Конспект НОД. Подготовительная группа. Звуки: [C-Ш]- [З-Ж]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Открытое занятие по обучению грамоте ( подготовительная группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_zvuki_sshzhz.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность (логопедическая коррекция)

Подготовительная группа (фронтальное)

Тема: «Звуки [С]-[Ш]-[Ж]-[З]»

        

Выполнила:

Учитель – логопед МКДОУ № 28

Орлова Е.И.

Звуки [С]-[Ш]-[Ж]-[З].

Задачи

1.Коррекционно-образовательная.

Дифференциация   звуков [С]-[Ш], [Ж]-[З]

2.Коррекционно-развивающие.

Развивать артикуляционную моторику.

Развивать речевое дыхание.

Уточнить артикуляцию звуков [С]-[Ш], [Ж]-[З]

Закрепить правильное произношение.

Развивать грамматический строй речи (понятия «предложение», «однокоренные слова»; подбор однокоренных слов к слову «Солдат». Подбор эпитетов к существительному «Солдаты». Слова – действия.

Формировать навык деления слов на слоги.

Развивать и обогащать активный словарь по теме «Наша Армия».

Развивать связную речь. Составление и пересказ рассказа о солдатах по мнемокартинке.

Развивать фонематические процессы.

Развивать общую и мелкую моторику.

Развивать координацию  речи с движением.

3.Коррекционно-воспитательные.

Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Таблица «Характеристика звуков»; наглядный и раздаточный материал для звукового и слогового анализа слов; буквы; кассы букв; таблица «Дерево однокоренных слов»;  предметные картинки (слова со звуками [С]-[Ш]-[Ж]-[З]);

Ход занятия.

Логопед: Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть.  Ребята,  вы заметили, у нас сегодня гости. Они посмотрят, как вы занимаетесь. А теперь все внимание на меня.

Логопед: Скоро наступит праздник, Катя какой праздник?

Дети: День защитника отечества.

Логопед: Давайте представим, что мы солдаты, покажите, как маршируют солдаты, на месте раз-два-три. Теперь преодолеваем препятствие (перекрестное марширование).

Дети: Выполняют движения.

Логопед: Хорошо. Молодцы!

Логопед: А теперь наш язычок захотел стать солдатом. Солдат поел солдатской каши.

Дети: Облизывают губы по часовой, и против часовой стрелки.

Логопед: Солдат наливает чай в чашку, остужает горячий чай.

Дети: Выполняют упражнение «Чашечка».

Логопед: Солдат построил горку, прокатился с горки.

Дети: Выполняют упражнение «Горка».

Логопед: Крепким стал наш язычок сильным.

Логопед: Молодцы ребята. Промаршируем как солдаты на свои места.

Дети: маршируют на свои места.

Солдаты наши хороши ши-ши-ши

Будет трудно не тужи жи-жи-жи

Службу верную несу су- су су

В небе спряталась гроза за-за-за

(подошли к своим столам)

Логопед: Ребята, кто-то к нам спешит в гости, а кто это, мы узнаем, если отгадаем загадку.

Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост… (Солдат)

Дети: Солдат

Логопед: Правильно. К нам в гости пришел солдат. Посмотрите, а во что одет солдат?

Дети: Шинель

Логопед: Правильно. Назовите первый звук в слове ШИНЕЛЬ?

Дети: Звук Ш

Логопед: Назовите первый звук в слове СОЛДАТ? (Логопед рукой показывает модель звука)

Дети: Звук С

Логопед: Произнесите звук С и включите голосок, какой звук слышим?

Дети: Звук З

Логопед: Произнесите звук Ш и тоже включите голосок, какой звук слышим?

Дети: Звук Ж

Логопед: Сегодня мы будем учиться различать ЧЕТЫРЕ звука. С-З, Ш-Ж.

Логопед: Чем похожи звуки С-З?

Дети: Звуки согласные, обозначаем синим кругом,  когда произносим звуки С, З  язычок похож на «горочку»

Логопед: Чем отличаются звуки С-З?

Дети: Звук С-глухой, а звук З - звонкий

Логопед: Чем похожи звуки Ш-Ж?

Дети: Звуки согласные, твердые, обозначаем синим кругом, когда произносим звуки Ш, Ж, язычок похож на чашечку.

Логопед: Чем отличаются звуки Ш-Ж?

Дети: Звук Ш глухой, а звук Ж звонкий.

Логопед:  Ребята, пришел конверт из армии, солдаты хотят узнать, какие мы внимательные.

(логопед выкладывает картинки на наборном полотне и поочередно называет… Шинель, казарма, жук, каска)

Дети: Повторяют за логопедом названия картинок.

Логопед: В названии какой картинки  есть звук Ж? Где находиться этот звук?

Дети: Жук, в начале слова.

Логопед: В названии какой картинки есть звук З? Где находиться этот звук?

Дети: Казарма, в середине слова.

Логопед: В названии какой картинки есть звук Ш где находиться этот звук?

Дети: Шинель, в начале слова.

Логопед: В названии какой картинки есть звук  С где находиться этот звук?

Дети: Каска, в середине слова.

Логопед: Какая картинка лишняя?

Дети: Жук, это не военная картинка

Логопед: Ребята, покажите ваши пальчики. Наши пальчики как маленькие солдаты, хотят стать сильными. Проведем гимнастику для пальчиков.

Мимо дома, мимо сада  (кулак-ребро)

Он шагает:

раз, два три!       (кулак-ребро-ладонь)

На российского солдата   (хлопать по

С уваженьем посмотри!   коленям (полу) одна рука – ладонь, другая – кулак)

Логопед: Звуки вы сейчас ловите, слово назовите!

Логопед: Я бросаю вам звуки слова С-а-л-д-а-т.

Дети: Ловят звуки и называют их.

Логопед: Какое слово получилось?

Дети: САЛДАТ

Логопед: Бросьте мне звуки обратно. Сколько звуков в слове?

Дети: 6 звуков.

Логопед: Рисуем в воздухе схему слова САЛДАТ.

Дети: Рисуют в воздухе правой рукой, слева-направо слово САЛДАТ.

Логопед:  Ребята, выложите схему слова у себя. «Саша выйди к доске, и выложи схему слияния.

Логопед: Спасибо Саша, молодец. Садись за стол.

Логопед: Давайте проверим, у всех ребят как у Саши?

Дети: Да

Логопед опрашивает детей:

 Назовите первый звук в слове?

- Назовите последний звук в слове.

- Назовите твердые согласные в слове.

- Назовите мягкие согласные в слове.

- Назовите гласные в слове.

- Сколько гласных звуков?

- Значит сколько слогов?

Дети:  Два слога.

Логопед: Хорошо ребята.

Логопед: Выделим голосом, на какой слог падает ударение? На первый или на второй?

Дети: На второй слог.

Логопед: Обратите внимание говорим Салдат, а пишем Солдат. Выкладывайте слово солдат из букв, а Никита на доске выложит из букв слово СОЛДАТ. Сколько букв в слове? Сколько звуков?

Логопед: Хотите стать солдатами?

Дети: Да

Логопед: Для этого надо заниматься спортом.

Логопед: Упражнение на дыхание «На турнике».

И. п. – стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох; опустить палку на лопатки – длительный выдох с произнесением звука «ффф» (3-4 раза).

Дети: Выполняют упражнение.

Логопед: Ребята, придумайте предложение со словом СОЛДАТ.

Дети: Придумывают предложения.

Логопед: Молодцы! Хорошие предложения придумали. Ответьте на мой вопрос. Где служит солдат? Отвечайте только полным предложением.

Саша: Солдат служит в армии.

Логопед: Сколько слов в предложении?

Саша: 4 слова

Логопед:  Ребята, зарисуйте схему предложения на листочках. Максим нарисует на  доске.

Логопед: Назови первое, второе, третье, четвертое предложение. Назови маленькое слово, предлог, какое оно по счету? Проговори это предложение еще раз.

Максим: Солдат служит в армии.

Логопед: Поиграем в пограничников? Вставайте за мной.

Физкультминутка

В пограничников играем,

Землю нашу охраняем.

(идут друг за другом, маршируя)

Мы гурьбой садимся в санки,

Мчимся вихрем в жаркий бой.

(бегут друг за другом, размахивая воображаемым оружием)

Мы танкисты, санки – танки,

Враг – сугробы под горой.

 (идут друг за другом, приложив руку к голове (козырьку))

Дети: выполняют движения и маршируют к дереву однокоренных слов.

Логопед:  Что это?

Дети: Дерево однокоренных слов

Логопед: подберите однокоренные слова к слову СОЛДАТ.

Дети: Солдаты, солдатик, солдатский.

Логопед: Бросает мяч. Солдаты какие?

Дети: Поймавший мяч, называет слова-признаки: Сильные, смелые, закаленные, умелые, храбрые, мужественные, бесстрашные, находчивые, добрые, умные, ловкие, бойкие, быстрые.

Логопед: Назовите что делают солдаты?

Дети: Защищают, охраняют, берегут, воюют, учатся.

Логопед: А теперь как солдаты промаршируем на свои места

Логопед: В  18 лет юношей призывают на военную службу, служить в армии. Они становятся солдатами. Мальчики назовите кем бы вы хотели служить?

Мальчики: Летчик, пограничник, моряк, танкист…

Логопед: Сейчас мы составим рассказ о солдатах. Ваня, выйди к доске и расскажи кем ты хочешь стать?

Ваня «Я хочу рассказать о танкистах».

Логопед: Молодец Ваня,  красивый рассказ составил.

Логопед: Ребята, всех я не могу послушать, но после занятия вы сможете  мне рассказать.

 Логопед: Ребята,  срочно, еще одно послание принес солдат. Необходимо «Расшифровать донесение»

Логопед: Чтобы расшифровать донесение, нужно расставить цифры по порядку, и тогда получиться слово.

Итог: Ребята, вам понравилось играть с солдатом? Что для вас было самым трудным? А какие задания были для вас легкими?

Дети: Отвечают.

Логопед.  Молодцы ребята, сегодня все  ребята победили на занятии, все хорошо отвечали, поэтому все получают флажки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы «звук и буква Ж»

Занятие проводится в подготовительной группе для детей с ФФН на этапе обучения грамоте....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы. Звук "р".

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы.  Звук "р"....

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе. Звук и буква ы.

Цели:  Коррекционно образовательные :            Коррекционно- развивающие            Коррекционно- воспитательные...

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия в подготовительной группе «Звук и буква Ч»

Учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Звук и буква Ч....

Конспекты ООД с использованием игрового экспериментирования со звуком в подготовительной группе "Звуки природы" по художественно - эстетическому развитию, музыкальная деятельность.

Конспекты ООД с использованием игрового экспериментирования со звуком в подготовительной группе "Звуки природы" по художественно - эстетическому развитию, музыкальная деятельность....