Занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Макарова Наталья Семёновна

1. Конспект занятия. тема: "Звук С. Автоматизация правильного произношения звука С, прямых и обратных слогах и словах".

2. Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: "Звук Р. Автоматизация правильного звукопроизношения в конце слова и обратных слогах и словосочетаниях".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ  АВТОНОМНЫЙ   ОКРУГ

                                                         МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  ШУРЫШКАРСКИЙ  РАЙОН

            Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  «Детский  сад « Теремок»  общеразвивающего вида»    629643 , ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, село Овгорт,  ул. Сынская ,15,       тел(факс) 8(34994) 67-2-13

                     Звук «С». Автоматизация  правильного     произношения  звука «С» в  прямых, обратных  слогах  и  словах.

                                                               

                                                                  учитель – логопед   Макарова  Наталья  Семёновна

                                                                                                                           

                                                                                                                     Март  2018 год.

                             Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей  в  старшей группе

     по  теме Автоматизация правильного произношения звука «С»  в прямых, обратных слогах  и  словах.

Автор конспекта ННОД: ( Макарова Наталья Семёновна, учитель - логопед,  1 квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад «Теремок»)

Задачи приоритетной образовательной области: Приоритетная образовательная область:                                                                                                      - «Речевое развитие» - Артикуляционная гимнастика для активизации АА. Автоматизация правильного произношения звука «С»  в прямых, обратных слогах  и  словах. Развитие мотивации, стремление к преодолению звуковых нарушений. Систематичность и последовательность подобранного материала. Развитие фонематического слуха. Развитие связной, грамматически правильной   речи.

Интеграция с другими образовательными областями:

 -«Познавательное развитие»- уточнить и расширить словарь  параллельно с расширением окружающей действительности; развивать воображение и фантазию; активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова.                                                                                               - «Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам  труда и творчества.                                                                                                                                                  - «Физическое развитие» - приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук.                                                                                                                                                                                                                    - «Речевое развитие» - Артикуляционная гимнастика для активизации АА. Автоматизация правильного произношения звука «С» в

прямых,  обратных слогах и в словах. Развитие мотивации, стремление к преодолению звуковых нарушений Развитие фонематического слуха. Развитие связной, грамматически правильной   речи. Упражнения на дыхание.

   Задачи ОО в интеграции: Автоматизация правильного произношения звука «С» в прямых, обратных слогах  и словах.

     Предпосылки учебной деятельности:  Умение слушать логопеда и выполнять за ним. Формирование умения выполнять по заданному   образцу. Ребенок слушает инструкцию логопеда.

     Дети: Л. София,  А. Алишер, М. Миша, М. Илона.  Занятие  подгрупповое.

     Оборудование для педагога: зеркало,  сюжетные картинки.    

     Оборудование для детей: зеркало, сюжетные картинки, бумага,

 Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Примечание

Логопед: Приветствие.

1. Развитие фонематического слуха. Инструкция логопеда: - Игра «Чайник» -

Чайник на плите стоит в чайнике вода кипит, этот чайник не молчит, Он свистит, свистит, свистит – С –С- С

2. Игра «Насос»  - «С-с-с» - спустило колесо, накачаю я его,

                      «С-с-с» насос поможет, колесо спасти он сможет.  

       Длительно произносим – С-С-С.

       Кратко произносим – С-С-С

Речевое развитие

Произносим звук «С»

длительно

Накачивая колёса произносим  кратко С-С-С, а когда колёса выпускают длительно  С-С-С (тянем)

Произносим звук «С»

длительно

.

Развитие фонематического слуха.

Слушаем стихотворение, ведём пальцем по черной линии и длительно произносим звук «С»

Основная часть (содержательный, деятельный  этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Примечание

Логопед: 3 . Артикуляционная  гимнастика перед зеркалом для активизации АА – Инструкция логопеда – Выполним следующие упражнения. 1. « Качели»- Улыбнуться. Показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5. Потом поднять язык за верхние зубы и тоже удерживать под счёт от 1 до 5. Менять 5 -6 раз.  2. « Лопата» - Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать по счет от 1 до 5.  3. « Накажем непослушный язычок» - Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить  язык на нижнюю губу и пошлёпывая его губами произносить ПЯ -ПЯ -ПЯ.

4. « Заборчик» - Улыбнуться так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать губы в улыбке в спокойном положении под счёт от 1 до 5.  5. « Подуть через трубочку» - Губы вытянуть трубочкой и подуть через  них. Стараться дуть как можно дольше.

6. «Желобок»- Улыбнуться. Приоткрыть рот, язык широкий положить его за нижние зубы, воздушную струю направлять на середину языка.

 

4. Автоматизация звука «С» в слогах. Отраженное повторение за логопедом. Инструкция логопеда - Повтори за мной слоги –

са-са-са, со- со – со, су –су – су, сы – сы – сы,  а теперь обратно-

ас –ас – ас , ос- ос – ос , ус – ус- ус, ыс –ыс- ыс.

5. Отраженное повторение слов за логопедом.  Са-са-са –сам, са-са-са-сани, са- са- сапоги, са-са-са-салат. Со-со-со-сон, со-со-со-сом.

Сы-сы-сын, Сы-сы-сы-сыпать.

6. Автоматизация звука «С» . Просмотр презентации о лисе.

Инструкция логопеда – Повтори слова за мной стишки-  стихотворки.  

Са- са- са  по лесу бежит лиса.               Ос-ос-ос – у неё холодный нос.                                

Су- су  су  у нас холодно в лесу           Ыс- ЫС- Ыс – лиса бежит на мыс.

Сы- сы -сы – хвост пушистый  у лисы.      Ас –ас- ас – лиса боится нас.

Со- со- со она катит колесо.                        Ус- ус -ус – лису я не боюсь.

7.Физминутка. «Помощники»- листы бумаги формата 4.               Вводим детей в игровую ситуацию:

«Будем мы бельё стирать, нашей маме помогать» - (Листы бумаги это платочек, давайте его постираем)

 Мы бельё стираем, (Мнем бумагу двумя руками до комочка)

Маме помогаем, Выжали. (по очереди сжимаем бумажный комочек правой, левой рукой) Повесили!

(Раскрываем Бумажный комочек, разглаживаем)

Стирка – это весело.

Будем мы ещё стирать. Маме нашей помогать.

8.  Игра «Чьи это песенки ?» Дети  должны угадать о каком животном идёт речь. Подобрать слова, отвечающие на вопрос «Что делает?»

Мур- Мур -мур  разгоню я кур.     (Кот)                (Мурлычет)

Куд- куда- куд- куда – Вы откуда и куда?  (Курица) (Кудахчет)

Целый день в лесу – Ку- ку- ку -ку -ку -ку.  (Кукушка)   (Кукует)

Поёт она  Му - Му молока кому?         (Корова)            (Мычит)

У- у- у – кто же  воет на луну?       (Волк)              (Воет)

Он жужжит, он кружжит. Все жужжит, все жужжит.

Ж-Ж-Ж                      (Жук)                       (Жужжит)

Ш- ш - ш – она всегда шипит.    (Змея)             (Шипит)

Цок- цок- цок – пить  водицу  пришел срок. Иго-гого  (Конь) (Ржёт)

Хрю –хрю- хрю – в луже я лежать люблю. (Свинья)    (Хрюкает)

Она кричит с утра « кря кря –

упала в лужу вся семья – кря кря.     (Утка)        (Крякает).

9. Игра «Найдем небылицы на картинке» - 5 карточек, изображены небылицы, нужно назвать их. Показать их.

Речевое развитие

( коррекционная)

Эти упражнения ребёнок выполняет ежедневно, он знает эти упражнения. Они идут у него автоматически. Каждое упражнение выполняем 8 -10 раз.

Речевое развитие

(коррекционная) нужно закрепить «С» в слогах.

Речевое развитие

(коррекционная)

Нужно закрепить звук «С» в словах

Познавательное развитие

Игровая

Двигательная

Познавательное развитие – активизировать словарный запас по теме

-«Кто как голос подаёт»

Речевое развитие

-«Социально-коммуникативное развитие»

Артикуляционные движения АА.

Слоги

Отраженные слова

Предложения

Стих

Игровые двигательные действия

выполняет, показывает

Слова, ответы на вопросы

Назвать предметы, которых не должно быть на картинке.

Артикуляционный аппарат ребёнка

Слоги за логопедом

Слова за логопедом

Движения, показ.

Умение слушать взрослого и

выполнять его инструкции.

Интеллектуально развивающая игра.

Выполнять движения по показу логопеда

Учить действовать по инструкции взрослого.

Повтор с обязательным звуком «С» в слогах.

Повтор с обязательным звуком «С» в словах.

Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений.

Повторить ещё раз, если нет отгадки.

Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной   речи.

Чтобы научить ребёнка произносить звук «С» нужно обязательно выполнить упражнения для укрепления круговой мышцы рта, умение удерживать губы в улыбке.

Закрепление в слогах.

Закрепление в словах.

Закрепление в предложении

У  ребёнка развита крупная  моторика; он подвижен,   владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Развитие связной, грамматически правильной   речи.

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Примечание

10. Подведение итогов занятия. Прощание.

Инструкция логопеда –  Дыхательные упражнения.                                                                                Мы подуем высоко: -С-с-с (поднимаемся на носочки)

Мы подуем далеко:-С-с-с (вытягиваем вперёд ручки)

Мы подуем низко: - С-с-с (приседаем)

Мы подуем близко: -С-с-с-(прикладываем руки ко рту)

Речевое развитие

(коррекционная)

Дыхательные упражнения

Показ логопеда и выполнение за логопедом.

Речевое развитие.

Описание

                                     Фотографии

C:\Users\1\Desktop\ГЛАВНОЕ ЛОГОПЕД\Учебный 17 -18 год\НОД\20180329_162200.jpgC:\Users\1\Desktop\ГЛАВНОЕ ЛОГОПЕД\Учебный 17 -18 год\НОД\Открытое занятие\20180329_163548.jpg

                                                                  Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

                                               

                                                                                                                                         ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ  АВТОНОМНЫЙ   ОКРУГ

                                                                                               МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  ШУРЫШКАРСКИЙ  РАЙОН

            Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  «Детский  сад « Теремок»  общеразвивающего вида»    629643 , ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, село Овгорт,  ул. Сынская ,15,       тел(факс) 8(34994) 67-2-13

                     Звук «Р». Автоматизация  правильного     произношения  звука «Р» в конце слова в обратных слогах и словосочетаниях.

                                                                                                                           учитель – логопед   Макарова  Наталья  Семёновна

                                                                                                                     Март  2017 года.

                     

                                                              Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей  в  старшей группе

     по  теме Автоматизация правильного произношения звука «Р» в конце слова в обратных слогах и в словосочетаниях.

Автор конспекта ННОД: ( Макарова Наталья Семёновна, учитель - логопед,  1 квалификационная категория, МБДОУ « Детский сад «Теремок»)

Задачи приоритетной образовательной области: Приоритетная образовательная область:                                                                                                                                                                                                      - «Речевое развитие» - Артикуляционная гимнастика для активизации АА. Автоматизация правильного произношения звука «Р» в конце слова в обратных слогах и в словосочетаниях. Учить детей согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе. Развитие фонематического слуха. Развитие связной, грамматически правильной   речи.

Интеграция с другими образовательными областями:                                                                                                                                                                                                                                                                               -«Познавательное развитие»- уточнить и расширить словарь по теме «Человек. Части тела».                                                                                                                                                                                                                                             развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; активизировать словарный запас по теме «Профессии;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          -«Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам  труда и творчества.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           - «Физическое развитие» - приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, развивать мелкую моторику пальцев рук.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        - «Речевое развитие» - Артикуляционная гимнастика для активизации АА. Автоматизация правильного произношения звука «Р» в конце слова в обратных слогах и в словосочетаниях. Учит детей согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе. Развитие фонематического слуха. Развитие связной, грамматически правильной   речи.

   Задачи ОО в интеграции: Автоматизация правильного произношения звука «Р» в конце слова в обратных слогах и словосочетаниях.

     Предпосылки учебной деятельности:  Умение слушать логопеда и выполнять за ним. Формирование умения выполнять по заданному   образцу. Ребенок слушает инструкцию логопеда.

     Дети: Максим К, Анна Т.  

     Оборудование для педагога: зеркало,  сюжетные картинки.    

     Оборудование для детей: зеркало, сюжетные картинки.

 Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Примечание

Логопед: Приветствие.

1 Развитие фонематического слуха. Инструкция логопеда: -Хлопни в ладоши, услышав слово со звуком «Р» - мак, рак, хобот, мама, рыба, ручка, нога, рога, топор, лодка, карман, желтый, дорога, машина, розы,  пилот, кнопка, рычать, ругать, кот, трактор, конфетка, баран.

Речевое развитие

Слова на «Р» и не только.

Хлопаем, услышав со звуком «Р»

Развитие фонематического слуха.

Нужно услышать  слова со звуком «Р», если есть звук «Р» хлопнуть в ладоши.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Примечание

Логопед: 2. Артикуляционная  гимнастика перед зеркалом для активизации АА – Инструкция логопеда – Выполним следующие упражнения. 1.« Почистим зубы» - вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.    2. «Маляр» - отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад. 3. «Лошадка» - укреплять мышцы языка, растягивая подъязычную уздечку. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.                                    4. «Грибок» – вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку. Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и прижав язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.

5. «Барабанщики» - Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать язык напряженным. Открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнести звук ДДД.

6. Песенка ТрТрТр – ДрДрДр – повторить за логопедом.

3. Автоматизация звука «Р» в слогах. Отраженное повторение за логопедом. Инструкция логопеда - Повтори за мной слоги –

ар, ар,ар;  ор,ор,ор;  ир,ир.ир;  ыр. ыр. ыр;  ер, ер, ер;  ур, ур, ур.

 4. Автоматизация звука «Р» в словах в конце слова. Отраженное повторение слов за логопедом.

Инструкция логопеда – Повтори слова за мной, четко проговаривая звук «Р» - дар, пар, удар, шар, комар, повар, хор, бор,

двор, мотор, мухомор, шнур, абажур, мир, тир, пир, кефир, командир, веер, вечер, катер, пионер, офицер, актер, бобёр,  ковёр, монтёр, шахтёр, шофёр, помидор, пассажир, сыр, мундир, мирный, бурный, горный, мотор, забор, топор, самовар, пожар, карта, марка, шнур, боксер, костер, терка, пятерка, арба, арбуз, артист, сахар, барбос, барсук, карман, картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан.              

5.Физминутка. Упражнение на внимание. – Я буду вам читать стихотворение, а вы показывайте части тела, которые буду называть.

У тебя есть пальцы, ногти, руки есть, запястья, локти,

Ноги, шея, плечи, грудь и животик не забудь.

Есть колени, лоб, спина, голова – она одна.

Есть два уха, две щеки, брови, скулы и виски.

Подбородок есть и губы, глазки, нос, язык и зубы.

6. Самостоятельное называние слов. Игра «Отгадай профессию»

Инструкция логопеда - Отгадай и назови, о какой профессии идет речь.

Логопед – Кто готовит пищу?                     Ребёнок – Повар

                  Кто красит стены?                                     - Маляр

                  Кто ловит рыбу?                                       - Рыболов

                  Кто лечит животных?                              - Ветеринар

          Кто продает товары и продукты?                                - Продавец

                  Кто строит дома?                                     - Строитель

                  Кто тушит пожары?                                - Пожарник

                  Кто водит машину?                                - Шофер

                  Кто делает поделки?                              - Мастер

                  Кто делает прически?                            - Парикмахер.

7.Автоматизация звука «Р» в словосочетаниях – согласование прилагательных с существительным в роде и числе.

Инструкция логопеда – Посмотри на картинки, о них мы должны сказать старый ( старая, старый). Нужно правильно назвать – старый фотоаппарат, старый баран, старая труба, старый кран, старая ракетка, старый крот, старый абажур, старый кирпич, старое ведро, старый барабан, старая пирамида, старый носорог, старые крыши, старые карандаши, старый вертолет, старый гриб, старая корова, старый корабль.

8. Чистоговорка  « Тары – бары – растабары, у Варвары куры стары». Повторили ещё раз.

Речевое развитие

( коррекционная)

Речевое развитие

(коррекционная) нужно закрепить «Р» в слогах.

Речевое развитие

(коррекционная)

Нужно закрепить звук «Р» в словах

Игровая

Двигательная

Познавательное развитие – уточнить и расширить словарь  

«Человек. Части тела».

Познавательное развитие – активизировать словарный запас по теме

«Профессии»

-«Социально-коммуникативное развитие»

Речевое развитие

-«Социально-коммуникативное развитие»

Артикуляционные движения АА.

Слоги

Отраженные слова

Стих

Игровые двигательные действия

Выполняет показывает части тела на себе.

Слова, ответы на вопросы

Слова, правильно соединить прилагательное с существительным

Артикуляционный аппарат ребёнка

Слоги за логопедом

Слова за логопедом

Движения, показ.

Умение слушать взрослого и

выполнять его инструкции.

Предметные картинки

Дидактическая  игра, интеллектуально развивающая игра.

Предметные картинки

Выполнять движения по показу логопеда

Учить действовать по инструкции взрослого.

Повтор с обязательным звуком «Р» в слогах.

Повтор с обязательным звуком «Р» в словах.

Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, Повторить ещё раз.

Отгадай и назови, о какой профессии идет речь.

Обязательный звук «Р» в словах. Может быть повтор слова.

Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной   речи.

 

Чтобы научить ребёнка произносить звук «Р» нужно обязательно выполнить упражнения для поднятия языка, для укрепления мышцы языка.

У  ребёнка развита крупная  моторика; он подвижен,   владеет  основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Развитие связной, грамматически правильной   речи.

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Примечание

9. Подведение итогов занятия. Прощание.

Инструкция логопеда – Спасибо нашим пальчикам, спасибо язычку.  Красиво, четко, правильно – я говорить хочу.

Речевое развитие

(коррекционная)

Пальчиковая игра

Показ логопеда и выполнение за логопедом.

Речевое развитие.

Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак.

Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

Требования к техническому оформлению конспекта ННОД: лист альбомный, поля с каждой стороны по 1,5 см, «шапка» табличной формы ННОД начинается с каждой новой страницы; шрифт 12, Times New Roman, интервал одинарный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.

Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и  Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...