Конспект нод в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности тема:"Ранняя весна"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Самовилова Алла Владимировна

Материал  расчитан на детей седьмого года  жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_rannyaya_vesna.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Ранняя весна»

Коррекционно-образовательные задачи.

Обобщать  представления о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширять, уточнять, актуализировать  словарь по теме «Ранняя весна».

 Совершенствовать  навыки рассматривания картины, формировать  целостное  представление об изображенном на ней.  Совершенствовать навыки словообразования. Совершенствовать навыки звукового анализа слов.

Коррекцинно-развиваюшие задачи. Развивать  связную речь, фонематические  процессы, речевой слух, мышления,  творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений.

Коррекционно - воспитательные задачи. Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Замятие  проводится как фронтальное интегрированное.

Оборудование. Проигрыватель, запись пьесы

П. Чайковского «Подснежник». Запись пения птиц в весеннем лесу, мольберт, предметные картинки с изображениями картина И. Грабаря ««Март* из альбома «Четыре времени года», рассказ Г. Скребицкого «Март», мнемотаблииа к рассказу «Март», Картинки: морковь, рубашка, апельсин, тыква, фишки для составления схемы слова,  карандаши, листы бумаги.

Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за изменениями в природе. Разучивание  самомассажа «Зелёный лес» Слушание и обсуждение пьесы

П. Чайковского «Подснежник».

1


Ход

  1. Организационный момент. (Слушание отрывка из пьесы П.Чайковского «Подснежник». Создание эмоционального фона занятия.]

Чтение загадок.

Я раскрываю почки, в зеленые листочки деревья одеваю.

Посевы поливаю, движения полна. Зовут меня …(весна)

Сошли снега, шумит вода, день прибывает,когда это бывает? …Весной.

Лежит полгода покрывало,

А весной его-как не бывало.(снег)

Первый вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.(подснежник)

Педагог. О ранней весне и ее приметах мы будем с вами говорить сегодня.

2. Пересказ рассказа «Март» по Г. Скребицкому с использованием мнемотаблицы. | Развитие связной речи, речевого слуха, памяти. )

Взрослый читает детям рассказ Г. Скребицкого «Март».

Педагог. я прочитаю вам рассказ Г. Скребицкого «Март». Он тоже как будто специально написан к этой картине.

Март — первый месяц весны. На земле еще лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат еше очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака — это и есть самое начало весны.

Педагог  организует беседу по картине.

Педагог О чем этот рассказ?

Дети. Этот рассказ о весне.

Педагог С чего он начинается? Вспомните первое предложение рассказа.

Дети. Март — первый месяц весны. Логопед. Чем март похож на зиму? Дети. На земле еше лежит снег.

Педагог А как вы понимаете выражение мороз иной раз ударит!

Дети. В марте иногда бывают морозы. Педагог. Что сказано о солнце в рассказе?

Дети. Солнце светит ослепительно. Его свет золотистый. Лучи солнца греют лицо и руки.

Педагог. Что значит светит ослепительно?

Дети. Светит ярко, слепит.

Педагог. Что сказано о небе и облаках?

Дети. Небо синее-синее, а облака пушистые.

Педагог. Пушистые? А как сказать по-другому?

Дети. Пышные, кудрявые, кучерявые.

Взрослый. Что начинается в марте? Что появляется на буграх?

Д е т и. В марте начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины.

Педагог. От какого слова образовано слово проталины?

Д е т и. От слова таять.

Педагог. Что сказано в рассказе о ручейках?

Дети. Маленькие ручейки журчат в полях.

Педагог Как сказать по-другому? Замените слово журчат на другое.

Дети. Звенят, поют.

Педагог. Какие приметы говорят о начале весны? Дети. Ручьи, проталины и кучерявые облака говорят о начале весны.

Педагог. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, а теперь послушайте рассказ еще раз, потому что вы будете его пересказывать.

Взрослый читает рассказ повторно, затем помещает на мольберт мнемотаблицу, а картину убирает.

Педагог. Эта таблица поможет вам пересказывать. Давайте ее рассмотрим. Какое предложение поможет вам вспомнить слово март в первом квадрате и картинка «Весна» с цифрой I во втором квадрате?

Дети. Март — первый месяц весны.

Педагог. Посмотрите на третью картинку и вспомните следующее предложение, которое начинается со слова снег. Дети. Снег еще лежит на земле.

Педагог. Четвертая картинка поможет вам закончить зто предложение.

Дети. Да и мороз может еще ударить.

Педагог. Посмотрите на следующую картинку и начинайте предложение со слов но посмотрите.

Дети. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце.

Педагог. Какой свет у солнца? Посмотрите на следующий квадрат.

Дети. Его свет густой, золотистый.

педагог. Рассмотрите следующую картинку и продолжайте.

Дети. Лучи солнца греют лицо, руки. Логопед. Какое небо и что по нему раскинулось? Дети. Небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака.

Педагог. Рассматриваем картинки в нижнем ряду. Что начинается весной?

Дети. Начинается таяние снега.

педагог Что появляется на буграх?

Дети. На буграх появляются первые проталины.

Педагог Что журчит в полях?

Д е т и. В полях журчат еще маленькие ручейки.

Педагог. Что мы считаем самым началом весны?

Дети. Ручейки, проталины, первые кучерявые облака — это и есть самое начало весны.

Педагог Отлично. Посмотрите еще раз на таблицу с картинками. Подумайте и начинайте пересказ.

После небольшой паузы двое детей по очереди пересказывают текст. Взрослый предлагает определить того, кто был лучшим рассказчиком.

3.Самомассаж лица «Зелёный лес».

Теплый ветер гладит лица,

Лес шумит густой листвой.

(Двумя ладонями провести, не слишком надавливая, от бровей до подбородка и обратно 4 раза)

Дуб нам хочет поклониться,

Клен кивает головой.

(От точки между бровями большим пальцем левой руки массировать лоб, проводя пальцами у основания волос 4 раза.)

А кудрявая березка

Провожает всех ребят.

(Массаж висковых впадин большими пальцами правой и левой рук, соверщая вращательные движения -4 раза)

До свиданья, лес зеленый.

Мы уходим в детский сад.

(Поглаживание лица ладонями сверху вниз – 4 раза.)

4.  Игра «Семейка слов».

(Совершенствовать навыки словообразования).

Взрослый читает стихотворение и просит запомнить, а  затем  повторить родственные слова к слову весна.

Весна, весна на улице.

Весенние деньки.

Веснушки у девчонки.

Весняшки у реки.

Одеты по - весеннему.

И вешний лес запел.

Весна, весна на улице,

Зовем весну – красну.

5.  Разгадывание шифровки «Март». Составление и разбор схемы слова март. (Совершенствование навыка звукового анализа слов.]

Дети встают возле магнитной доски. Логопед достает основу для схемы слова и наклейки.

Логопед. Перед вами зашифровано слово.   Необходимо назвать  с какого звука начинается предмета.

Картинки: морковь, рубашка, арбуз, тапочки.

Дети. Март.

Логопед. Возьмите магниты и составьте на доске схему слова март.

Дети выполняют задание.

Логопед. Сколько звуков в этом слове?

Дети. В этом слове четыре звука.

Логопед. Сколько согласных звуков в слове?

Д е т и. В слове три согласных звука.

Логопед. Перечислите их и скажите, какие они.

Дети. [М], [р], [т]. Это твердые согласные звуки.

Логопед. Сколько гласных звуков?

Дети. Один гласный звук [а|.

Логопед. И наконец, сколько слогов в этом слове? Почему?

Дети. В этом слове всего один слог, потому что в нем один гласный звук.

6.  Работа на листе бумаги. (Развитие тонкой моторики).

Взрослый предлагает выполнить штриховку.

7. Итог занятия.

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им понравилось. Логопед. Как называется первый месяц весны? Дети. Первый месяц весны — март. Логопед. Какой период весны открывает март? Дети. Март открывает раннюю весну. Логопед. Какие приметы ранней весны вы знаете?

Дети. Ручейки, проталинки, капель с крыш, кучерявые облака в небе...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленностиТема: «Военным быть – Родине служить»

Аннотация: Патриотическое воспитание дошкольников  не возможно без знакомства с военными профессиями. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, составление альбома фотографий ...

конспект НОД "Коммуникация" в старшей группе "Ранняя весна"

Данный конспект поможет воспитателю подготовиться к итоговому занятию по теме "Весна"...

Презентация к конспекту непосредственной образовательной деятельности на тему "Ранняя весна".

Презентация служит сопровождением к конспекту беседы на тему: "Ранняя весна".  Она поможет закрепить представления детей о многообразии природного мира, причинах природных явлений ранней весной, ...

Конспект НОД для детей с ОВЗ: "Ранняя весна"

Данный конспект НОД может быть использован в работе учителями-логопедами и воспитателями ДОУ с целью активизации речевой ативности детей подготовительного к школе возраста. ....

Конспект тематической прогулки в младшей группе "Ранняя весна".

Дать представление о ранней весне, о том какие изменения произошли в природе, обогатить знания новыми словами и признаками....

Методическая разработка конспекта НОД с детьми среднего возраста "Ранняя весна"

Конспект занятия с детьми дошкольного возраста средняя группа....

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования «Ранняя весна» в старшей группе.

Рисование в нетрадиционной технике – монотипия, кляксография на тему "Ранняя весна"....