Перспективное планирование учителя-логопеда для детей старшей группы с ЗПР
методическая разработка по логопедии на тему

Володина Елена Николаевна

  В публикации приведено перспективное планирование учителя-логопеда для детей старшей группы с ЗПР первого года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie_starshaya_gruppa.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено______________________Дир. Самохина Е.Ф.

Перспективное планирование коррекционной работы в старшей группе

(1 год обучения)

Учитель-логопед Володина Е.Н.

  1. Звукопроизношение (индивидуальная работа).

1 квартал

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики.
  2. Уточнить правильное произношение имеющихся звуков.
  3. Вызвать отсутствующие звуки и начать их автоматизацию.

4. Сформировать правильную артикуляцию свистящих и шипящих звуков и начать их автоматизацию.

2 квартал

1. Закрепить правильное произношение звуков в собственной речи.

2. Продолжить подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики.

3. Продолжать автоматизацию шипящих и свистящих звуков в словах, предложениях, стихах, в повседневной речи.

  1. Закончить формирование правильной артикуляции звука р и начать его автоматизацию в слогах и словах.

3 квартал

1. Закончить автоматизацию шипящих и свистящих звуков в словах, предложениях, стихах, в повседневной речи.

2. Работать над дифференциацией свистящих и шипящих звуков в речи: в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, текстах – у всех детей.

3. Закончить автоматизацию звука р у всех детей.

4. Формировать правильную артикуляцию звука р’ и начать его автоматизацию.

  1. Формировать правильную артикуляцию звука л, ль и начать автоматизацию.

Звукопроизношение (подгрупповая работа).

1 квартал.

Уточнить чистое произношение и закрепить навыки фонематического слуха  при закреплении следующих звуков: у, а, и, э, п, т, к, о.

2 квартал.

Уточнить чистое произношение и закрепить навыки фонематического слуха при закреплении следующих звуков: х, м, ы, б, т, д,  г, с, з, ц.

З квартал.

Уточнить чистое произношение и закрепить навыки фонематического слуха при закреплении следующих звуков: с – з, сь – зь, ш, с – ш, ж, з-ж, ч, р, л.

2. Работа над слоговой структурой слова

1 квартал

1. Упражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов (мак – погремушка, кот – велосипед).

2. Учить детей передавать ритмический рисунок слова.

3. Работать над двусложными словами с закрытым слогом и стечением согласных (фонтан, стакан).

2 квартал

1. Учить детей передавать ритмический рисунок слова.

2. Работать над трехсложными словами с закрытым слогом (молоток, утенок).

3 квартал

1. Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова.

2. Работать над трехсложными словами со стечением согласных (аптека).

3. Работать над трехсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, самосвал).

3. Развитие навыков звукового анализа.

1 квартал

  1. Упражнять детей в выделении ударных гласных а, у, и, о в словах, в выделении согласных п, т, к из ряда звуков, в выделении конечных согласных п, т, к в словах.
  2. Научить детей анализировать обратные слоги типа: ан, от, ум, ин.
  3. Дать детям представление о гласных и согласных звуках, их различиях.
  4. Учить детей подбирать слова на заданный звук.

2 квартал

  1. Закрепить представление детей о гласных и согласных звуках.
  2. Научить детей выделять звуки (по мере их прохождения) из ряда звуков, в конце слов, анализировать обратные слоги с ними.
  3. Учить детей выделению пройденных согласных из начала и конца слова. 

4. Учить детей звуковому анализу слов типа: осы, мак.

3 квартал

  1. Уточнить и закрепить представления о гласных и согласных звуках.
  2.  Дать понятие о твердости – мягкости согласных звуков.
  3. Познакомить детей со звуками с, з, р, л, сь, зь, ч. Научить анализировать обратные слоги с ними, выделять эти звуки в конце слова, анализировать прямые слоги с этими звуками, выделять их из слов.
  4. Научить фонематическому анализу трехзвуковых слов типа: кот, мак, лось.
  5. Учить подбирать слова на заданный звук.

  1. Развитие общих речевых навыков.

1 квартал

  1. Продолжить работу по воспитанию правильного формирования физиологического и речевого дыхания.
  2. Работать над плавностью и темпом речи.
  3. Продолжать отрабатывать четкость дикции в упражнениях с использованием шепотной речи.
  4. Активно работать над интонацией в речи, развивать тембровую окраску голоса со звукоподражанием, в играх-диалогах.

2 квартал

  1. Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их речи, тембровую окраску голоса в инсценировках, играх-драматизациях.
  2. Продолжать воспитание правильного физиологического и речевого дыхания, используя чистоговорки и потешки с отработанным звукопроизношением.
  3. Продолжать работу по развитию качества голоса (сила, тембр) в играх.

3 квартал

  1. Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работать над выразительным исполнением ролей в играх-драматизациях
  2. Совершенствовать четкость дикции.
  3. Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру, используя игры-драматизации, диалоги.
  4. Следить, чтобы дети в спокойном темпе, правильно брали дыхание.

5. Грамматический строй речи

                                     

1 квартал

  1. Закрепить в речи формы единственного и множественного числа имен существительных по всем лексическим темам.
  2. Упражнять детей в употреблении форм родительного, дательного, винительного, творительного падежей имен существительных по всем лексическим темам.
  3. Закрепить в речи употребление простых предлогов на, с, в, из, под.
  4. Учить детей образовывать и использовать в речи относительные прилагательные от название фруктов, овощей, ягод и материалов, из которых могут быть сделаны предметы и вещи.
  5. Учить образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами: -онок, -енок, -ат, ят по лексическим темам.
  6. Закрепить в речи детей формы повелительного наклонения от глаголов: есть, пить, рисовать, лепить, играть.
  7. Учить детей подборке слов с противоположным значением.

2 квартал

  1. Продолжить работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам.
  2. Закрепить в речи предлоги: на, с, в, из, под.
  3. Учить использовать в речи предлоги: перед, за, около, возле.
  4. Ввести в речь глаголы, обозначающие трудовую деятельность, характеризующие ее.
  5. Учить составлять (по образцу) однокоренные слова (кот – котик, котище) по темам.

                         

3 квартал

  1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.
  2. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательного с существительным (по всем темам).
  3. Познакомить детей с притяжательными прилагательными по темам «Дикие животные», «Домашние животные», «Перелетные птицы».
  4. Учить согласовывать числительные «два», «пять» с существительными по темам «Насекомые», «Цветы».
  5. Учить образованию и практическому употреблению глаголов в единственном и множественном числе (по всем темам).

6. Обучение связной речи

1 квартал  

  1. Учить детей составлять предложения из 4-5 слов по картинке, по демонстрации действий на заданную тему.
  2. Совершенствовать умение правильно понимать вопросы и адекватно отвечать на них.
  3. Учить детей пересказывать небольшие тексты по предложенному плану, составлять рассказы-описания и загадки-описания по лексическим темам.

2 квартал

  1. Совершенствовать навык составления и распространения предложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему.
  2. Продолжать развивать диалогическую и монологическую форму речи, развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них.
  3. Совершенствовать умение пересказывать тексты по плану, составлять рассказы-описания и загадки-описания по лексическим темам.
  4. Обучать детей составлению рассказов из 2-3 предложений по картинке с использованием данного плана.

3 квартал

  1. Продолжать развивать диалогическую и монологическую форму речи.
  2. Развивать у детей навыки связной речи при составлении рассказов-описаний, загадок-описаний, рассказов по серии из 2-3 картинок.
  3. Учить детей понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование кружка "Оригами" для детей старшей группы

Представлено персективно-тематичнское планирование занятий кружка первого года обучения для детей старшей группы...

Перспективное планирование социально-личностного развития детей старшей группы

Перспективное планирование социально -личностного развития детей старшей группы....

Перспективное планирование по формированию у детей старшей группы интереса к художественной литературе

     Развивая у детей дошкольного возраста интерес к художественной литературе, мы формируем в ребенке будущего читателя. Читающий ребенок имеет хороший словарный запас, правильн...

НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ Перспективное планирование оздоровительной работы для детей старшей группы «Б»

Цель: Укрепление здоровья и формирование сознательного отношения к нему.Задачи:- Развитие представлений детей о здоровье и средствах его укрепления- Формировать понятия о функционировании организма- И...

Совместное планирование учителя-логопеда и воспитателя в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа учителя-логопеда и воспитателя, работающих в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В данном пособии находит отражен...