Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. В мире звуков
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста В мире звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_zvukov.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 90 комбинированного вида Фрунзенского района

Конспект организованной образовательной деятельности

«В мире звуков» для детей старшего дошкольного возраста

с использованием  информационно - иллюстрированных технологий.

Составила: Гусева Е.А.

Санкт-Петербург 2017


Цель:

Развитие всех компонентов речи в различных видах детской деятельности и практическое овладение воспитанниками нормами речи

Инновационные приёмы: использование КТ

Оборудование. Зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека, маски

- Совершенствовать восприятие детей путём активного использования всех органов чувств;

- Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи;

- Развивать выразительную речь для передачи эмоционально отношения;

- Уточнять и расширять словаря существительных, прилагательных и глаголов по теме.

- Совершенствовать грамматический строй речи

- Развивать диафрагмальное дыхание, вдыхать не поднимая плечи, учить говорить на плавном выдохе;

- Формировать правильное произношение гласных звуков;

- Развивать фонематический слух,

- Развивать общую и артикуляционную моторику;

- Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности.


Ход   занятия

  1. Организационный момент (Психогимнастика) Объявление темы занятия

Логопед приглашает детей в кабинет, предлагает пройти к столу и рассмотреть предложенные картинки.

 Посмотрите на эти лица. (Детям показывают пиктограммы).

Какие они разные!

Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый.

 Мимические упражнения.

- Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Алёнушку, огорченного Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы считать и спокойно слушать звуки. Проводится игра «Молчанка». Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут  звучать по-разному. Послушайте эти звуки.

Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.

Пиктограмма — рисунок-символ, в данном случае условные изображения  лиц

с разным мимическим выражением.

А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.

Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.

«Презентация Звуки».

Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши — это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)


Знакомство с термином «Речевой звук» Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки.

 Послушайте стихотворение «Разные звуки».

- Где-то собаки рычали:

- Р-р-р!

- В стойле коровы мычали:        

- Мммуу!          

 - В комнате мухи жужжали:

- Жжж!        

- Мимо машины бежали:      

- Тррр!      

 - Гудели от ветра все провода:

- Зззнь!

- Капала в кухне из крана вода:

- Динь!

- Перекликались в ночи поезда:

- Ууу! Ууу!

- Листья на ветру шумели:

- Тсс!

- Змеи в лесу шипели

- Шшш!    

- А комары все пели:                                                      

- Ззз!

- Непоседа мячик днем и ночью

- Успокоиться не хочет:

- Пам! Пам!

- Куклы кашляют в постели

- Днем мороженое ели!

- Кхх! Кхх!

Э. Нийт. (Перевод с эстонского Е. Ракеева)

Как перекликались поезда? (Ууу!) Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.

«Презентация Звуки».

Звуки издают животные, а мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

Пантомима «Прогулка в лес». (Развитие общей моторики, координация речи

с движением). Ходьба с высоким подниманием колен.

Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу.

Прыжки на двух ногах. Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о! При слушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок.

(Легкий выдох с округлением губ.)

 Имитация сильного ветра и ветра во время бури.

Ветер утих. Будем собирать грибы.

 Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберезовик, боровик) нашли.

Произношение отдельных звуков.

Развитие просодии (Преодоление твердой атаки гласных)

«Презентация На лесной полянке».

Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а.

Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик: э-э-э.

-  Как пели звери?

( Предложить детям надевать маски. Повторение детьми «песенок» зверей

 с изменением силы и высоты голоса.)

За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).

Ознакомление с органами артикуляционного аппарата

Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы).

Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот — домик звуков.

В домике этом Красные двери,

Рядом с дверями — Белые звери.

Любят зверушки Конфеты и плюшки.

Н.В. Новотворцева

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь — губы, вторая — зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится ..(губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это — нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам?

Это альвеолы.

Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы у мы шали голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же ним помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.)

«Презентация Органы артикуляционного аппарата».

Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды.

 Не кусать твердые предметы.)

Общая артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики)

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения.

Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь.

Упражнения для губ и языка.

А еще надо научиться правильно дышать.

Упражнение на дыхание «мячик-ямка».

 9. Окончание занятия

По предложению логопеда дети вспоминают, чем они занимались сегодня.

-Что мы слушали? (Звуки.) Чем мы слушали? (Ушами.)

-Чем произносим звуки? (Ртом.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Подарки Осени»

Конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста на тему: "Подарки осени"Задачи: 1. Уточнить представление об осени и ее приметах.2. Расширить и активизировать словарь по теме.3. Сов...

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Дифференциация звуков С - Ш"

В конспекте занятия логопеда представлены задания , которые можно использовать на  занятии по  дифференциации звуков....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Звук Л».

Цели:1.   Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразах, стихах.2.   Развитие фонематического восприятия, анализа.3.   Определение позиции звука Л в словах.4....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Звук и буква Р»

Цели:1.   Автоматизация звука Р в слогах,  словах, фразах.2.   Развитие фонематического восприятия, анализа.3.   Определение позиции звука Р в словах.4.   ...

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с элементами логоритмики по автоматизации звука Ш "Прогулка в зимний парк"

Логопедическое занятие для детей старшего возраста с элементами логоритмики по автоматизации звука Ш "Прогулка в зимний парк"...

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: «Мы из будущего. Автоматизация звука [ш] в словах, во фразе с использованием регионализации этнокультурного образованием дошкольников».

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста:«Мы из будущего.  Автоматизация  звука [ш] в словах, во фразе с использованием регионализации этнокультур...