Конспект НОД в средней группе для детей с нарушениями речи "Дифферициация звуков А-У"
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Кускова Мария Николаевна

Уточнение правильного произношения звуков А, У; закрепление умения различать эти звуки на слух в ряду других гласных звуков; в начале слова; учить дифферинцировать звуки А-У.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_o_n_s_p_e_k_t.docx37.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 6 комбинированного вида

Пушкинского района Санкт-Петербурга «Речецветик»

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ А - У»

                                                                                                   Составитель: учитель-логопед                                                                

                                                                         Кускова Мария Николаевна                                                                                                                                                           

Г. Пушкин

2019 г.

Цель: уточнение правильного произношения звуков А, У; закрепление умения различать эти звуки на слух в ряду других гласных звуков; в начале слова; учить дифференцировать звуки А – У.

Задачи:

Образовательные:

-  Уточнение и закрепление понятия «гласные» звуки. Упражнять в анализе и         синтезе слияний гласных.

- Закреплять усвоение умения выделять заданный звук на фоне других звуков.

- Учить определять позицию звуков А, У в слове (начало слова).

 - Формировать умение выполнять звуковой анализ и синтез слияний АУ и УА.

Коррекционно – развивающие:

- Развитие диалогической речи.

- Развитие слухового и фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

-  Формирование навыков дифференциации гласных звуков.

- Формирование навыка порядкового счета до пяти.

- Развитие слухового и зрительного восприятия и внимания.

- Развитие навыков  мимической, мелкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные: 

- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Педагогические технологии, используемые в ходе НОД:

- игровые технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

Материал и оборудование: предметные картинки со звуками [а], [у] в начальной позиции, символы гласных звуков [а] и [у], две куклы, листочки с индивидуальными заданиями на определение начального звука в слове по количеству детей, контейнеры с простыми и цветными карандашами.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках и предлагает взять по одной картинке.

Логопед: Ребята! К нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь пожалуйста с  ними. Пройдите к своим стульчикам. Встаньте прямо. Сядет тот, кто правильно назовет предмет на своей карточке и определит первый звук в

-1-

этом слове.

1-й р: Аист. Звук А. (Садится).

2-й р: Утка. Звук У. (Садится).

3-й: Индюк. Звук И. (Садится).

4-й: Ослик. Звук О. (Садится).

5-й: Ива. Звук И. (Садится).

6-й: Утенок. Звук У. (Садится).

Л: Вы правильно назвали предметы на картинках и определили первый звук в слове. Молодцы!

  1. Самомассаж лица.

Л: Сейчас мы с вами выполним массаж лица. Сядьте ровно, ноги стоят на полу, спина опирается на спинку стула. Приготовили руки:

РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней)  И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки),

И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз),

ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание ушных раковин по краю сверху вниз и снизу вверх).

ИХ ВПЕРЕД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин кпереди),

ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ (оттягивание вниз за мочки),

А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЕЧКИ (пальцы перебегают на щеки).

ЩЕЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями).

ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ (большой и указательный пальцы разминают верхнюю и нижнюю губу).

КАК УТЯТА К УТКЕ КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ (вытягивание обеих губ вперед),

УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЕЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),

А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).

ГУБКИ ПОЖУЕМ МЫ, ШАРИКИ НАДУЕМ (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щек с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И ГУБАМИ ВПРАВО – ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ (движение губами влево и вправо).

ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК И ЕГО ЩИПАЕМ (разминание подбородка с

оттягиванием его вниз; пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),

- 2 -

А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ СТЕКАЕМ (поглаживание шеи всей ладонью от

нижней челюсти к ключицам).

Дети вместе с логопедом выполняют самомассаж лица.

Л: Молодцы! Теперь мы готовы играть дальше.

  1. Игра «Подними сигнал». 

Л: Сейчас я буду произносить разные звуки, а вы будете внимательно слушать и поднимать красный кружок, если услышите звук [а].

Слушайте: а, и, у, о, у, а, ы, у, э, а, у.

Дети действуют по инструкции.

Л: Молодцы, вы справились с заданием.

Л: Ребята, давайте вспомним, что мы можем сказать о звуке [а]? Что можно делать с этим звуком?

Дети: его можно петь.

Л: Верно. А как мы называем такие звуки, которые можно петь?

Дети: Гласные звуки.

Л: Каким цветом мы их обозначаем?

Дети: красным цветом.

Л: Совершенно верно. А какие еще звуки мы можем спеть?

1-й ребенок: звук [и],

2-й ребенок: звук [у],

3-й ребенок: звук [о].

  1. Игра «Назови звуки».

Л: Давайте с вами вспомним, как плачет малыш?

Р: Уа – Уа!

Л: Правильно. УА (логопед произносит еще раз утрированно). Сколько        звуков вы услышали?

Р: Два.

Л: Верно. Какой звук первый?

Р: Звук [у].

Л: Какой звук второй?

Р: Звук [а].

Л: Давайте произнесем еще раз вместе: УА (демонстрируются опорные картинки символов звуков [у], [а]).

     А если мы поменяем местами эти звуки: звук [а] станет первым, а звук [у] – вторым (меняет символы местами), что у нас получится?

Р: Ау!

Л: Правильно! Давайте вспомним, когда так кричат?

Р: Так кричат, когда кто-то заблудился в лесу.

Л: Верно! Вы большие молодцы!  Давайте немного похлопаем сами себе.

- 3 -

  1. Игра «Подари картинки Ане и Уле».

Л: Сегодня к нам в гости пришли куклы Аня и Уля. Посмотрите на них, какие они красивые.

Как вы думаете, какой любимый звук у куклы Ани?

Ребенок: звук [а].

Л: Правильно. А как ты догадался?

Ребенок: В имени Аня [а] – первый звук.

Л: Верно. Ребята, а какой же тогда любимый звук у Оли?

Ребенок: Звук [о], потому что в ее имени он стоит первым.

Л: Вы рассуждаете правильно. Давайте поиграем с куклами и подарим им картинки с их любимыми звуком.

На какой звук мы подарим картинки кукле Ане?

Ребенок: на звук [а].

Л: На какой звук мы подарим картинки кукле Уле?

Ребенок: на звук [у].

Логопед раздает детям картинки: Аня (девочка), антенна, Айболит,  улитка, утюг, ухо.  

Дети называют каждый свою картинку и «отдают» их куклам.

Л: Дети, вы умницы! Вы правильно подарили картинки, и куклы говорят вам «спасибо».

А сейчас немного отдохнем.

  1. Физкультминутка.

Л:                    Встаньте ровно, потянитесь,

                        Влево, вправо наклонитесь.

                        Голова назад, вперед,

                        А потом - наоборот.

                        Вверх подпрыгнем,

                        Вниз присядем,

                        А теперь на место сядем.

Дети выполняют упражнения вместе с логопедом.

Л: А теперь поиграем с пальчиками:

ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ (пальцы левой руки соединяются с пальцами правой руки, начиная с большого на обеих руках),

НАЧИНАЕМ МЫ ИГРАТЬ (пальцы соединяются с мизинца к большому на обеих руках).

ПАЛЬЧИКИ  СОЕДИНЯЮ (соединяются большой и указательный, большой и

 средний и т.д. одновременно на двух руках),

И КОЛЕЧКО ПОЛУЧАЮ.

- 4 -

  Дети выполняют упражнения вместе с логопедом.

  1. Игра «Раскрась картинку».

Л: Отлично! Сядьте ровно и внимательно послушайте: куклы хотят с вами поиграть – они приготовили для каждого из вас красивые картинки.        

Аня хочет, чтобы вы раскрасили предмет на звук [а], а Уля – на звук [у].

Посмотрите на свои листочки: нужно раскрасить картинку на тот звук, символ которого у вас раскрашен.

- Витя, какую картинку ты будешь раскрашивать?

Ребенок: арбуз.

Л: Правильно. А ты, Василина?

Ребенок: утку.

Л: Приступайте к работе, старайтесь соблюдать границы рисунка.

Дети выполняют задание и «дарят» свои рисунки соответствующим куклам.       

  1. Окончание занятия. (Оценка работы детей).

Л: С какими звуками мы сегодня играли?

Дети: Мы играли со звуками  [а] и [у].

Л: Что самое главное мы должны помнить об этих звуках?

Р: Что это гласные звуки.

Л: Какая игра понравилась больше всего?

Ребята, вы выполнили  интересные задания, поиграли с куклами. Куклам очень понравилось с вами играть, и они будут ждать новой встречи. А сейчас попрощайтесь с нашими гостями и спокойным шагом идите в игровую.    

 

                                               

- 5 –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»

цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в средней группе для детей с нарушением зрения на тему "Путешествие в магазин игрушек"

Интеграция образовательных областей: Социализация; Коммуникация; Физическая культура....

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений и аппликации в средней группе для детей с нарушением зрения. Тема: « Ориентировка в пространстве и на плоскости»

Ориентировка в пространстве и на плоскости. Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя. Задачи:Воспитывать наблюдательнос...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по зрительному восприятию на тему: «Круг, овал» В средней группе для детей с нарушением зрения

Целью данного материала является закрепление представлений о круге и овале у детей с нарушением зреня...

Конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения в средней группе для детей с нарушением зрения.

Представлен конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения в средней группе детского сада для детей с амблиопией и косоглазием....

Конспект занятия в средней группе для детей с нарушениями зрения «Зимняя одежда»

Конспект занятия в средней группе для детей с нарушениями зрения «Зимняя одежда»...