Конспект логопедического занятия "Путешествие на воздушном шаре"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Недомолкина Анна Николаевна

Автоматизация звука Ш изолировано, в слогах (прямых,обратных), словах, словосочетаниях,фразах активизация словаря по лекс теме одежда, формирование звуковой стороны речи,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyati_vozdushnyy_shar.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие на воздушном шаре»

Цели:
Автоматизация звука Ш изолировано, в слогах (прямых,обратных), словах, словосочетаниях,фразах активизация словаря по лекс теме одежда, формирование звуковой стороны речи,

Задачи

1. Образовательные: закреплять знания о механизме образования звука, его акустических особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звука, Закрепить навыки правильного произнесения звука Ш изолировано ,в слогах, словах,словосочетаниях,фразах; 

закрепление словаря по лексической теме «Одежда», формировать окончания существительных в уменьшительно ласкательной форме ,закрепить умение в согласовании сущ. С числит.,(элемент обучения грамоте буква Ш)

2. Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, формировать силу и продолжительность выдоха, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать фонематический слух ,закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях. умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).

развивать внимание и память.

 3. Воспитательные: воспитывать желание помочь кому либо в трудной ситуации « Одежда перемешалась», воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.


1Приветственная  часть.

1.Слайд- (дети улыбаются)

Ребята к нам сегодня пришли гости. Посмотрите –какие все красивые, добрые,  приветливые.

Давайте и мы с вами улыбнёмся и пожелаем всем здоровья.

Дети: ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Представьтесь  пожалуйста.

Дети: Меня зовут (называют имена)

2Организационный момент.

Л.: Молодцы!  Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Скажите ребята, а вы любите путешествовать?

А давайте отправимся на необитаемый остров!

Я знаю один такой!Он называется остров Выши-Тиши!

2.Слайд (Остров)

Д.: Да!!(вопрос ребёнка А как мы туда доберёмся?)

Л.: Сейчас я загадаю вам загадку и вы сразу всё поймёте когда отгадаете её.

ЗАГАДКА:    С тёплым воздухом шар

                        А под ним корзинка

                        Под ногами земля

                        Словно на картинке.

                                                               (Воздушный шар)

3.Слайд (Воздушный шар на земле)

3Дыхательные упражнения.

Л.: Молодцы !Правильно ,Это воздушный шар! Мы полетим на воздушном шаре. Ну что ж занимайте свои места  и начнём наше путешествие.В дороге нам поможет звук …а какой это вы мне скажите(наШ воздуШный Шар) Послушайте и скажите где слышится звук ш-в начале ,в середине и в конце слова.

Л.:А теперь скажем дружно наш девиз и взлетим на шаре ввысь:

Д.: ЗВУКИ СЛУШАЮ ВНИМАТЕЛЬНО И ПРОИЗНОШУ СТАРАТЕЛЬНО!

Л.:Но что же случилось ? Наш шар не готов к полёту .

4.Слайд (Воздушный шар сдулся)

Что надо сделать ? (ответы детей)

Правильно !Давайте надуем наш шар.

Надуваем воздушные шарики.

Проследить чтобы дети плечи не поднимали и не надували щёки.

Л.: Молодцы!

4Артикуляционная гимнастика.
Перед дальней дорогой на остров Выши-Тиши надо размяться.
(Проводится артикуляционная гимнастика по картинкам - символам : 
«Лопатка», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Вкусное варенье»,
«Гармошка»).
Ну вот мы готовы к полёту.

 А пока наш шар поднимается вверх всё выше и выше  давайте вспомним  и расскажем характеристику звука Ш.

5Акустико-артикуляционная характеристика звука Ш.
В каком положении губы? (Вытянуты вперед).
Где находится язычок? (Вверху за зубами в форме “чашечки”). 
Покажи рукой, какой язык. 
Из ротика выходит с шипением теплый воздух.
Какой это звук – гласный или согласный? (Согласный).
Твердый или мягкий? (Звук Ш всегда твердый).
Кружочком  какого цвета мы его обозначим? (Синего).

(Выкладывают на столе карточки признаки зв. Ш)

Молодцы!

5.Слайд (Туча)

6Автоматизация изолированного зв.Ш

Ребята посмотрите ,приближается холодная туча и наш шар от холодного воздуха начал опускаться вниз ,нам надо срочно нагреть воздух под шаром .

Дети приложите ладошку тыльной стороной к подбородку наши губы и язычок примут положение для произнесения зв.Ш .Подуем на ладошку Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

Молодцы !Наш шар не упал и мы летим дальше.

6.Слайд(Солнце и воздушный шар)

7 Произнесение звука Ш в слогах с разным ритмом и интонацией.

Л.: Ребята у нас сегодня настроение просто отличное, а давайте пока мы летим   поиграем в Чистоговорки.

Дети повторяют за педагогом:

Ша-Ша-Ша- в шар мы сели не спеша,

аШ-аШ-аШ-разноцветный шар наш,

Шу-Шу-Шу- я рукой тебе машу,

уШ-уШ-уШ-музыкант играет туш,

Ши-Ши-Ши – наши дети хороши!

иШ-иШ-иШ-в шаре с нами полетишь?

Л.:Молодцы!

8.Зрительная гимнастика.

Ребята посмотрите какие красивые облака, Давайте с вами сядем и спокойно полюбуемся на них. Смотреть надо только глазками за движущимися предметами

 Голова и тело неподвижны.

7.Слайд(Облака)

Л.:Но вот посмотрите- мы кажется мы прилетели! Этот остров называется остров ТИШИ-ВЫШИ!

Л.:Молодцы!Можно приземляться.
9.Пальчиковая гимнастика.

Л.:Ребята надо что-то придумать что бы наш воздушный шар не улетел .

Д.: Надо его привязать.

Л.: Правильно!Это ты здорово придумал!Давайте завяжем узелки на шнурочках-верёвочках!

Игра со шнурками «Завяжем узелки».

Л.:Вот и хорошо,наш шар нас подождёт пока мы будем гулять по острову.

Физминутка. Координация речи с движением.

Мы шагаем, мы шагаем,

Выше ноги поднимаем,

Влево шаг – вправо шаг,

Шаг вперёд – шаг…(назад).

Мы шагаем, мы шагаем,

Ноги дружно поднимаем.

Шаг немножко замедляем,

Постепенно …(ускоряем).

Сейчас мы быстро пойдём,

Затем …(медленно идём).

Руки вверх мы поднимаем,

Потом …(вниз) их …(опускаем).

Мы шагаем, мы шагаем,

И антонимы мы знаем.

8.Слайд (Поле и лошади).Лошадей 5

10.Автоматизация звука Ш в словах. Соотношение существительного с числительным.

Л.: Ребята мы с вами пришли на луг ,посмотрите кто это пасётся на лугу?

Д.: Лошади!

Л.:Ребята хотите покататься на лошади?

Д.: Да!Хотим!

Л.: А давайте посчитаем сколько лошадей на лугу?

Счёт до 5.

11.Ритмическая игра «Катаемся на лошади»

Ну а теперь все вместе поехали осмотрим остров.

Проводится игра

12. Произнесение звука Ш в словах.Словоизменение .

9.Слайд (дом)

Выкладываются картинки дом и домик на магнитную доску.

Л.: Ребята ,посмотрите !Оказывается на острове кто-то живёт.Как вы думаете кто бы это мог жить в таких домах?

Ответы детей:( Великан,малыш,гном…)

Давайте постучимся и узнаем .

Стучим кулачками по столу (громко в большой дом и тихо в маленький).

Выкладываются картинки (Великан и гном)на магнитную доску рядом с домами.

Л.:Посмотрите это оказывается великан Выша и гном Тиша.Они живут на этом острове,

Который называется …Кто помнит ,как называется остров?Правильно!

А кто догадался почему он так называется?Правильно, потому что жителей острова зовут Выша и Тиша.Молодцы!

Но у Выши и Тиши произошла неприятность : вся одежда перемешались после урагана (помните тучу)

Мы можем им помочь разделить их одежду?

Д.: Поможем!

У В.  Шапка     у г. Шапочка

У в.   Штаны     у г. Штанишки

У в.   Шуба         у г. Шубка

У в.   Шарф         у г. Шарфик

У в Шорты        у г. Шортики

У в Рубашка       у г. Рубашечка

Л.: Молодцы ребята! Выша и Тиша вам очень благодарны и хотят угостить вас .

Игра «Угощение»на развитие фонематического слуха.

Выша и Тиша принесли угощение, но  Тиша очень маленький и неправильно называет предметы,вы  сможете назвать правильно?

Висня,ватруфка, лаващ ,гружа,черечня,соколад.

Дети исправляют.

Молодцы!

Тиша и Выша дарят фотографию звука Ш__Скажите как называется изображение звука Ш- это буква Ша,ша. Молодцы .Правильно!

Дети рассматривают букву проводят пальчиком.

Л.: Нам пора возвращаться домой . Как ни грустно нам пора прощаться .

10.Слайд (шар)

Занимайте свои места в корзине воздушного шара,и пока мы летим вспомним стишок .

Дети читают стишок при помощи мнемотаблицы.

Маша нашему малышке

Сшила новые штанишки,

Сшила шубу,сшила шарф

Для мишутки малыша.

11.(Слайд) Дети.

 Л.: вот мы и вернулись в наш детский сад.К нашим друзьям.

Скажите дети где мы были ?

Какие приключения с нами случились? Кого встретили? Что делали?

Какой звук помогал нам в пути? Понравилось ли путешествие?

На чём бы вы хотели ещё отправится в путешествие?

Как вы думаете мы справились?В чём были трудности?

Логопед дарит детям воздушные шары .Прощается.

Анализ интегрированного логопедического занятия «Путешествие на воздушном шаре».

Уважаемые коллеги!

 Вашему вниманию была представлено непосредственная образовательная деятельность в старшей группе с учётом ФГОС в соответствии примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» по автоматизации звука Ш. изолированно,в обратных и прямых слогах,словосочетаниях и предложениях с интеграцией образовательных областей – «Здоровье», Физическая культура», «Социализация», «Познание», «Коммуникация».

В группу по коррекции звукопроизношения зачислено мной 23 человека на основании логопедического обследования . На занятии присутствовало 3ребёнка.

Степень обучаемости детей данной подгруппы достаточно высок, и навыки, необходимые для успешной работы на занятиях сформированы. У детей имеются заключения логопеда сигматизм и парасигматизм шипящих (70%) .Дети активные, некоторые неусидчивые, и тем самым у них нарушено концентрация внимания.

КОД разработан мной с учётом способностей и интересов детей.

Цель: Автоматизация звука Ш изолировано, в слогах (прямых,обратных), словах, словосочетаниях, предложениях.

Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

- наглядный метод (презентация, раздаточный материал);

- словесный метод (беседа, вопросы, ответы, художественное слово);

- практический метод (упражнения, мыслительные операции, обобщение, группировка, классификация);

- игровой метод (дидактическая игра, сюрпризный момент, физ. минутка);

- приём эмоциональной заинтересованности;

Для проведения данного мероприятия были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учётом размещения и перемещения, наличие демонстрационных материалом.

Задачи сформулированы с учетом интеграции образовательных областей.

Применение инновационных технологий – использование ИКТ и DVD, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении КОД у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись

участниками игровых моментов и активными помощниками во время КОД, что позволяло сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Дети отвечали на наводящие вопросы воспитателя. Я создавала условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.

Обратила  внимание на здоровьесберегающий аспект: физминутка«Мы шагаем»…,

Электронная физминутка для глаз «Облака»

По ответам, действиям детей, по успешности выполнения намеченных заданий, по интересу детей и их желанию выполнять эти задания, считаю, что данное мероприятие достигло запланированной цели. Дети ярко выражали свою радость от разрешения проблемной ситуации. Положительное значение имел метод поощрительного словесного стимулирования (похвала, одобрение).

Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако  двое детей работали в своем темпе, и творческое задание выполнили чуть позднее из-за медлительности, в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не  свидетельствует о том, что навыков и знаний у них  меньше.

Дети порадовали меня.

 Я удовлетворена участием детей в данном мероприятии. Считаю, что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных задач. Спасибо за внимание!