Главные вкладки

    Занятия
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Кулешова Ольга Ивановна
    Работа с детьми

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Открытое занятие163.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 16 в честь иконы Божией Матери «Казанская»

    Конспект занятия

    (подготовительная группа)

    на тему: «Путешествие в страну звуков»

     (обучение грамоте)

    Учитель-логопед

    Первой квалификационной категории

                                                              Кулешова О.И

    г.Прокопьевск

    - 2014-

    КОНСПЕКТ

    открытого занятия в подготовительной группе.

    Тема «Путешествие в страну звуков»

    ЗАДАЧА:

    Развитие образовательной области «Коммуникация» через обучение грамоте.

    ЦЕЛИ:

                   Коррекционно-развивающие:

    - умение узнавать модель буквы русского алфавита на ощупь, развивая мелкую моторику, тактильные ощущения;

    - развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

    - развивать зрительный гнозис;

    - продолжать учить детей ориентироваться в пространственной ориентировке собственного тела, выполняя соответствующие инструкции.

                   Образовательные (обучение грамоте):

    - упражнять в слоговом анализе и синтезе;

    - совершенствовать навык слогового чтения;

    - учить детей удерживать в памяти ряд картинок и составлять из них слово;

    - закреплять умение составлять простые слова, определять количество слогов и звуков, анализировать его, составлять его схему;

    - упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов;

    - развивать навык чтения слогов, слов.

                   Воспитательные:

    - воспитывать мотивацию к обучению;

    - воспитывать самостоятельность;

    - воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога;

    - воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарищей, не перебивать их речь.

    ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, символы гласных и согласных звуков, наборы составления схем, сигнальные карточки, фишки, музыкальные инструменты, доска, медаль.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Дети собираются вокруг логопеда.

    1. Организационный момент

    (рече-моторная разминка)

    Логопед               Поздоровайтесь с гостями

                        улыбнитесь всем вокруг

                        руку дайте другу слева

                         и скорей вставайте в круг

                         а теперь соседу справа

                         мячик ты передавай

                         друга называй по имени

                         утра доброго желай

    Дети                 встают в круг, предают ребристый мяч с пожеланиями   друг другу вежливых слов,  удачного дня и т.д.

    II        Сообщение темы занятия:

      Дети стоят

    -        Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране звуков. По пути будем делать остановки, а в конце путешествия узнаем, кто же из вас самый главный Звукознай, кто всё знает о звуках. Я буду вашим проводником. (Дети вместе с логопедом передвигаются по группе, в которой оформлено несколько остановок).

    -        На любой карте мира можно увидеть, как много стран у нас на планете земля. Но ни на одной карте вы не найдёте страны с названием «Страна звуков», потому что эта страна волшебная. Страна эта совсем крошечная, и жителей в ней живёт всего 31, их нельзя увидеть, но можно услышать. На наших занятиях мы уже познакомились с некоторыми жителями волшебной страны. А сегодня мы покажем, чему уже научились.

    III        Работа по теме:

        Дети стоят

    1. - Шесть звуков - певцы. За певучесть и голосистость их назвали.,.? (гласными звуками).

    • Давайте пропоём эти песенки и потянем голосовые ниточки.
    • Остальные звуки тоже хорошие, но только не умеют петь, дружат с гласными, любят стоять рядом с ними и  всегда на всё согласны. Как же эти звуки называются? (Согласные звуки).
    • Звуки живут дружно, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно произносить.

    2.Поэтому первая остановка «Узнавай-ка» дети сидят

    -        Сейчас мы узнаем, кто из ребят самый внимательный, кто же из вас ребят может узнать звуки по артикуляции. Я показываю артикуляцию звука губами и символом звука, а вы поднимаете букву. Самые внимательные получат фишки. (Логопед показывает артикуляцию звука, а дети - символ звука).

    Игра «Чудесный мешочек» Дети стоят

    (развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, закрепить знание букв русского алфавита)

    Логопед  Посмотрите дети, какой у меня красивый волшебный мешочек в нем что-то лежит, а что - можно узнать, если запустить в  него одну руку и нащупать предмет, но не подглядывать в  него.

    Дети  По очереди запускают руки в мешочек, нащупывают модель буквы русского алфавита отгадывают и называют ее, а затем вынимают из мешочка букву и показывают всем какая это буква (М,Д,Ж,З,Ф,Б)

    3.        Остановка «Наблюдай-ка» дети сидят

    Детям раздаются оригинальные карточки. Логопед называет ряд звуков,ряд слов где нужно определить первый звук в слове. Если произносится гласный звук, то поднимаются красные карточки,  если согласный звук  твёрдый- синие, если согласный мягкий -зелёную. Раздаются фишки.

    И.Р.У.П.Д. Стол, зима, арбуз, машина.

    4.        Остановка «Сосчитай-ка» дети сидят

    -        Ребята, из чего состоят слова? (звуки, слоги) как можно узнать, сколько слогов в слове? (дети называют способы - прохлопать, протопать, посчитать сколько раз коснулась нижняя челюсть тыльной стороны руки ).

    Логопед называет слово, а дети определяют количество слогов в нём и показывают пальцами.

    Слова: сок, пух, мама, машина, шуба, нос, уши, корова, мыши.

    За правильные ответы раздаются фишки.

    - Музыкальная пауза «Жираф» Дети стоят

    5.Остановка «Отгадай-ка» дети сидят

    Длинные ушки, быстрые лапки,
    Серый, но не мышка, кто это? (зайчишка)

    Рыжий огненный комочек с хвостиком как парашют,
    Быстрая как стрелочка, кто же это? (белочка)

    Рыжая плутовка
    Спряталась под елкой
    Зайца ждет хитрюга та.
    Как зовут ее? (лиса)

    Бурый, косолапый, по лесу идет.
    Любит он попробовать вкусный сладкий мед (медведь)

    Серый, страшный и зубастый произвел переполох
    Все зверята разбежались, испугал их серый (волк)

    Колючий, но не елочка, в иголках, но не сосенка
    В клубок свернуться может. Конечно это (ежик)

    - Молодцы!

    Логопед читает стишок/загадку. Дети отгадывают, определяют первый звук в слове-отгадке, дают его характеристику при помощи карточек с символами. Раздаются фишки.

    6. Следующая остановка «Прочитай-ка» дети сидят

     Прочитать слова, по первым звукам картинок. Коза, зима, лак.

    7.        Остановка «Отдыхай-ка»

    Логопед показывает несколько движений, а дети отгадывают, какое животное было загадано.

    • Догадались, какое животное я показывала? (кошку).
    • А что означает слово «»кошка»? давайте подберем слова-действия к слову «кошка» и выполним соответствующие движения. (Кошка потягивается, умывается, лакает молоко, мурлычет).

    8.        Остановка «Разбирай-ка»

    На доску выставляются картинки с изображением ПАПА-БАБА.(на определение парных согласных)РОЗА-РОССА

    -        Ребята, покажите живой предмет, неживой предмет. Какие вопросы зададим к этим словам? А теперь подберите к этим словам слова-признаки.

    Затем дети составляют схему слова «Мука». Раздаются фишки.

    9.        Остановка «Награждай-ка»

    -        Вот и закончилось наше путешествие. А что вам больше всего запомнилось?

     Вы показали хорошие знания, набрали много фишек, посчитайте у кого сколько. (Подсчитываются очки, победитель награждается медалью).

     

    Самоанализ занятия

    ЗАДАЧА:

     Формирование правильного звукопроизношения.

    ЦЕЛИ:

                   Коррекционно-развивающие:

    - умение узнавать модель буквы русского алфавита на ощупь, развивая мелкую моторику, тактильные ощущения;

    - развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

    - развивать зрительный гнозис;

    - продолжать учить детей ориентироваться в пространственной ориентировке собственного тела, выполняя соответствующие инструкции.

                   Образовательные (обучение грамоте):

    - упражнять в слоговом анализе и синтезе;

    - совершенствовать навык слогового чтения;

    - учить детей удерживать в памяти ряд картинок и составлять из них слово;

    - закреплять умение составлять простые слова, определять количество слогов и звуков, анализировать его, составлять его схему;

    - упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов;

    - развивать навык чтения слогов, слов.

                   Воспитательные:

    - воспитывать мотивацию к обучению;

    - воспитывать самостоятельность;

    - воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога;

    - воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарищей, не перебивать их речь.

    ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, символы гласных и согласных звуков, наборы составления схем, сигнальные карточки, фишки, доска, медаль.

    Тип занятия – обобщающее

    Вид занятия – комплексное по обучению грамоте

    Форма проведения - подгрупповое

    Занятие разработано для детей подготовительной к школе группы с использованием элементов грамоты и направлено на обобщение и закрепление ранее пройденного материала.

    Занятие проводилось на  логопункте - с подгруппой детей из 6 человек.

    В процессе занятия использовались следующие методы:

    Словесный метод осуществлялся через совместную речевую деятельность: диалог, пояснение, беседа, ответы детей .

    Наглядный метод представлен использованием картинок, карточек-символов, звуковых символов, волшебный мешочек.

    Игровой метод осуществлялся через: воображаемую ситуацию, музыкальную разминку.

    Применяя практический метод использовала: динамические упражнения, моделирование, выполнение упражнений.

    Деятельностный подход на занятии осуществлялся через такие формы, как совместная деятельность педагога и ребенка и самостоятельная деятельность детей. Данные формы осуществлялись на занятии в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной.

    Интеграция образовательных областей: коммуникации, социализации, познания, здоровьЕСБЕРЕЖЕНИЕ, позволяла рационально распределять материал в ходе занятия, максимально использовать здоровьесберегающие технологии, обеспечивать комфортное пребывание детей на занятии.

    Мотивация к деятельности определена побуждением детей к выполнению заданий в стране звуков. Задача по совершенствованию навыков звуко-слогового анализа решалась с помощью вопросов, работы с карточками – символами, умением детей моделировать. Дети сопостовляли изображенное на картинках со слоговой моделью слова. Упражнения “Узнавай-ка ”, “Сосчитай-ка ”, “Наблюдай-ка ” способствовали закреплению знаний детей о звуках и их характеристики.

    Задача по закреплению грамматических категорий речи решалась при помощи приема – словообразования и словоизменений c использованием таких упражнением, как “Какой, -ая?”. Хочется отметить, что дети четко опеределяли инструкцию педагога, в связи с тем, что данный прием использовался на занятиях ранее, то есть не был для детей новым.

    С целью формирования потребности в здоровом образе жизни, а также закреплению навыков применения элементов здоровьесберегающих технологий на занятии были использованы такие приемы: воображаемая ситуация “Путешествие в страну звуков”, игровое приветствие“Улыбка”, динамическая музыкальная пауза «У жирафа».

    Занятие построено на равноправном взаимодействии взрослого и детей, с использованием различных коммуникативных средств: мимических, вербальных, интонационных.

    Особое внимание уделялось формированию коммуникативных навыков воспитанников – сотрудничество, межличностные отношения друг с другом.

    Речевая инициатива детей стимулировалась через поощрения, похвалу, вопросы, выслушивание ответов.

    Отбор содержания занятия основывался на личном, эмоциональном, игровом, познавательном опыте детей.

    На занятии дети были активны. Каждый ребенок был включен в работу.

    Самостоятельная деятельность детей осуществлялась через выполнение заданий, чтение слов, выполнение динамической паузы.

    У детей проявлялся устойчивый интерес к содержанию занятия. Старалась взаимодействовать с детьми в зоне ближайшего развития ребенка: индивидуальный подход осуществлялся с учетом уровня его особенностей (темп речи, интонация, взгляд).

    Для реализации занятия использовался разнообразный демонстрационный материал, соответствующий технике безопасности. Материал рационально расположен, использовался оптимально. Гигиенические требования к помещению, длительность занятия и нагрузка на детей соответствуют санитарным нормам и психофизическим особенностям детей.

    Содержание комплексного занятия логично, последовательно, способствует решению всех поставленных задач.

    В целом занятием довольна, как показал опрос детей во время занятия, запас речевых знаний для дальнейшего обучения в школе у большинства детей сформирован.

    В перспективе планирую продолжать работу по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей и развитию у них речевых навыков и умений.

    Планирую в дальнейшем повышать свой профессиональный уровень, в соответствии с современными ФГС образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

    Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

    Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

    Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

    Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

    Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

    Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

    Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

    Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.

    Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и  Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...

    Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

    Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...