Конспект интегрированного занятия психолога и логопеда «Как Зайчишка Тишка интерес искал». (старшая группа)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Манина Надежда Анатольевна

 

Цель: автоматизация звука Ш в словах и предложениях; развитие  базовых эмоций у детей дошкольного возраста.

 

Задачи.

Образовательные. Закреплять правильное произношение звука; учить различать и называть основные эмоции и чувства, выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимики, соотносить мимику и жесты с эмоциональным состоянием, понимать, какие чувства вызывают те или иные поступки и как настроение влияет на поведение человека.

Развивающие. Развивать фонематический слух (умение определять наличие звука в словах), навыки звукового анализа и синтеза, связную речь, подвижность речевого аппарата, умение действовать по образцу, целостность зрительного восприятия, память, внимание, мышление, воображение, речь; координацию, двигательную и эмоциональную выразительность, навыки социальной коммуникации; стимулировать сенсорное развитие детей.

Воспитательные. Воспитывать трудолюбие, умение занять себя делом, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.

Оздоровительные. Создавать положительный эмоциональный фон, оптимизировать состояние нервной системы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaychishka_tishka.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия психолога и логопеда

«Как Зайчишка Тишка интерес искал».

(старшая группа)

Цель: автоматизация звука Ш в словах и предложениях; развитие  базовых эмоций у детей дошкольного возраста.

Задачи.

Образовательные. Закреплять правильное произношение звука; учить различать и называть основные эмоции и чувства, выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимики, соотносить мимику и жесты с эмоциональным состоянием, понимать, какие чувства вызывают те или иные поступки и как настроение влияет на поведение человека.

Развивающие. Развивать фонематический слух (умение определять наличие звука в словах), навыки звукового анализа и синтеза, связную речь, подвижность речевого аппарата, умение действовать по образцу, целостность зрительного восприятия, память, внимание, мышление, воображение, речь; координацию, двигательную и эмоциональную выразительность, навыки социальной коммуникации; стимулировать сенсорное развитие детей.

Воспитательные. Воспитывать трудолюбие, умение занять себя делом, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.

Оздоровительные. Создавать положительный эмоциональный фон, оптимизировать состояние нервной системы.

Предварительная работа

Знакомство со сказкой.

Материал

Перчаточные куклы «Антошка» с эмоциями покой, радость, грусть, злость, удивление, страх; набор предметных картинок; декорация избушки Зайчишки Тишки; мягкие игрушки (герои сказки); картинка с наложенными предметами; запись песни «Антошка», музыки «Приходи сказка»; дидактические игры.

Ход занятия

Ритуал приветствия

Психолог. Давайте поздороваемся глазами, ладошками. Дети стоят в кругу. Психолог с каждым по очереди встречается взглядом. Затем по кругу дети касаются друг друга ладошками, щеками.

Массаж биологически активных зон

Цель. Мобилизовать организм, настроить на занятие.

Психолог. Давайте подготовимся к занятию. Растираем «грабельками» (раздвинутые пальцы рук) лоб – все посторонние мысли уходят. Растираем ушки – голова будет лучше думать. «Вилочкой» (указательный и средний пальцы) массируем за ушками – хорошо будем видеть и слышать, будем внимательными.

3.Вхождение в сказку

Психолог. Ребята, давайте вспомни с вами сказку, которую  читали.  А поможет нам ее вспомнить наш любимый помощник Антошка.

Звучит детская песня «Антошка».

Психолог надевает на руку перчаточную куклу Антошка (эмоция «Покой»). От имени Антошки психолог беседует с детьми о героях, прочитанной заранее, сказки. (Заяц, Белочка, Ворона, Ежик, Лягушка).

Упражнение «Узнай настроение»

Психолог. Давайте вспомним с вами «Какое настроение было у каждого  из героев  сказки. Антошка будет помогать.

 Кто был грустный? (Заяц). Психолог надевает перчаточную куклу «Антошка – грусть» на руку,  дети изображают эмоцию «Грусть».

 Кто был удивленным? ( Ворона). Психолог надевает  перчаточную куклу «Антошка – удивление» на руку, дети изображают эмоцию «Удивление»

Появляется Антошка (злость). Кто был сердитым? (Белочка). Психолог надевает перчаточную куклу «Антошка-злость» на руку,  дети  изображают эмоцию «Злость».

Появляется Антошка (испуг). Кто был испуганным? (Ежик). Психолог надевает перчаточную куклу  «Антошка-испуг» на руку  дети изображают эмоцию «Испуг».

Появляется Антошка (радость). Кто был веселым? (Лягушка). Психолог надевает перчаточную куклу «Антошка-радость на руку,  дети изображают эмоцию радость.

Психолог. А, давайте, позовем сказку к нам в гости. (Звучит музыка «Приходи сказка»). Закрываем глазки. Чувствуете, как волшебная сила окутывает нас? Открываем глаза и… сказка, вот она!

Логопед. Ребята,  в сказке, которую мы с вами читали, грустным был зайчик. Надо его научить веселиться и играть в интересные игры. Поэтому давайте отправимся в гости к зайчишке Тишке и пригласим его с собой  на прогулку. (Декорация избушки Зайчишки Тишки).

Сопряженная гимнастика для языка и пальцев рук.

п/п

                 Содержание

Движения артикуляционного аппарата

Движения кистей и пальцев рук

1

На лесной опушке

«Блинчик»

Локти, ладони соединить

2

В маленькой избушке

Широкий передний край языка положить на верхнюю губу

Руки «домиком»

3

Жил- был Зайчишка Тишка

-

«Зайчик»

4

Каждое утро мама –зайчиха пекла для него вкусные бублики

«Бублик»

Пальцы соединены, образуя круг

5

Заяц за обе щеки уплетал бублики

«Пожевывание» Поочередное надувание щек

-

6

Прихлебывая горячий чай из красивой чашечки. Ароматный запах шел по всему лесу

«Чашечка»

Пальцы прижаты друг к другу. имитируя положение» чашечки»

7

В гости к зайцам заглянула веселая змейка. Она приветствовала  ушастиков  на своем змеином языке: ш-ш-ш. А после угощения благодарила :ш-ш-ш.

Произнесение звука Ш. длительно, коротко.

Руки перед грудью, локти опущены, ладони от себя. Произнося звук Ш, выполняется волнообразное движение руками вперед.

Логопед. Берет на руку игрушечного зайца. Ребята, а зайчик что – то шепчет себе под нос. Да, это скороговорка.

Скороговорка. Хороши штанишки у нашего шалунишки.

Ребята повторяют за логопедом. 

Логопед. Тишка, мы все отправляемся на  сказочную лесную опушку, пойдем с нами, может быть тем с нами будет веселее.   Передвигаются по комнате. Встречают  игрушечную ворону с картинками.

 Игра « Узнай звук». Картинки (матрешка, шуба, петушок, самовар, краски, карандаш). Назвать картинки со звуком Ш.  Определить, где он звучит в словах - в начале, конце, середине.

Логопед. Сочиним песенку с этими словами.  Я начну, а вы помогайте, дополняйте.

 Шок-шок

           Петушок

           Аш-аш-аш

           Карандаш

           Ёщка-ёшка - ёшка

           Матрешка

Логопед. Ну что, заяц, настроение у тебя улучшилось?

Заяц: Нет, не очень

Психолог с   перчаточной куклой (Антошка «Радость») на руке. (Далее во всех играх и упражнениях психолог общается с детьми от имени Антошки – эмоция «Радость»)

Ребята, пойдемте скорее дальше, мне думается, мы еще что – то  интересное найдем.  Ребята передвигаются по комнате, и находят  картинку, в которой перепутались игрушки.

 Игра «Узнай предмет». Картинка с  наложенными предметами (нарисованные игрушки: мишка, кошка, лошадка, машинка). Дети узнают по контуру игрушки.

Игра «Четвертый лишний». На той же картинке дети называют лишнюю игрушку (машинка), объясняют свой выбор.

Логопед.  Дети, посмотрите,  а  нарисованные игрушки превратились в мягкие.  Давайте с ними поиграем. Предлагает подобрать слова – признаки к игрушкам (плюшевый мишка, шустрая лошадка, шумная машина, пушистая кошка). Называет отдельно каждое слово и дети находят подходящую игрушку.

Психолог. Обращается к Зайцу: «Заяц, стало ли тебе веселее? Ведь ты с нами играл в интересные игры.

Заяц: Нет, что-то мне не весело.

Психолог. Ой, ребята, а вон  видите болото, а там Лягушка сидит,  пойдемте, может у нее там весело 

Лягушка. Ой, какой Зайчик у вас грустный! Я очень люблю танцевать и вас всех приглашаю на танец, может это поможет зайчика развеселить.

Динамическая пауза

Вот лягушки, все подружки (пружинки)

Пляшут танец «Топотушки» (притопы)

Пляшут выше, пляшут ниже (движения руками вниз и вверх)

Пляшут дальше, пляшут ближе (движения руками вперед и к себе)

Пляшут влево, пляшут вправо, (шаг влево, шаг вправо)

Пляшут лихо, пляшут браво (хлопки в ладоши)

Психолог. Тишка, понравился тебе танец?

Заяц Да,  чуть-чуть.

Психолог. Что ж, заяц, могу, только предложить тебе продолжить нашу прогулку.

 Встречается Белка около дупла

Психолог. Ребята, какая удобная полянка, давайте присядем и поиграем с Белкой.

Логопед.  Давайте, ребята, выполним задания со словом «белка».

Составление предложений из  сочетаний слов: белка – дупло; белка – шишка, белка- дупло – шишка.

Заяц. Ну, это мне  уж совсем не интересно.

Психолог. Ребята, пока выиграли, тут ежик мимо пробегали я рассказала ему, что Тишка никак интерес не найдет. Ежик открыл мне секрет, что нужно делать, чтобы жизнь была интересной и нескучной. А секрет заключается в том, чтобы интерес искать в себе.

Заяц. В себе, как это и где?

Психолог. В руках, да в голове.  Если руки и голова делом заняты, то и скучать некогда.

Логопед. Ребята, а вы что делаете, чтобы не было скучно?

Упражнение «Продолжи предложение»

«Чтобы не было скучно, я……(дети придумывают продолжение  по очереди).

Психолог (от имени Антошки) Я тоже, чтобы не было скучно,  играю в разные игры. Давайте поиграем в «Доброе животное».

Упражнение «Доброе животное»

Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное, выберем из героев сказки (выбирают). Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе:  вдох (через нос) – выдох (через рот). Очень хорошо. Послушаем,  как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук делаем шаг назад.  И еще раз тук- шаг вперед, тук – шаг назад.

И давайте теперь крепко обнимемся.

Посмотрите, ребята, а Тишка – то наш улыбается. (Логопед с зайцем улыбается). Улыбнемся и мы друг другу.

Оказывается, если очень захотеть можно победить любую грусть и подарить радость своим друзьям.  

Заяц. Я понял, чтобы интересно жить, надо самому приложить для этого усилия. Меня этому научили вы, ребята и герои из сказки

Психолог. Дети, давайте скажем «До свидания» нашей сказке.

Итак, минутка прощания.

Мы на миг закроем глазки,

Открываем – мы не в сказке.

В детский сад нам всем пора,

До свидания, детвора.

Приложение

Сказка

«Как Зайчика Тишка интерес искал»

Автор. Жил – был заяц. Звали его Тишка. У Тишки не было друзей. Было ему одиноко. Любимое его занятие было грустить. Никому не удавалось Тишку развеселить.

Заяц. Ох, грустно мне, и скучно мне.

Автор. Пролетает мимо ворона, увидела зайца и была очень удивленна, что он такой грустный и хмурый.

Ворона. Заяц, ты чего такой грустный, невеселый? Кто тебя обидел?

Заяц. А чего веселиться, вокруг так неинтересно, скучно.

Ворона. А посмотри, какие у меня интересные картинки. Вот лечу к другим птицам, чтобы поиграть.

Автор. Ворона стала показывать Тишке картинки.

           Ворона. Ну, что, нравится?

Заяц. А, ерунда. Скучно.

Автор. Заяц, не попрощавшись с вороной, побежал в лес. Бежал, бежал заяц и споткнулся об свиток бумаги.

Заяц. Вот картинка непонятная. На ней все предметы и животные перепутались. Это тоже неинтересно разгадывать. Пусть кто-то другой этим занимается.

Автор. Бежит заяц дальше, а навстречу ему лягушка.

Лягушка. Заяц, ты чего такой мрачный?

Заяц. Да, скукотища кругом, поиграть не с кем, да и неинтересно.

Лягушка. Пойдем к нам на болото. Вот где весело. Днем на охоту ходим, а вечером концерты лягушачьи закатываем.

Автор. Лягушка начала танцевать, песни петь.

Заяц. Да, это разве это концерт, тоска,  да и только.

Автор. Бежит заяц дальше. Видит, на ветке белка скачет.

Заяц. Белка, тебе тоже скучно?

Белка. Да, ты что, заяц. Я целый день верчусь, кручусь, то орехи  собираю, то грибы.

Автор. Заяц, подумал, подумал и решил полезть на дерево, орехов захотелось ему попробовать. Ухватился за ветку, а она возьми и обломись, упал заяц, бок чешет.

Заяц. Белка, и у тебя тут скучно, интереса нет никакого, даже вот и орешка не сорвал.

Автор. Рассердилась белка

Белка. Стыдно тебе, должно быть, заяц. Интерес надо в себе искать. Тогда и грустить не о чем будет.

Автор. Белка прыгнула на другое дерево, только ее и видели.

Заяц. Вот белка на меня разозлилась, ускакала.

Автор. Заяц кричит на весь лес о том, что никто не хочет его развлекать.

Заяц. Интерес в себе искать. А как это?

Автор. Крик зайца услышал ежик и весь перепуганный вылез из своей норки.

Ежик. Заяц, ты чего так кричишь, спать мне не даешь.

Заяц. Да, вот, белка на меня рассердилась. Говорит, что интерес надо в себе искать. А искать его где?

Ежик. В своих руках и в своей голове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия психолога и логопеда «Как Зайчишка Тишка интерес искал».

Конспект интегрированного занятия  к презентации"Психологическое сопровождение детей логопедических групп"...

Конспект интегрированного занятия ,, В стране Магистралии " по Правилам дорожного движения в старшей группе

В конспекте интегрированы разделы в соответствии с требованиями ФГТ : ,, Здоровье " , ,, Физкультура ",  ,,Познание " ,  ,, Коммуникации " , ,,Музыка " , ,, Социализ...

Конспект интегрированного занятия на тему: «Земля – наш общий дом» для детей старшей группы.

В апреле отмечается День Земли. Детям старшей группы интересно многое узнать о нашей планете . Постараться объяснить детям, что человек и природа взаимосвязаны.И мы должны бережно относиться к природе...

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности, развитию речи и музыке детей старшей группы.

Используя на занятии разные сферы деятельности мы повышаем интерес детей как к самим занятиям, так и к окружающему нас миру....

Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи и рисованию в старшей группе, тема: «Зимушка - зима»

В предлагаемом мною материале преследуются задачи:закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях. Составлять рассказ о зиме, опираясь на личный опыт....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе.

Применение игровых приемов со здоровьесберегающими технологиями в образовательном процессе НОД в реализации ФГОС ДО....