Конспекты занятий
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспекты занятий с детьми подготовительных и старших групп по построению предложений с предлогом и без предлога.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Картинки по запросу раскраска девочка  ваза

Раскраски лето

Картинки по запросу раскраска девочка  ваза

Раскраски лето

Картинки по запросу раскраска девочка  ваза



Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Предложение.

Составила учитель – логопед Лактионова Людмила Анатольевна МАДОУ Центр развития ребёнка детский сад № 44 «Незабудка г. Южно - Сахалинск

Цель: знакомство с предложением, с правилом построения предложения и составление схем предложений.

Задачи:

  1. Показать детям последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово.
  2. Учить различать слово и предложение
  3. Учить составлять схемы предложения, соблюдая правила.

Оборудование: предметные картинки; наборы полосок для составления схем предложений, микрофон, журнал и газета.

Словарная работа: журналист, интервью.

                                   

Ход занятия

Организационный момент

Логопед:  Здравствуйте, ребята! Сядет тот, кто ответит на мои вопросы.

Игра «Подбери нужные слова»

Логопед:  Какими словами можно поприветствовать друг друга?

(Здравствуйте, привет, доброе утро ...)

- Поблагодарить? (Спасибо, очень вам благодарен, благодарю вас...)

- Похвалить? ( Молодец, умница, ты хороший…)

-Успокоить? (Не волнуйся, не переживай, все буде хорошо…)

Логопед: Молодцы, сколько вежливых слов вы знаете!

Вступительная часть занятия

Логопед: - Ребята, посмотрите внимательно, что у меня в руках? Дети: - Журнал. Что можно найти в журнале (статьи, фотографии). А вы знаете кто пишет эти статьи? (журналисты) (Ответы детей.) Журналисты – это люди, работающие на телевидении, радио. Они пишут статьи в газетах и журналах, берут интервью у людей. Интервью – это когда задают вопрос и на него получают ответ.

Логопед: - Вы бы хотели стать журналистами?(Ответы детей.) Тогда этому нужно учиться. Журналисты говорят грамотно, полным предложением, умеют правильно составлять предложения. Вы хотите этому научиться? Я вас приглашаю в школу журналистов.

Основная часть:

- А сейчас мне нужны мои помощники. (Логопед заранее договорился с детьми.)

- Скажите, что делает Вика? (Вика читает книгу.)

Юля, Саша, Наташа  подойдите ко мне. Вы будете «живыми словами». Юля станет словом Вика, Саша – словом  читает, а Наташа – словом книгу. Юля скажет свое слово (Вика)  и даст руку Саше. Юля даст руку Саше и произнесет слово ( читает) . Какое слово должна сказать Наташа? (Книгу.) Что мы узнали о Юле? (Юля читает книгу.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение.

Я скажу: читать, книга, Вика. Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте  из них предложение. (Вика читает книгу.)

 Проверяем игра

« Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении.

Логопед: Вика,  Аня , Дарима подойдите ко мне. Подружите между собой слова  заяц, морковь, любит.  Какое предложение можно составить из этих слов? (Заяц любит морковь.)

Логопед:  Какое слово первое? (заяц.)

- Назовите второе слово.(любит.)

-Какое слово мы еще не назвали? (морковь.)

-Сколько слов в предложении?

-Сейчас слово заяц уйдет, остались слова любит, морковь. Можно ли считать их предложением? ( Нет. Непонятно, кто любит морковь.)

Логопед: А теперь «Живые слова», разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения.

 Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите  еще раз каждый свое слово. (произносят)

- Мы составили…(предложение). В предложении все слова…(дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

-Посмотрите на картинку. Где растет дерево? (Дерево растет в лесу.)

- Молодцы, ребята. Вы сказали предложение. А сейчас и мы станем  деревьями.

Физминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз-наклон, два – наклон.

Зашумел листвою клен.

На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком.

Логопед: Ребята, обратите внимание на эти полоски. Длинной полоской мы будем обозначать предложение, а уголком – начало предложения  (Большую букву.) Короткими полосками мы будем обозначать  слова в предложении, их количество. Первая короткая полоска тоже с уголком – она обозначает БОЛЬШУЮ букву. В конце предложения ставим точку.

-Придумайте предложение со словами медведь и мед, а я выложу столько полосок, сколько слов в предложении. (Медведь любит мед)

- Какое это слово? (Указываю на первую полоску.)

-Назовите второе слово, третье слово.

-Что мы ставим в конце предложения? (точку)

-Откройте свои конвертики. Найдите длинную полоску. Что мы будем изображать самой длинной полоской? (Предложение.) Покажите полоски, которые короче. Эти полоски обозначают слова, что обозначает уголок? (БОЛЬШУЮ букву.)

-А сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный».

Логопед: Выложите слева у себя на столе длинную полоску, а справа – предложение состоящее из слов, только помните правила, на письме слова между собой соединяются. (  Я буду называть слова и предложения, вы должны угадать: когда назову предложение – покажите пальчиком предложение, (длинную полоску), а когда буду называть слова – покажите пальчиком короткую полоску.

(яблоко, солнышко светит, летит, стул, самолет, самолет летит, собака,  белка грызет орешки)

Давайте посчитаем, сколько слов в предложении (солнышко светит) (два)

Игра «Журналисты написали статью» давайте найдем в журнале предложения. Где начало, какой буквой оно обозначается(Большой), где точка?

Подведение итога:

Логопед: Я думаю, ребята, настало время показать, какими мы стали журналистами.

-Ребята – журналисты, возьмите микрофон задайте вопрос своему товарищу. Следите за тем, чтоб ответы были полными. (ребята задают вопросы на тему, что мы сегодня делали на занятии? (составляли предложение), Из чего состоит предложение? (из слов) как слова в предложении связаны между собой? (они дружат) что ставим в конце предложения? (точку)

Затем дети меняются ролями.

-Молодцы, ребята! Вы настоящие журналисты.

        



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе

Тема: Знакомство с предлогом НА.

Составила учитель – логопед Лактионова Людмила Анатольевна МАДОУ Центр развития ребёнка детский сад № 44 «Незабудка г. Южно - Сахалинск

Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи, научить правильно употреблять предлог НА в предложении.

Задачи:

  1. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогом НА.
  2. Познакомить с лексическим значением предлога  НА.
  3. Упражнять в правильном употреблении предлога в речи.
  4. Учить выделять этот предлог в тексте, составлять предложения с заданным предлогом.
  5. Упражнять детей в выкладывании схем предложений с предлогом.

Оборудование:  пальчиковая кукла лягушка, стеклянные разноцветные камушки, кубик, дидактические карточки.

Ход занятия

Организационный момент.

Знакомство с лягушонком и перемещение его на разные предметы и объекты.

Скачет лягушонок на столе

И подмигивает мне.

Заскочил он на Иринку,

Перепрыгнул на Маринку (Полинку, Галинку).

Опустился вновь на стол

И пошел гулять пешком.

Спросить у детей, где сидел лягушонок? (На ком – то или на чем - то)

Знакомство с предлогом НА.  Логопед игрушку (лягушонка) садит  на кубик и спрашивает - где находится игрушка, на чем?  (на кубике).

Логопед: Лягушонок лежит наверху или внизу предмета? (Наверху) Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим короткое слово НА. На столе, на кубике, на шкафу, на стуле.

Послушайте и скажите, сможем ли мы выполнить такое задание? – Посади лягушку … стул. (Нет) А почему? (Непонятно, куда посадить лягушку) Да, непонятно, так как нет короткого, но очень важного слова НА. Как нужно сказать? (Посади лягушку на стул). Вот теперь понятно куда мы посадим лягушку. Короткое слово НА появляется тогда, когда предмет находится сверху. Это короткое отдельное слово называется предлогом и так как это отдельное маленькое слово, то в схеме мы будем обозначать его короткой палочкой (показ короткой палочки).

Логопед: Я сегодня командир и даю вам задание. Покажите свои ладошки. Сейчас мы будем класть ладошки туда куда я скажу, только маленькое слово НА, я говорить не буду, а говорить его будете вы. Приготовились.

Положите ладошки … ножки, … плечики, … щечки и опять … ножки.

Развитие навыка правильного употребления предлога в предложении.

Логопед, показывает картинку (Белоснежка) и говорит:

Любопытная Белоснежка решила посмотреть, что находится в шкатулке у гномов, и рассыпала драгоценные камни, которые там лежали. Помогите ей найти все камни до прихода гномов и расскажите, где вы их нашли. (на коврике, на стуле, на папке, на полу, на полке, на компьютере, на тетрадке). (по одному дети ходят по комнате и находят камни, составляют предложения: «Камень нашел на полке», «Я нашел камень на полке». «На столе нашел камень»).

Логопед: - Какое маленькое слово мы использовали в составлении предложений? Дети: - Маленькое слово НА.

 Динамическая пауза.

А сейчас все на зарядку

Выполняйте по порядку

Быстро встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимете, опустите.

Влево, вправо повернитесь.

Сели- встали, сели-встали.

Вы, надеюсь не устали?

Выделение предлога из стихотворного текста.

Логопед предлагает детям легко стукнуть по столу кулачком, если услышите в стихотворении маленькое слово НА (предлог интонационно выделяется)

На горе, на горке,

На крутом пригорке,

Стройная рябинка

Будто на картинке.

Логопед: -Какое маленькое слово вы услышали в стихотворении.

Дети: - НА. - Кто посчитает, сколько раз в стихотворении я произнесла маленькое слово? (ещё раз читается стихотворение, дети загибают пальцы, считая, сколько раз встретился предлог). Дети – 4 раза.

Составление предложений с предлогом НА по картинкам.

1) Рассмотрим картинку и составим предложение. (Мальчик сидит на стуле. опорные вопросы - кто?, что делает?, где?)  Загибаем столько пальцев на руке, сколько слов в предложении. Напоминаем, что предлог НА это отдельное слово.

2) Составление схемы предложения.  Уточняем: - Какой полоской обозначаем слова, а какой полоской маленькое слово? (длинной и короткой)

- Сколько нужно взять полосок? (уточняем сколько слов)

- Почему на первом месте находится полоска с «хвостиком»? (начало предложения)

- Назовите маленькое слово – предлог, которое встретили в этом предложении? (НА)

- Как расположим слова друг к другу? (раздельно). Маленькое слово НА, мы тоже расположим в схеме отдельно от других слов, оно хоть и маленькое, но является словом.

- Назовите 1-е, 2-е слово.

- На каком месте получилось маленькое слово НА? (на третьем месте)

- Последнее слово назовите? (стуле)

- Что поставим в конце предложения? (точку)

3) Рассказать, где в предложении может находиться предлог (в начале и в середине), и предложить детям составить две схемы предложений, предложенной логопедом и сравнить их. (На стуле сидит кошка и Кошка сидит на стуле).

4) Дети тренируются составлять предложения и выкладывать схемы по демонстрационному материалу. 3 - 4 предложения выкладывают на столе, самостоятельно.

 Итог занятия.

Логопед: С каким предлогом мы сегодня познакомились? (НА)

Когда мы его употребляем? (когда предмет находится сверху) Предлог НА это отдельное самостоятельное слово? (да)

 Где в предложении может находиться предлог? (в начале, в середине)

 



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия (подгрупповое)

Тема: Образование относительных прилагательных.

Составила учитель – логопед Лактионова Людмила Анатольевна МАДОУ Центр развития ребёнка детский сад № 44 «Незабудка г. Южно - Сахалинск

Цель: практическое усвоение относительных прилагательных в словообразованиях и предложениях.

Задачи:

  1. Активизировать предметный словарь и словарь признаков по теме «продукты питания».
  2. Закрепить умения образовывать относительные прилагательные в словообразованиях и предложениях.
  3. Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными в роде единственного числа.

Оборудование: Су – Джок, картинки овощей (горох, свёкла, картофель, морковь), продуктов (рис, вермишель), грибы, кастрюля, ложка; натуральные крупы в стеклянных банках (гречка, манка, перловка, рис, пшенка, пшеничная), салатница, мяч, объемные фигуры овощей или натуральные овощи (морковь, капуста, помидор, огурцы, кабачок, свёкла), картинки фруктов (красное яблоко, желтый банан, оранжевый апельсиновый, зелёная груша, фиолетовая слива, розовый персик), одежда поварят - колпак и фартук, пособие «Фонарик».

Ход занятия:

Организационный момент:

Пальчиковый массаж (Су-Джок)

- Сегодня наше занятие начинается как всегда с массажа наших пальчиков потому что мы знаем «Чтобы четко говорить – надо с пальцами дружить.»

-Мы по очереди будем надувать свои любимые блюда и одновременно прокатывать колечко по пальчику.

Логопед: «Я очень люблю бананы»

- Дети становятся в круг, делают массаж пальцев, передавая Су – Джок друг другу и  называя при этом любимые блюда

Логопед: - как можно назвать одним словом все, что мы сейчас перечислили

Дети: - Продукты питания. (дети садятся за столы.)

Введение в тему занятия

Логопед: - Кто заметит ошибку, поднять руку: «Зеленое яблоко, синий огурец, желтый банан, фиолетовый огурец и т.д.» Вы были очень внимательны и заметили, что некоторые слова я произносила не правильно. Сегодня мы будем учиться правильно соединять слова между собой. Для этого нам надо стать поварятами. Переоденемся в поварят (дети одевают колпак и фартук).

Логопед: - Мы поварята и будем готовить сегодня обед: приготовим суп, сделаем салат, сварим кашу и компот.

Приготовление супа.

Для начала сварим суп у вас на столах, находятся продукты, посмотрите какие (вермишель, горох, морковь, грибы, рис, свекла, картофель) назовите свои продукты.

Дети: - У меня рис, у меня свекла…

Логопед: - У вас продукты и ещё овощи или фрукты? Дети: - Овощи.

Логопед: - Сейчас подумаем и скажем, какой суп получится из продукта, который у вас есть?

Дети: - Из гороха - гороховый суп

      - Из риса – рисовый суп

      - Из грибов – грибной суп

Логопед: Вот вам кастрюля, каждый подходит к кастрюле, кладёт туда свои продукты, помешивает ложкой и называет, что он варит. Пробует и называет,   какой суп у него получился.

Дети: - Я варю грибной суп. У меня вкусный (солёный, кислый, сладкий) грибной суп.

Приготовление каши.

Логопед: - А сейчас будем варить кашу. Логопед показывает различные крупы.

Логопед: Дети, назовите крупы, которые я вам принесла. Дети называют.

 - Какую кашу можно сварить из этих продуктов?

Дети: - Из манки – манную кашу

     Из гречки – гречневую кашу

    Из перловки – перловую кашу

    Из пшена – пшенную кашу

    Из пшеницы – пшеничную кашу

     Из риса – рисовую кашу

Логопед: - Выйти к баночкам с кашами, взять нужную банку и составить такое предложение «Я люблю манную кашу» или «Я не люблю манную кашу» (дети составляют предложения)

Приготовление салата.

Логопед: - Нам осталось приготовить салат. В какой посуде будем делать салат?

Дети: - В салатнице

Логопед: - Из каких продуктов можно сделать салат (моркови, капусты, помидоров, огурцов, свёкла, капуста).

- Давайте покажем, как мы будем делать салат из капусты с морковкой.

Динамическая пауза:

Мы капусту рубим, рубим, (движения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы морковку трём, трём, (потереть кулак одной руки о кулак другой)

Мы капусту солим, солим, (пальцы сложить в щепотку,солим)

Мы капусту жмём, жмём, (сжимать и разжимать кулаки)

А потом и в рот кладем. Ам! (сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки поочередно подносим ко рту

           Логопед: - Какой салат получится из капусты? Из других продуктов

Дети: - Морковный салат, огуречный салат, помидорный салат, капустный салат, кабачковый салат. свекольный салат.

Логопед: - Составим предложения, какие салаты у вас получились?

Дети – У меня огуречный салат и т. д.

Физкультминутка:

Овощи и фрукты (наклониться вниз, достать до пола руками (огород) выпрямиться, потянуться руками вверх (сад))
Вкусные продукты.
(погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)
В огороде
(наклоны вниз, достать руками до пола, собираем)
И в саду
(выпрямиться, потянуться руки вверх, собираем урожай в саду)
Для еды я их найду.
(погладить правой рукой по животику, затем левой)

Приготовление компота.

Логопед: - Из чего варят компот? Дети: - Из ягод и фруктов.

Логопед: - Посмотрите на свои картинки и скажите из чего мы будем варить сегодня компот? Дети: - Будем варить компот из фруктов.

Логопед: – Назовите фрукты, которые лежат у вас на столе (яблоко, банан, апельсиновый, груша, слива, персик)

Логопед: - Фрукты наши разноцветные. Составим предложения, какой компот у вас получиться из зелёной груши? не забываем называть цвет фрукта. И заливать компот будем в банку. Если правильно ответите, то в банке высветиться, тот компот, который вы сварили. (пособие «Фонарик»)

Дети: - У меня компот из фиолетовой сливы. Логопед: - Как можно назвать компот из сливы? - сливовый компот и т.д.

Логопед: - Мы славно потрудились и можем снять нашу одежду поварят и стать самими собою.

Артикуляционная гимнастика - «Вкусное варенье», «Лакаем языком», «Орешки».

Логопед: - Представим, что мы поели, то что приготовили и испачкали верхнюю губу, давайте под счёт оближем её.

– Покажите, как вы можете лакать языком, как кошечки.

– Покатайте орешки во рту языком.

Заключительная часть.

Логопед: - А сколько других блюд можно приготовить из продуктов?  Сейчас мы поиграем с мячом. У кого мяч, тот и ответить на этот вопрос.

Логопед: - Пирог из яблок (яблочный пирог)

      Бульон из мяса (мясной бульон)

      Котлеты из курицы (куриные котлетки)

     Запеканка из творога (твороженная запеканка)

     Компот из слив (сливовый компот)

     Оладьи из картофеля (картофельные оладья)

     Варенье из клубники (Клубничное варенье)

     Торт с орехами (ореховый торт)

   

Итог занятия:

- Кто вспомнит, чем мы сегодня занимались?

- Что нового узнали?

- Какие блюда готовили?

- Молодцы, все хорошо поработали (отметить отличившихся ребят).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...