Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме:
    Конспект занятия по теме "Одежда"

    Русанова Татьяна Викторовна

    На данном занятии дети закрепляют представле­ния об одежде, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сшита. Проводится работа по уточнению, расширению и активизации словаря по теме «Одежда» 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon odezhda1.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Одежда

    Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений об одежде, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сшита. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Одежда» (одежда, комбинезон, куртка, пальто, плащ, платье, брюки, рубашка, кофта, свитер, шорты, майка, трусы, сарафан, колготки, пижама, рукав, воротник, капюшон, карман, удобный, новый, нарядный, теплый, шерстяной, шелковый, надевать, снимать, носить, стирать, гладить, чистить). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе; совершенствование навыков словообразования).

    Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма, навыков ориентировки на плоскости.

    Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности, самостоятельности, ответственности.

    Оборудование. Контейнер с плоскостными изображениями одежды для куклы, предметные картинки с изображениями одежды, мяч.

    Предварительная работа. Экскурсия с родителями в магазин детской одежды, беседа о назначении одежды, разучивание пальчиковой гимнастики «Если бы», чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа», просмотр мультипликационного фильма «Штанишки с кармашками».

    Ход занятия

    1. Организационный момент. [Создание эмоционально положительного фона занятия. Уточнение словаря по теме «Одежда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).]

    Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках, организует приветствие и предлагает выбрать по одному плоскостному изображению одежды для того, чтобы собрать на прогулку куклу Машу.

    Логопед. Сегодня холодный сырой осенний день. Выберите такую одежду, которая пригодится Маше для прогулки. Подойдите к наборному полотну и «оденьте» Машу. Расскажите, что вы выбрали. Подберите к названию одежды как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?»

    Дети выбирают одежду для куклы, подходят к наборному полотну, «одевают» куклу и комментируют свои действия.

    1-йребенок. Я выбрала для Маши теплый нарядный красный комбинезон с капюшоном.

    2-й ребенок. А я взяла для куклы полосатую пушистую шапочку с помпоном.

    3-й ребенок. Я взял желтый шерстяной шарф с кисточками.

    4-й ребенок. А я — желтые непромокаемые перчатки.

    Л о г о п е д. Ну вот, а я подобрала Маше подходящую обувь — синие резиновые сапожки на меху, и она готова к прогулке. А мы с вами сегодня будем говорить об одежде, о ее деталях, о материалах, из которых ее делают. А для начала ответьте на вопрос, для чего людям нужна одежда.

    Дети отвечают на вопрос.

    2, Игра «Что изменилось?» [Развитие зрительного восприятия, внимания, диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).]

    Логопед предлагает детям сесть на стульчики вокруг стола.

    Логопед. Пока Маша не ушла на прогулку, давайте поиграем с ней в игру «Что изменилось?» Вы хорошо запомнили, как одета Маша? Тогда закройте глаза.

    Дети закрывают глаза, а логопед меняет один из предметов одежды на кукле.

    Логопед. Что изменилось?

    1-й ребенок. Вместо полосатой шапочки у куклы белый берет.

    Таким образом логопед должен предоставить возможность для ответа каждому ребенку.

    Логопед. Ну вот, кукла уходит на прогулку, а мы пойдем поиграем на коврике.

    3. Игра с мячом «Подбери слова». [Развитие грамматического строя речи, совершенствование навыка словообразования (подбор однокоренных слов).]

    Логопед предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч.

    Логопед. Давайте будем бросать мяч друг другу и подбирать слова одной семейки, похожие на слово одежда.

    Логопед бросает мяч первому ребенку.

    1-йребенок. Одевать.

    2-й ребенок. Одетый.

    3-й ребенок. Оденусь.

     4-й ребенок. Надеть.

    Логопед. Молодцы! Вы выполнили очень трудное задание.

    Логопед предлагает детям пройти за стол.

    4. Игра «Отгадай загадку». [Развитие мышления, речевого слуха, связной речи. Уточнение словаря по теме «Одежда».]

    Логопед помещает на наборное полотно предметные картинки с изображениями одежды.

    Логопед. А теперь новая игра. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете отгадывать их. Картинки вам помогут в этом. Тот, кто отгадает загадку, получит картинку. Победит тот, кто соберет картинок больше всех. Вы не просто должны отгадать загадки, но и рассказать, как вы это сделали, почему догадались.

    Логопед загадывает загадки, дети отгадывают их, занимаются их толкованием, получают картинки, определяют победителя.

    Я как зонт — не промокаю,

    От дождя вас защищаю

    И от ветра вас укрою,

     Ну, так что же я такое?

    (Плащ)

    Дали братьям теплый дом,

    Чтобы жили впятером.

    Брат большой не согласился

    И отдельно поселился.

    (Варежки)

    Пять чуланов, одна дверь.

    Чтоб не мерзнуть, пять ребят

    По чуланчикам сидят.

    (Перчатки)

    Что за друг, без которого

    Зимой из дому не выйдешь?

    (Шапка)

    Дождик, посильнее плачь,

    Я надену новый... (плащ).

    Входишь в одну дверь,

    А выходишь из трех,

    Думаешь, что вышел,

    А на самом деле — вошел.

    (Рубашка)

    5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного уклада звука [ш].]

    Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им сделать два-три упражнения из артикуляционной гимнастки для шипящих звуков.

    Логопед. А теперь давайте сделаем упражнение «Горячий чай». Уголки губ разведите в стороны. Сделайте язычок «чашечкой» за верхними зубами, медленно сближайте зубы, дуйте в «чашечку», произнося звук [с].

    Дети. Ш...

    Упражнение выполняется 2—3 раза.

    6. Пальчиковая гимнастика «Если бы». [Развитие тонкой моторики, чувства ритма, координация речи с движением.]

    Не отходя от зеркала, логопед предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику.

    Ах, если бы слоны

    По левой ладони выполняют по одному удару указательным и средним пальцами и два удара безымянным.

    Носили бы Штаны —

    По левой ладони выполняют по одному удару указательным, средним и безымянным пальцами

    Какие бы

    По правой ладони выполняют по одному удару указательным и средним пальцами и два удара безымянным.

    Материи

    Были им нужны?

    По левой ладони выполняют по одному удару указательным, средним и безымянным пальцами.

    Никак не маркизет

    Выполняют ритмичные хлопки ладонями.

    И не батист, нет-нет!

    Выполняют ритмичные удары кулачками.

    Чертова кожа,

    Чередуют ритмичные хлопки и удары кулачками.

    Рогожа

    И вельвет.

    Б. Заходер

     

    7. Организационный момент. [Расширение и активизация словаря глаголов по теме «Одежда». Создание эмоционально положительного фона занятия.]

    Логопед встречает детей в дверях кабинета с мячом в руках и сразу приглашает пройти на ковер.

    Логопед. Сегодня мы продолжим разговор по теме «Одежда». Давайте поиграем в мяч. Подумайте, что можно делать с одеждой. Я бросаю мяч. Тот, кто его поймает, говорит, что можно делать с одеждой, и возвращает мяч мне.

    Дети должны вспомнить глаголы: носить, надевать, гладить, стирать, чистить, пачкать, вешать в шкаф, шить, украшать и т. п.

    Логопед. Молодцы. Вы подобрали очень много слов.

    8. Игра «Закончи предложение». [Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в косвенных падежах).]

    Логопед убирает мяч и приглашает детей к столу.

    Логопед. Сядет тот, кто закончит предложение. У Марины новое нарядное шелковое...

    1-йребенок. Платье.

    Логопед. Скоро зима, а у Аленки еще нет теплой меховой...

    2-й ребенок. Шубы.

    Логопед. Мама вышила разноцветную бабочку на новой  Юлиной...

    3-й ребенок. Кофточке.

    Логопед. Андрею и Алеше мама купила по клетчатой...

    4-й ребенок. Рубашке.

    9.  Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]

    Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер карандашами.

    Логопед. Откройте тетради там, где лежит закладка. Что вы видите?

    Дети. Плащ. шапку и рукавички.

    Логопед. Что вам нужно для прогулки в дождливый осенний день?

    Дети. Плащ.

    Логопед. Возьмите любой карандаш, обведите плащ по контуру и раскрасьте его, а потом расскажите, какой плащ у вас получился.

    Дети раскрашивают изображение плаща, а потом образуют словосочетания: синий плащ, зеленый плащ и т. п.

    10. Итог занятия.

    Литература:

    Н.В.Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий для детей старшей группы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

    Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

    Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

    АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

    План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

    Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

    Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...