Конспект занятия по теме "Осень"
методическая разработка по логопедии

Конспект занятия по теме "Осень" с использованием технологии ТРИЗ ориентирован на детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_0.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме «Осень» с использованием технологии ТРИЗ.

Программное содержание:

  1. Закрепление обобщающего понятия «Осень».
  2. Закрепление признаков осени.
  3. Формирование у детей любви к природе.
  4. Согласование существительных с прилагательными (подбор эпитетов).
  5. Закрепление умения строить простое распространенное предложение.
  6. Обучение построению сложносочиненных предложений использованием союза «А».
  7. Подбор слов с противоположным значением (антонимы).
  8. Развитие мелкой моторики
  9. Автоматизация поставленных звуков в речи.

Оборудование:

  1. Картина «Осень»
  2. Картина логопеда с осенним пейзажем
  3. Листья из бумаги, краски, кисти

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, закройте глазки и представьте, что вы едете в поезде за город. Перед вами за окном мелькают разные пейзажи: деревья с разноцветными листьями, листопад, птицы улетают в дальние края. Мы вышли из вагона и увидели разноцветную, яркую осень.

  1. Ход занятия

  1. Согласование существительных с прилагательными

Логопед: А теперь откройте глазки и посмотрите на картину «Осень». (логопед показывает  картину «Осень»)

Ребята, назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Логопед: Правильно. Давайте подберем как можно больше определений к слову осень. Скажите, а осень какая?

Дети: Осень яркая, разноцветная, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, ветреная….

     Логопед: Верно. А погода осенью – какая?

Ребенок: Погода осенью стоит прохладная,  дождливая, ветреная.

Логопед: А какое небо осенью?

Ребенок: Небо осенью пасмурное.

Логопед: Какие листья осенью?

Ребенок: Осенью листья становятся разноцветными.

Логопед: Какая трава осенью?

Ребенок: Осенью трава начинает желтеть.

Логопед: Какой осенью ветер?

Ребенок: Осенью дует холодный, порывистый ветер.

Логопед: Какое солнце осенью?

Ребенок: Осенью солнце тусклое, холодное.

Логопед: Молодцы! Вы подобрали очень много осенних слов.

  1. Составление простых распространенных предложений

Логопед: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Хорошо - плохо». Вы должны подумать и назвать, что осень хорошо, а что плохо.

ХОРОШО:

  1. Листья становятся разноцветными.
  2. Можно собирать букеты из разноцветных листьев.
  3. В парке можно собирать шишки, желуди, каштаны для поделок.
  4. На улице можно увидеть красивое явление – листопад.
  5. Созревают овощи и фрукты.
  6. Можно собирать грибы в лесу.

ПЛОХО:

  1. Закончилось лето.
  2. На улице становится холодно.
  3. Солнечных дней становится все меньше.
  4. Часто дует холодный ветер.
  5. Часто идут дожди.
  6. На улице рано темнеет.

Логопед: Хорошо, вы придумали много предложений.

Дыхательная гимнастика

Логопед раскладывает кленовые листья перед детьми.

Логопед: Возьмите тот лист, который вам больше нравится, и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуйте на него. Выполняем дыхательную гимнастику. Вот какой листопад у нас с вами получился.

  1. Беседа об осени.

Логопед: А теперь я покажу вам очень красивый осенний пейзаж. Что вы здесь видите? (логопед демонстрирует детям картину с осенним пейзажем)

Ребенок: Листья на деревьях пожелтели, покраснели.

Листья начали опадать с деревьев.

На земле лежит ковер из разноцветных листьев.

Некоторые деревья уже стоят голые.

Солнечных дней становится все меньше.

Небо становится пасмурным, хмурым.

Трава  начинает желтеть и увядать.

Логопед: Правильно. А что еще происходит осенью?

Ребенок: Осенью птицы улетают в теплые края.

Логопед: А как называют этих птиц?

Ребенок: Перелетные птицы.

Логопед: Верно. Что еще бывает осенью?

Ребенок: Насекомые прячутся под кору деревьев.

Животные готовятся к зиме.

Они делают запасы на зиму.

Люди собираю урожай овощей и фруктов.

Осенью стоит холодная, дождливая погода.

Иногда падает снег.

Люди одеваются тепло.

  1. Построение сложносочиненных предложений с использованием союза «А».

Логопед: Дети, посмотрите, осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.

А теперь вы придумайте предложения по картинке.

Дети: Дни уже не ясные, а пасмурные.

Температура воздуха с каждым днем не поднимается, а опускается.

Поэтому воздух не теплый, а холодный.

Ветер дует не слабый, а сильный.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки»

Логопед: Ребята, давайте соберем осенний букет.

Дети произносят хором.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

(Дети сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба,

(Дети загибают поочередно пальцы)

Мы соберем.

В вазу осенний букет отнесем.

(Дети сжимают и разжимают кулачки)

  1. Игра «Осенние листики»

Логопед: А теперь мы с вами выполним коллективную работу «Осенние листики» (раздаю вырезанные из бумаги листья с разных деревьев, краски, кисточки).

Дети, вы складываете листочки пополам, на одну половинку кисточкой ставите кляксы разными красками и соединяете листья.

  1. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед: Посмотрите, какие красивые осенние листочки у нас получились. Давайте сделаем волшебный ковер из волшебных листочков.

Ребята, вы сегодня очень  хорошо работали на занятии. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...