Конспект интегрированной образовательной деятельности
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Власенко Наталья Юрьевна

Совершенствование лексико-грамматического строя речи, конструирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_most.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №260 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»

Конспект интегрированной образовательной деятельности

в подготовительной группе компенсирующей направленности

для детей с нарушением речи (ОНР III уровень развития речи)

по теме: «Строим мост»

(по совершенствованию лексико-грамматического строя речи + конструирование)

Подготовила учитель-логопед:

Н.Ю. Власенко

г.Хабаровск

2017г.

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Цель: Расширение представлений детей о труде людей строительных профессий.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Строительные профессии»;

2. расширять представления о важности труда взрослых;

3. развивать навык словообразования (образование прилагательных от существительных, приставочных глаголов);

4. учить подбирать слова-антонимы к прилагательным;

5. совершенствовать навыки построения простого распространенного предложения.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы диалога);

2. развивать связную речь;

3. развивать высшие психические функции: внимание, мышление, зрительное восприятие;

4. развивать чувство ритма;

5. развивать общую и тонкую  моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1. формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, ответственности, инициативности;

2. воспитывать уважение к труду людей, их деятельности и ее результатам.

Предварительная работа: беседа и чтение художественной литературы по теме; рассматривание альбомов, презентаций о профессиях; проведение дидактических игр, экскурсия;  рассказ родителей о своей профессии.

Методы и приемы: вербальные и невербальные, сюрпризный момент, методы контроля и самоконтроля, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Оборудование: картинки с изображением орудий труда и людей строительных профессий, сундучок, мяч, презентация, пробковые дощечки, гвоздики, деревянные молоточки, детали моста, схема моста, картина с наложенными контурами, флажки зеленого и желтого цвета, наборное полотно.

Ход занятия

1. Создание мотивационного поля. Организационный момент.  Дети стоят в кругу.

Логопед: Ребята, мы сегодня будем говорить о профессиях. А что означает слово «профессия»?  (дети дают ответы)

Профессия означает: дело, работа, занятие. Люди делают то, что полезно для других людей. Профессии нужно специально обучаться, овладеть специальными знаниями. На свете есть много профессий. Назовите профессии, которые вы знаете?

 (Дети передают мяч друг другу и называют профессии)

2. Введение в тему.

Вы назвали много профессий,  но мы сегодня поговорим о некоторых из них. А вот о каких, нам поможет узнать чудесный сундучок. (Дети  рассаживаются на стулья,  логопед  достает сундучок).

Логопед: Сейчас каждый из вас достанет из сундучка изображение предмета и скажет, людям какой профессии он нужен. (Дети достают из сундучка картинки, помещают на наборное полотно, называют их и отвечают на вопрос логопеда полным предложением)

Экскаватор                              - Что делают экскаватором? (Экскаватором роют котлован.)

                                                  - Кто работает на экскаваторе? (На экскаваторе работает экскаваторщик.                    

Подъемный кран     - Что делают подъемным краном? (Подъемным краном поднимают грузы.)

                                  - Кто работает на подъемном кране? (На подъемном кране работает крановщик.)

Самосвал                  - Кто управляет самосвалом? (Самосвалом управляет водитель.)

                                  -  Что делают самосвалом? (Самосвалом  перевозят грузы.)

Чертеж, линейка, карандаш     - Кому нужны эти предметы? (Эти предметы нужны инженеру – конструктору.)

                                              - Что делает инженер-конструктор?  (Инженер-конструктор рисует чертеж  объекта.)

Маска сварщика           - Кому нужна эта маска? (Маска нужна сварщику.)

                                    - Что  делает сварщик? (Сварщик сваривает металлические детали.)

Рельсы, шпалы, жилетка, гаечный ключ       - Кому нужны эти предметы? (Эти предметы нужны путейцу.)

                            - Какую работу выполняют путейцы? (Путейцы укладывают железнодорожное   полотно и ремонтируют его.)

3. Актуализация знаний – выход на проблему.

Логопед:  Чем занимаются люди этих профессий, что их объединяет? (Строят.  Они строители.)

- Что могут построить строители? ( Здания, дороги, мосты.)

 - Чтобы узнать, что мы сегодня будем строить, нам надо отгадать загадку:

Через речку, во всю ширь,

Лёг могучий богатырь.

Он лежит - не дрожит,

Транспорт по нему бежит.                  (Мост)

- Что было бы, если бы не было мостов? (ответы детей)

- Ребята, а вы хотите узнать, как люди строят мосты?

4. Основная часть.

Логопед: Прежде, чем начать строительство моста, нам нужно вспомнить, какие бывают мосты.

Показ слайдов на экране (презентация).

(Дети, отвечая на вопрос, образуют относительные прилагательные и слова-антонимы):

Мост для автомобилей – мост какой? – автомобильный мост

Мост для поездов – железнодорожный мост

Мост для пешеходов – пешеходный мост

Мост из бетона – бетонный мост

Мост из металла – металлический мост

Мост из дерева – деревянный мост

Мост из камня – каменный мост

Мост из кирпича – кирпичный мост

Бывает мост длинный, а бывает наоборот – короткий

Бывает мост высокий, а бывает наоборот – низкий

Бывает мост широкий, а бывает наоборот – узкий

- Как же строятся мосты?  (На экране появляются картинки вразброс. Дети выкладывают алгоритм строительства, перемещая картинки в нужной последовательности).

Логопед: Чтобы построить мост его сначала рисуют на бумаге (конструируют) конструкторы и инженеры. Затем к работе приступают водолазы, они исследуют дно реки и ведут подводные работы. Затем к строительству моста приступают  специальные рабочие (сварщики, крановщики, экскаваторщики, водители), они выполняют работу с помощью специальной техники (кранов, экскаваторов, самосвалов). Сначала на дно реки ставят прочные опоры. Потом мост «по кусочкам» подвозят на кораблях к месту строительства. Кран поднимает части (пролеты) будущего моста и  строители соединяют их между собой. Затем дорожные рабочие и путейцы укладывают дорожное полотно, делают ограждение,  освещение.

Динамическая пауза.

Дети разбиваются на команды. Каждая команда строит свою опору моста из больших модулей, а затем соединяют их перекрытием.

«Мост нагнулся над рекой». (речь, ритм, движение):

Мост нагнулся над рекой (Четыре хлопка ладонями по коленям на каждое слово ----)

Над водою ровной         (Четыре хлопка по бедрам ----)

«Ах, красивый я какой, (Четыре хлопка по ключицам ----)

Ах, какой огромный! » (Четыре хлопка над головой ----)

Через реку по спине (Руки перекрещены перед грудью, хлопки по плечам --  ---)

Едет ряд машин по мне (Движения ладонями  перед грудью --   ---)

А под ними поезда ( Хлопки ладонями перед грудью --   ---)

Быстро едут кто куда (Хлопки ладонями по коленям --   ---)

И шагаем ты и я !» (Маршируют на месте ----)

Игра-конструктор «Строим мост»

Логопед: А теперь, ребята, пройдите за столы.

Посмотрите, инженер-конструктор передал нам схему строительства пролета моста. Скажите, из каких геометрических фигур состоит пролет? (треугольники и прямоугольники)

У вас на столах лежат дощечки и детали. Выложите у себя на дощечках точно такой же пролет моста, как на схеме. (Дети выкладывают детали). Сравните, у вас получился такой же пролет?

А теперь мы должны прикрепить детали к дощечкам. С помощью чего мы будем это делать? (с помощью гвоздиков и молоточков). Помните, с гвоздями нужно работать осторожно, берем гвоздик за ножку, приставляем к отверстию в детали. В другую руку берем молоточек и осторожно забиваем гвоздь. (Дети под музыку выполняют работу за столами).

А теперь давайте отгадаем, какой вид транспорта спрятан в этом рисунке (поезд) Так значит, для какого вида транспорта мы делаем этот мост? (Для железнодорожного)

Давайте соединим пролеты в один длинный железнодорожный мост. Выходите ко мне. (Дети соединяют на полу пролеты моста).

Ребята, а кто управляет поездом? (машинист). Сегодня машинистом у нас будет Матвей, он будет управлять поездом, а мы будем говорить, что делает поезд: поезд к мосту (что делает?) ….подъезжает, на мост…въезжает, через мост….переезжает, с моста…..съезжает, от моста…отъезжает.

5. Закрепление знаний (итог занятия).

Логопед: Ребята, наш мост получился очень похож на Хабаровский мост. Через какую реку проложен Хабаровский мост? В этом году в октябре амурскому мосту исполняется 100 лет. Целых 100 лет назад построили этот мост, а он до сих пор служит людям. Посмотрите, какой он был раньше и каким стал сейчас. Как он изменился. (слайд)     Что нового вы сегодня узнали?

6. Рефлексия.

Логопед: Что вам понравилось сегодня на занятии? Если вы считаете, что полностью справились со всеми заданиями, возьмите зеленый флажок, а если вы считаете, что что-то не получилось – желтый флажок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Образовательная область: «Коммуникация», «Художественное творчество» (аппликация), «Физическая культура». Тема: «Игрушки»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, аппликации и физической культуре.Тема: «Игрушки». Программное содержание данного занятия: закреплять правильное произношение гласных и согласных зву...

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Образовательная область: «Коммуникация», «Художественное творчество» (аппликация), «Физическая культура». Тема: «Игрушки»

Интегрированная образовательная дейтельность направлена на решение следущих задач:закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков (и, с, сь, з, зь);-закреплять умение описывать предмет и...