Конспект к занятию "Путешествие в страну звуков"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Неделько Оксана Вячеславовна

Представлен конспект к логопедическому  занятию для подготовительной группы  "Путешествие в страну звуков"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                          «Детский сад №6 «Малышка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников муниципального образования ЗАТО Комаровский            Оренбургской области

 КОНСПЕКТ  НОД                                                                                                                            

                Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКОВ[ Р],[Р’]»

Возраст детей:  6-7 лет / подготовительная группа/

Составила:  учитель - логопед                                                                                                                          Неделько Оксана Вячеславовна

13.03.2014

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКОВ[ Р],[Р’].

Вид занятия: коррекционо- развивающее

Возраст детей: подготовительная группа 6-7 лет.  Логопедическое заключение- функциональная дислалия, фонетическое недоразвитие речи.

ЦЕЛЬ: Дальнейшая автоматизация звуков[р],[р’]. Учить дифференцировать звуки [р ],[ р’].

ЗАДАЧИ:

  1. Образовательные:

 Повторение и закрепление артикуляции звуков [р] ,[р’] . формирование навыка определения твердости и мягкости звуко [р],[р’] Автоматизировать звук [р ], [р’] в словах и предложениях

  1. Развивающие:

Развивать речевое дыхание, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, связную речь, ориентировку  в пространстве.

  1. Воспитательные:

Воспитывать внимание к собственной речи, интереса к логопедическим занятиям.  

Планируемый результат

  Результатом занятия предполагается дальнейшая автоматизация, дифференциация звуков, повышение интереса к логопедическим занятиям.

Пространственно-временной ресурс

  Занятие подгрупповое- 7 человек в подготовительной к школе группе.

Материалы к занятию:

1. Ноутбук, мультимедиа - проектор;

2. Мультимедийное приложение - презентация;

  3. Оборудование для индивидуальной работы:   зеркала, массажные шарики, су- джок колечки, компьютерная технология «Игры для Тигры», мнемотаблицы,  «волшебные дощечки» , карточки ,картинки, перчатки со слогами слияниями, игрушки на развитие дыхательной струи.

  Предлагаемая форма занятия обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создает атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

 Предварительная работа

- постановка звуков [р ] ,[р’].

- автоматизация, дифференциация данных звуков в слогах, словах, словосочетаниях.

- развитие фонематического слуха

- работа с мнемотаблицами, «волшебными дощечками», су-джок колечками.

- чтение слогов слияний со звуками  [р] ,[р’], в прямом и обратном порядке.

1 этап

Орг. момент

Дети с логопедом встают в круг и хором повторяют:

Каждый раз, всегда, везде

На занятиях, в игре.

 Громко, четко говорим

Никуда мы не спешим!

  Логопед.  Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие – в страну звуков [ р], [ р’]  (слайд 2). Попасть в нее могут лишь те, кто правильно произносит эти звуки и кто старается отвечать на вопросы полным ответом. Старый ворон принес мне карту этой таинственной страны. Давайте внимательно посмотрим на нее.  (слайд 3)

2 этап

Основная часть

Беседа  звуках [ р],[ р’]

        Логопед. Дети отвечая на вопросы вспомните, что нужно делать, чтобы правильно произносить звук [р] возьмите зеркала и скажите [р’]    Как вы думаете, почему море , омывающее страну называют морем сильного дыхания?   ( слайд 4)

   Дети. Потому что нужно подуть на язык, чтобы он задрожал, и произносить звук [ р].

Логопед.  А  теперь заведите язычок чуть-чуть назад? Какой звук у нас получился? Обратите внимание, что при произнесении звука[ р’] воздушная струя немного слабее.

   Логопед. А теперь снова возьмите зеркало и скажите [р], [р’] . Объясните, пожалуйста почему полуостров в стране звуков [р],                   [р’]называется Верхнезубово? ( слайд 5)

   Дети.  Потому что язык нужно поднять к верхним зубам.

  Логопед.  Снова  взяли зеркало  сказали [р ], [р’] , ответьте мне на вопрос почему в стране  есть озеро Дрожания? ( слайд 6)

  Дети.  Потому что язык при произнесении звука [р] должен дрожать, вибрировать.

Логопед. Дети обратите внимание, что при произнесении мягкого звука [ р’] вибрация  языка немного слабее.

   Логопед. Ребята, а теперь ответьте на вопрос звуки [ р ], [ р’] гласные или согласные. Произнесите еще раз глядя в зеркало [ р], [ р’].

  Дети. Звуки[ р],[ р’] согласные , потому что их нельзя пропеть.

  Логопед.  А какая преграда встречается на пути образования этих звуков?

  Дети.  Бугорки за верхними зубами - альвеолы.

  Логопед. Молодцы вы все знаете и готовы отправиться в наше путешествие, но для начала нам нужно подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для языка.

На экране показываются упражнения  дети выполняют.  (слайд7 )

  Логопед. Молодцы, ребята!  А теперь в путь. Мы полетим с вами на наших волшебных цветиках - семицветиках. Для того, чтобы они взлетели нужно на них подуть. Делаем вдох через нос, а выдох плавный и длительный, через рот. Стараемся дуть на цветок, который находится в середине семицветика.( слайд 8)

Детям раздаются пособия. Под музыку дети делают дыхательные упражнения.

  Логопед. Мы цветочек раздуваем

                    В небо высоко взмываем.

Логопед. Вот мы и прилетели  в страну звуков [ р],[ р’].  Интересно, почему нас никто не встречает, и кто живет в этой стране?  А вот и конверт, здесь написано, что если вы хотите узнать  имя жителя этой страны, оно зашифровано (слайд 9),  вам необходимо выполнить различные задания, в разных городах (слайд 10). За каждое правильно выполненное задание мы сможем открыть букву и соберем имя жителя страны. И мы сможем его увидеть. Прежде чем отправиться в путешествие я  бы  хотела спросить:

   Логопед. Ребята, а вы знаете, чем звук отличается от буквы?

  Дети. Букву мы видим и пишем, а звук мы говорим и слышим.

  Логопед. Дети, а звуки [р ] [р’] при письме обозначаются какой буквой?

  Дети.  Буквой    р.

  Логопед.  Итак, первая остановка  город «Волшебных дощечек»                     ( слайд 10),  .   Покажите правый верхний угол, левый нижний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, центр. ( слайд 11) А теперь  берите резиночки  и выполняйте мои инструкции

1-3 (слайд 12),  

1-7 (слайд 12),  

4-6  (слайд 12),  

3-6  (слайд 12).  

   Логопед. Что у нас получилось?

   Дети. Буква р

  Логопед. Букву р пишу я так:

                    Представляю – это флаг

                    Шест прямой и полотно

                    Развивается оно.  ( слайд 13)

  Логопед. Давайте еще раз повторим : звуки [р], [р’] при письме обозначаются буквой  р.

   А теперь, давайте произнесем слоги слияния.

   Дети одевают перчатки и по очереди произносят слоги слияния         (правая рука закрытые слоги, левая открытые), ( слайды 14-18) логопед  подчеркивает, что мы всегда читаем слева - направо.

   Логопед. Молодцы, я открываю первую спрятанную букву оказывается она здесь не одна здесь две буквы р ( слайд 19) . Следующая остановка « Город твердых и мягких звуков» ( слайд 20). Я дам каждому по карточке, нужно определить  твердость и мягкость звуков [р] [ р’] и положить соответствующий знак. Помните правило , чтобы определить  твердость и мягкость звука нужно посмотреть на следующую  букву  справа. Твердость дают буквы а, о, э, у, ы, мягкость дают буквы е, е, и, ю, я. ( слайд 21)

  Дети выполняют задания, логопед проверяет.  ( слайд 22).

  Логопед. Молодцы! ( открывает  две буквы о )  ( слайд 23).  Наше путешествие продолжается, следующая остановка « Город пальчиковых игр»,  ( слайд 24)Все берем по массажному шарику и хором повторяем за мной: »( слайд 25)

Вот со звуками игра

Нам играть в нее пора  

Виноград, река, топор,

Шар, резина, помидор. ( дети катают в руках шарики).

   Логопед. А теперь откладываем шарик и берем массажное колечко   (слайд 26)  и повторяем движения за мной. Дети накручивают колечки на каждый палец (начиная с большого)  левой руки. При этом хором проговаривая имена.  

 Этот пальчик зовут Арина,Этот пальчик Карина, Этот Марина,

Этот пальчик Регина,

А самого маленького малыша зовут Еремушкой друзья.  ( слайд 27)

  Аналогично проводится работа с правой рукой. ( слайд 27).

Этот пальчик  зовут Артем, Этот пальчик Роман, Этот пальчик Егор,

Этот пальчик Руслан.

А самого маленького малыша зовут Ермекушкой друзья.

  Логопед. Вы хорошо постарались (открывает букву б) ( слайд 28). А сейчас давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам встать и выполнить задание.

   Хлопни в ладоши один раз, когда услышишь слово со звуком [ р], и топни ногой, когда услышишь слово с мягким звуком[ р’].

 Репа, карета, вода, ваза, редиска, карандаш, сурок, очки, карета, дверь.

   Логопед. Молодцы.  теперь садитесь на свои места.  На следующей остановке мы попадаем в гости к тигренку. Нужно определить , где находятся звуки [р], [р’] в начале в середине или в конце слова.

Используется компьютерная технология «Игры для Тигры» (слайд 29).     Детям выдаются индивидуальные карточки , разделенные на три сектора. На которых они фишкой отмечают  место звука в слове. Каждое слово проверяется на экране.  ( слайды 30-38).    

   Молодцы! Дети ( открывает буквы т, к), ( слайд 39).  

  Следующая остановка «Город мнемодорожек». ( слайд 40). Чтение мнемодорожек. ( слайд 41).

  На реке поймали рака - это Рома забияка, снова в реку бросил рака.

  Шел Егор через двор, нес топор Егор - чинить забор.

   Шел баран по крутым горам, баран вырвал  травку положил на лавку. Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек все утро строчат.    Логопед. Мы выполнили все задания ( открывает букву и). ( слайд 42).  и сейчас  узнаем кто же живет в этой стране . Давайте прочтем.

  Дети читают - робот Рик.

 Логопед.  Дети, а почему слово Рик написано с большой буквы?

  Дети. Потому что это имя робота.

Логопед.  В слове робот звук [ р ], твердый или мягкий, а в имени Рик?

  Логопед. Молодцы, давайте позовем робота Рика. (выезжает робот)    ( слайд 43)  Робот принес вам подарки. ( я их вам раздам в конце занятия).  А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Для этого мы берем наши цветики-семицветики и летим в наш детский сад.         ( слайд 44).

 Дети делают дыхательные упражнения под музыку.

3 этап

Итог

  Логопед. Ребята вам понравилось путешествие? Что вы видели? Что запомнили? А сейчас возьмите сигнальные карточки и покажите какое у вас было настроение на занятии, выберите соответствующий цвет.    ( слайды 45-48).

    Дети выполняют задание. Логопед раздает  подарки и дети уходят.

Логопед. До свидания, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука «Путешествие по стране звука «С»

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это прои...

Индивидуальное занятие по автоматизации звука"Р"."Путешествие по стране звуков"

В увлекательной игровой форме проходит процесс автоматизации звука....

КОНСПЕКТ открытого мероприятия НООД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»

-закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;-учить сравнивать слова по длине;-дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);-познакомить с сим...

Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".

Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме -  путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы  ребёнок на протяжении в...

"Страна звуков" (Согласные звуки (Р),(Рь). Буквы Р,р)

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе для городского конкурса "Фестиваль уроков-2015"...