конспект занятия
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Штерн Надежда

Конспект занятия по теме "Животные Севера" для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_severa.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Животные Севера».

Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнять, обобщать и систематизировать знания детей о природе  Севере и животных Севера.
- уточнять и активизировать словарный запас детей по лексической теме «Животные Севера».
- упражнять в подборе однокоренных слов к слову СНЕГ.
- совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в образовании сложных прилагательных,  употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественного числа , образовывать названия детенышей животных, совершенствовать согласование слов в предложениях .
- совершенствовать связную речь . Составлять рассказ с опорой на схему о характерном внешнем виде животного, его повадках, питании.
- совершенствовать звуковой анализ и синтез слов.

-закреплять умение составлять предложение из заданных слов и выполнять анализ предложения.


Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать психические процессы: логическое мышление, память, зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание
- развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать коммуникативные навыки, умение выслушивать своего товарища, умение согласовывать свои действия
- воспитывать умение действовать вместе с другими детьми, умение доводить начатое до конца.
Оборудование:
большой экран, мяч, фотографии животных, фотографии зимней природы, готовые звуковые схемы слов.

Дорогие друзья. Я очень рада быть вместе с вами. И так, начнем!

(выполняются движения с чтением стихотворения)

Придуманно кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:"Доброе утро!"
"Доброе утро!" солнцу и птицам.
"Доброе утро!" улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!

Логопед. Ребята, я вам приготовила фотографии. Посмотрите, какую красоту природы запечатлел фотограф. Что изображено на фотографиях?

Дети. Изображена зима.

Логопед. А есть на Земле место, где всегда зима?

Дети. Есть. Это Северный полюс.

Логопед. Верно. А что вы знаете о Северном полюсе?

Дети.  (ответы детей) Северный полюс - часть света, где круглый лежит снег, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные, холодные ветры. Вокруг Северного полюса находится Северный ледовитый океан. Добраться можно на самолете и ледоколе. Около Северного ледовитого океана есть тундра. В тундре тоже холодно. Большую часть года земля покрыта снегом и только 1-2 месяца он тает.

Логопед. Верно. Север - это царство морозов, льда и снега.

Давайте соберем семейку слов СНЕГ  ( показ картинок)

Тихо-тихо, как во сне

Падает на землю (СНЕГ)

На дороги, на лужок

Тихо падает (СНЕЖОК)

Вот веселье для ребят

Все сильнее (СНЕГОПАД)

Словно в белый пуховик

Нарядился (СНЕГОВИК)

Рядом снежная фигурка

Это девочка (СНЕГУРКА)

С неба все скользят пушинки

Серебристые (СНЕЖИНКИ)

Логопед. А снежинка какая?

Дети. Она хрупкая, ледяная, холодная, легкая, белая, сказочная.

Физминутка.

На Севере холод, лед и тень (соединяют пальцы рук с большим пальцем)

Полгода - ночь (стучат ладонями по коленям)

Полгода – день (стучат ладонями по плечам)

Изо льда здесь люди строят дом, (стучат кулаками, соединяют руки в виде дома)

И океан покрыт весь льдом.(разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь, (руки сложены, как рога оленя)

И птиц ты в небе не заметишь.(делают махи руками)

Логопед. И несмотря на то, что на Севере холодно есть животные.

Как вы думаете, каких животных мы не встретим на Северном полюсе?

Дети. Мы не встретим- ежа, лису, корову, кота……

Логопед. А каких животных мы можем встретить?

Дети. Мы увидим много моржей, тюленей, сов, песцов…..

Логопед. Молодцы. Давайте вспомним, что мы знаем о животных Севера, а помогут нам ребусы. Я предлагая вам сесть за столы.

2

1

4

3

6

5

7

Е

М

В

Д

Д

Е

Ь

1

4

2

5

3

О

Н

Л

Ь

Е

4

1

2

3

Ж

М

О

Р

Помогут нам  схемы. Первое животное, о котором мы расскажем - медведь.

« Белый медведь. Живет на Северном полюсе. Это дикое животное. У медведя есть большое туловище, голова и пасть, четыре сильные лапы, маленький хвостик , черный нос. Питается медведь рыбой, тюленями. Он хищник. Рождаются у медведя медвежата. Медведь хорошо плавает, не впадает в спячку, охотясь, закрывает нос лапами.»

Логопед.  У медведя черный нос.  Он какой? -Черноносый

                   Короткий хвост – короткохвостый

                   Широкие лапы - широколапый

                   Большая голова - большеголовый

                   Длинная шерсть- длинношерстный

Логопед. Северные животные очень активные животные. Я вам предлагаю отдохнуть вместе с белым медведем.

Речь с движением по музыку.

Второе животное , о котором мы расскажем- Северный олень ( с мячом)

Логопед. Кто это?           Ребенок. – Северный олень.

Логопед. Северный очень какой? Ребенок. - Северный олень рогатый, сильный, полезный, трудолюбивый, спокойный…

Логопед. Северный олень что делает?  Ребенок.– Идет

Логопед. Северный олень идет как?  Ребенок.– Важно, спокойно.

Логопед. Северный олень идет где? Ребенок. – В тундре.

(Далее один ребенок повторяет о северном олене)

Третье животное Севера - морж.

«Это морж. Морж животное Севера. У него огромное вытянутое туловище, маленькая голова, 4 ласты, на морде - клыки. Морж питается моллюсками, рачками, рыбой. У моржа рождаются моржата. Морж великолепно плавает. А залезть на льдину помогают ему бивни».

Логопед.  Ребята, любимое место моржа огромная льдина. Поможем моржу. Соберем льдинки в огромную льдину. (К доске прикреплены слова.  Дети их читают и складывают в предложение)

МОРЖ    ЛОВИТ   РЫБУ   В   МОРЕ.

(Выполняется анализ предложения).

Логопед. А какое Северное животное питается рыбой? (Дети называют животных)

Давайте поймаем рыбку для наших животных. Вам надо к своему червячку найти нужную рыбку. ( У детей в руках звуковая слов. К ней дети подбирают соответствующую картинку).

Логопед. Молодцы. Ребята, посмотрите, что у меня в руках. На какое Северное природное явление это похоже? Предлагаю  нам  полюбоваться прекрасным природным

 явлением . (Показ фотографий).

Словно занавес цветной

В небе расцветает

Над пустыней ледяной

Небо расцветает.

Логопед. Ребята,  вы много знаете и о Северном полюсе и о животных. Наше занятие закончилось. Что вам больше запомнилось, понравилось?

Логопед. Ребята, отгадайте загадку.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю,

                                                         Деревья раздеваю

                      Но не касаюсь сосен и елочек. Я…?

Дети. Осень.

Логопед. У каждого времени года есть 3 помощника. Что это за помощники?

Дети. Месяцы.

Логопед. Назовите их?

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Логопед. А назовите мне первые звуки месяцев.

Дети. С, О, Н.

Логопед. Подумайте, какое отношение слово СОН имеет к осени?

Дети. Вся природа готовится ко сну, отдыху.

Логопед. Я приготовила для вас корзину с загадками. Чтобы их узнать, надо произнести слова. Хотите узнать первую загадку? Тогда повторяйте:

Корзинка- корзиночка, что в ней лежит,

Корзинку- корзиночку нам пора открыть.

(На экране появляется изображение: моркови, лука, капусты, свеклы).

1задание - назвать картинку, в названии которой есть звук Р

(На экране появляется изображение: черники, клубники, земляники, вишни).

2 задание- назвать картинку, в названии которой нет звука К

(На экране появляется изображение: банана, вишни, граната, мандарина).

3 задание- назвать картинку, название которой начинается на согласный мягкий звук.

Молодцы. На мольберте изображения овощей, фруктов, ягод. Надо выбрать картинку, в названии которой 3  слога и придумать, что можно приготовить.

( картинки: яблоко, морковь, груша, лук, банан, мандарин, огурец, малина, вишня)

Дети. Я возьму яблоко. Сварю яблочный компот и испеку яблочный пирог.

Физминутка. Урожай мы посадили

И водой его полили

А теперь его потянем

Из него обед мы сварим

И будем мы крепкие и здоровые.

Логопед. Молодцы. Узнаем вторую загадку.

Корзинка- корзиночка, что в ней лежит,

Корзинку- корзиночку нам пора открыть.

(логопед достает картинки - ствол, корни, ветки, листья).

Логопед.  Это части какого предмета?

Дети. Дерева.

Логопед. На столах лежат  разрезные картинки деревьев. Сложите их (дети выполняют задание).

Назовите свои деревья. Можно ли их встретить в одном месте?

 Как оно называется ? – лес.

Давайте к слову ЛЕС подберем слова.

Как называется маленький лес?- лесок, лесочек.

Как называется растение, растущие в лесу?- лесное.

Сказочное существо, охраняющее лес?- лесовик.

Как называется профессия человека, который ухаживает за лесом?- лесничий, лесник.

А теперь поиграем со словом ЛЕС. Как назвать зверя, который живет в лесу? – Лесной.

А зверь? –Лесной зверь

А птица?- Лесная птица

А озеро? -Лесное озеро

А поляна?- Лесная поляна

А ягода?- Лесная ягода

А Ручей?- Лесной ручей

А орехи?- Лесные орехи

А тропинка? Лесная тропинка.

А опушка?- Лесная опушка.

А цветы?- Лесные цветы

Логопед. Молодцы. Узнаем третью  загадку.

Корзинка- корзиночка, что в ней лежит,

Корзинку- корзиночку нам пора открыть.

А каких животных можно встретить в лесу?

Я предлагаю превратиться в животное и рассказать о нем. До кого я листочком осенним дотронусь, тот о себе расскажет.

«Листочек лети, в лесного жителя Марусю преврати».

Ёж. Всё лето я накапливал жир, ведь мне предстоит долгая спячка. Спать я буду в укромном месте, в сухих листьях и в траве. Я собираю листочки, чтобы сделать тёплую постельку на зиму.

Медведь: А я  подыскиваю место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу я устелю листьями , хвоёй и сухим мхом, чтобы было тепло. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

Лиса: А я к зиме шубку меняю на тёплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу. Зимой мышки от голода спасают.

 

Заяц: Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю я полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников. Волк: Запасов на зиму я не делаю. Помогают пережить трудное зимнее время мои сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найду добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.

Белка:

Целый день я всё скакала,
Осенью ведь дел не мало:
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нём тепло,
Застелить его ковром -
Тёплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну, а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите -
Непременно угощу.
Лист осенний облетает,
Льётся с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый -
Серенький, пушистый.

Ребята. Давайте порадуем медведя физминуткой.

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)

Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)

Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)

А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)

А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)

Логопед. Молодцы. Узнаем четвертую  загадку.

Корзинка- корзиночка, что в ней лежит,

Корзинку- корзиночку нам пора открыть.

Логопед достает картинки (туловище, клюв, крыло, ноги)

Ребята, это части тела кого? - Птицы. (На доске картинки птиц).

Ребята, а что у птиц общего?- 2 крыла, хвост, умеют летать…

А чем они  отличаются?- расцветкой перьев, размером.

А каких птиц вы собрали?- Перелетных.

Почему они улетают?- холодно, нет еды.

Птицы улетают как? – стаей.

Как называется стая журавлей?- журавлиная.

Как называется стая лебедей?

Как называется стая уток?

Как называется стая гуси?

Как называется стая

Логопед. Молодцы. Узнаем пятую   загадку.

Корзинка- корзиночка, что в ней лежит,

Корзинку- корзиночку нам пора открыть.

(Логопед достает буквы: Т, У, Ч,А). Надо из букв сложить слово.

(Выполнить звуковой анализ слова).

Ребята, а какая погода осенью?- осенняя

А когда дует ветер?- ветреная

А когда светит солнце?- солнечная.

А какая погода в ноябре?- ноябрьская.

А если на деревьях разноцветные листья, осень какая?- разноцветная.

А когда идет дождь?- дождливая

А вы любите дождь? Ответы детей.

Почему повсюду лужи? (разводят руки в стороны)

Мама зонтик свой берет? (имитация движений)

Почему же? Почему же?

Потому что… (хором «Дождь идет»)

Логопед. Молодцы ребята. Вы отгадали мои загадки. И в заключении нашего путешествия в осень, прощания с осенью исполним танец «Дождик».

Воспитатель.- Ребята, как называется наша страна?

-Как называется главный город нашей страны?

-А как модно Москву назвать по- другому? (Столица)

-А мы с вами живем где? (В городе)

-Значит мы кто? (горожане)

- Настоящий горожанин, для того, чтобы дружить с городом должен знать и выполнять определенные правила. Давайте их вспомним.

На столе лежат схемы, которые обозначают правила поведения горожанина. Вы              по- очереди берете по одной схеме, выкладываете на доске и рассказываете о ней.

(Дети выполняют задание).

-А кто повторит  все правила горожанина?

-Скажите, как называется наш город?

-Правильно, наш город называется Санкт-Петербург. Что же есть в нашем городе?

Дети. В нашем городе есть улицы, площади, парки, школы, музеи, детские сады, магазины.

(Появляется игрушка- бабушка)

Бабушка.- Здравствуйте мои дорогие. Попав в большой и шумный город,  я растерялась, я пропала. Чуть под машину не попала. Кругом машины , трамваи, то вдруг автобус на пути. Я не знаю, где мне перейти дорогу. Ребята, вы мне поможете , расскажите , как переходить дорогу?

Воспитатель. Здравствуй, бабушка. Наши ребята уже знакомы с правилами дорожного движения. Они тебе бабушка покажут и расскажут, как вести себя на улицах большого города. Поможем?

Игра «Что видишь на картине?»

Воспитатель. Давайте рассмотрим эту картину и познакомим бабушку с правилами дорожного движения в городе.

(Дети по- очереди показывают и объясняют знаки : светофор, зебра, подземный переход, регулировщик, дорожные знаки)

- А какие машины могут проезжать на зеленый свет светофора?

Дети. Это скорая помощь.

Воспитатель. Почему? (ответы детей)

Дети. Полицейская машина может проехать.

Воспитатель. Почему? (ответы детей)

Дети. На зеленый свет может проехать пожарная машина.

Воспитатель. Почему? (ответы детей)

Воспитатель. Молодцы. А сейчас поиграем в игру «Светофор».

Вы будете машинами. Для этого выберете нагрудный знак , на котором нарисована  машина. По сигналу светофора, будете проезжать через зебру. Будьте внимательны.

( Бабушка мечется и мешает: скорой помощи не дает проехать на зеленый свет, на красный свет- выталкивает автобус, на желтый свет мешает пожарной машине).

Дети исправляют бабушку.

Бабушка. Спасибо, вас мои дорогие ребятки. Я все запомнила, буду очень внимательна дороге. До свидания.

Воспитатель. Ребята, а сейчас Надежда Константиновна, с вами поиграет.

Логопед. Ребята, наш город большой. И не зная адреса, мы бы заблудились. Ведь дома одинаковые. А какие вы знаете улицы? (ответы детей). Представьте, что вы построили из кубиков целый город. Давайте придумаем названия улицам своего города.

Д/игра «Как назвать улицу».

Вот улица, на которой расположена больница. Какая это улица?- Больничная.

А на этой улице растут клены. Какая это улица?....

Эта улица полна цветов. Какая это улица?.......

А на этой улице- расположена  школа. Какая это улица?....

Здесь аптека? Какая это улица?......

А на этой улице бассейн. Какая это улица?......

Молодцы. А сейчас я назову слова, а вы составьте из них предложения.

На, город, наш, Неве, стоит.

Мостов, в, много, городе, нашем.

Горят, на, фонари, улицах, вечером.

Красивое, наше, в, метро, самое, мире.

Молодцы. А следующая игра называется «Светофор  желаний».

Я вам раздам карточки с картинками. Вы по очереди ставите картинки у желтого сигнала светофора. Если на картинке изображен не правильный поступок, ставите ее напротив красного сигнала, а если правильный- напротив зеленого.

(Дети рассказывают о том, что изображено . Поясняя поступки).

Молодцы. Вы правильно разложили картинки и все объяснили.

А бабушка оставила вам гостинец. А мы ей отправим открытку, на которой нарисован перекресток нашего города, чтобы она не забывала правила дорожного движения. Но на картине транспорт не нарисован. Помогите мне. Надо взять трафарет транспорта, приложить его. Взять тампон, набрать краски и нанести на трафарет.

Что ты отобразил?  Что можно к твоей машине добавить?

(Дети выполняют задание).

Воспитатель. У нас получилась замечательная картина.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 49

Комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

конспект

непосредственной образовательной деятельности с детьми

с детьми старшего дошкольного возраста

тема: «Домашние птицы»

Используемые технологии:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...