гости пришла обезьянка. Она живет в Африке и  очень хочет узнать про наш лес. Про то, что растет в лесу и про того, кто живет в лесу она только что узнала. А теперь давайте расскажем ей из каких частей состоят деревья (на доске картинка с большим деревом).

Логопед спрашивает у детей какие части деревьев они знают. Если дети затрудняются, то логопед сам показывает на картинке части дерева, называет их и просит детей повторить за ним ( ветки,  ствол, корень, листья (листва), иголки). Логопед акцентирует внимание детей на том, что у одних деревьев (дуб, клён, рябина, берёза) – листья, а у других (сосна, ель) – колючие иголки.

Далее логопед предлагает детям поиграть в игру «Соберем букет из листьев». (Образование относительных прилагательных). На доске можно повесить либо картинки, либо природный материал (листья изучаемых деревьев).

Сорву с дуба дубовый лист.

Сорву с клена кленовый лист.

Сорву с березы березовый лист и т.д.

-Дети, а в какое время года в лесу с деревьев опадают листья? Правильно – осенью. Это явление называется листопад.

Далее логопед переходит к описанию деревьев в лесу сначала осенью, затем зимой, весной и летом.

-Дети, а какие бывают листья осенью? (жёлтые, красные, оранжевые). Правильно, осенью они становятся красными, жёлтыми, оранжевыми и опадают с деревьев. В осеннем лесу можно собрать красивый букет из кленовых листьев. А еще осенью в лесу можно собирать грибы и ягоды.

Далее можно провести пальчиковую гимнастику «За грибами»:

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Потому и потолстел.

-А какие деревья зимой? Правильно деревья в зимнем лесу стоят голые, без листьев.

-А что происходит с деревьями весной? На деревьях в весеннем лесу появляются молодые зелёные листочки.

-Летом листья на деревьях тоже зелёные. Но весной они маленькие, а летом  - большие.

-Ребята обезьянка уже многое сегодня узнала про лес. Ей было очень интересно вас послушать. А вот обезьянка знает одну очень интересную игру. Она называется «Угадай слово». Давайте научимся в нее играть! (Образование антонимов). Обезьяна будет начинать предложение, а вы заканчивать его. Слушайте внимательно!

Дуб большой, а рябина...

Волк злой, а заяц...

Опенок съедобный, а мухомор...

У дуба ствол толстый, а у берёзы…

-Молодцы вы отлично справились с заданием!

-А теперь давайте покажем обезьянке как вы умеете играть в игру «Один – много». Я буду называть вам предмет, а вы мне будете называть те же предметы, но когда их много:

Дерево -… (деревья), лист –… (листья), гриб –… (грибы), белка - …(белки).

-Ребята вы сегодня просто молодцы обезьянке было очень интересно. Но к сожалению ей пора домой. Она говорит вам спасибо и прощается с вами.

III.Подведение итога занятия.

Логопед просит детей ответить на его вопросы:

-Какую тему мы сегодня изучали?

-Что растет в лесу?

-Кто живет в лесу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).

Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...