Автоматизация сонорных звуков Л-Ль у дошколят
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Шевякова Нина Васильевна

Рабочий материал для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_sonornyh_zvukov_l-l.docx855.13 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация сонорных звуков[Л] и [Ль] у дошколят.

 Звуки [Л] и [Ль] ребенок в норме начинает проговаривать правильно с 3 лет, дифференцировать мягкий и твердый вариант с 3,5 лет. Если родители замечают нарушения произношения, смешение звуков, пора браться за дело самим или обращаться за помощью к логопеду. Рассмотрим дифференциацию звуков [л], [ль] в стихах, текстах, игровых упражнениях.

Постановку и автоматизацию звуков [л], [ль] нужно проводить с 4-летнего возраста. Занятия должны длиться не более 20-25 минут. Не старайтесь научить детей правильно говорить с помощью строгих уроков, делайте упор на игру: лабиринты, картинки, загадки, стихотворения, познавательные тексты. Каждое занятия начинайте с артикуляционной гимнастики на звук [л] для мышц языка, щек, гортани. Простые упражнения помогают ребятам настроиться на работу с логопедом и поддерживают речевой аппарат в тонусе.

Упражнения

Начнем с классических упражнений, которые рассчитаны на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проводить занятия по этому списку игр может профессиональный логопед и родитель в домашних условиях.

Слоги

Это чтение или повторение слоговых таблиц. Делать задание нужно по 2-3 минуты несколько раз в течение дня.

В прямых слогах:

 

 

 

 

ЛЯ-ЛЯ-ЛА

ЛЁ-ЛЁ-ЛО

ЛЮ-ЛЮ-ЛУ

ЛИ-ЛИ-ЛЫ

ЛА-ЛА-ЛЯ

ЛО-ЛО-ЛЁ

ЛУ-ЛУ-ЛЮ

ЛЫ-ЛЫ-ЛИ

ЛА-ЛЯ-ЛА

ЛО-ЛЁ-ЛО

ЛУ-ЛЮ-ЛЁ

ЛЫ-ЛИ-ЛЫ

ЛЯ-ЛА-ЛЯ

ЛЁ-ЛО-ЛЁ

ЛЮ-ЛУ-ЛЮ

ЛИ-ЛЫ-ЛИ

В обратных слогах:

 

 

 

 

АЛЬ-АЛЬ-АЛ

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛ

УЛЬ-УЛЬ-УЛ

ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛ

АЛ-АЛ-АЛЬ

ОЛ-ОЛ-ОЛЬ

УЛ-УЛ-УЛЬ

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛЬ

АЛ-АЛЬ-АЛ

ОЛ-ОЛЬ-ОЛ

УЛ-УЛЬ-УЛ

ЫЛ-ЫЛЬ-ЫЛ

АЛЬ-АЛ-АЛЬ

ОЛЬ-ОЛ-ОЛЬ

УЛЬ-УЛ-УЛЬ

ЫЛЬ-ЫЛ-ЫЛЬ

Следующий шаг — включение в слог еще одной согласной или гласной:

 

 

 

 

ПЛЯ-ПЛЯ-ПЛА

ПЛЁ-ПЛЁ-ПЛО

ПЛЮ-ПЛЮ-ПЛУ

ПЛИ-ПЛИ-ПЛЫ

ПЛА-ПЛА-ПЛЯ

ПЛО-ПЛО-ПЛЁ

ПЛУ-ПЛУ-ПЛЮ

ПЛЫ-ПЛЫ-ПЛИ

ПЛА-ПЛЯ-ПЛА

ПЛО-ПЛЁ-ПЛО

ПЛУ-ПЛЮ-ПЛУ

ПЛЫ-ПЛИ-ПЛЫ

ПЛЯ-ПЛА-ПЛЯ

ПЛЁ-ПЛО-ПЛЁ

ПЛЮ-ПЛУ-ПЛЮ

ПЛИ-ПЛЫ-ПЛИ

 

 

 

 

АЛЯ-АЛЯ-АЛА

ОЛЁ-ОЛЁ-ОЛО

УЛУ-УЛУ-УЛЮ

ЫЛИ-ЫЛИ-ЫЛЫ

АЛА-АЛА-АЛЯ

ОЛО-ОЛО-ОЛЁ

УЛЮ-УЛЮ-УЛУ

ЫЛЫ-ЫЛЫ-ЫЛИ

АЛА-АЛЯ-АЛА

ОЛО-ОЛЁ-ОЛО

УЛУ-УЛЮ-УЛУ

ЫЛЫ-ЫЛИ-ЫЛЫ

АЛЯ-АЛА-АЛЯ

ОЛЁ-ОЛО-ОЛЁ

УЛЮ-УЛУ-УЛЮ

ЫЛИ-ЫЛЫ-ЫЛИ

Важно не торопиться при чтении слогов, а следить за четкостью произношения звука, его мягкостью и твердостью.

Слова

Используйте открытые и закрытые слоги в словах для составления логопедических карточек. Примеры формируйте в ряды по 3-4 штуки в каждом:

Пыл – пыль – пуля – пели.

Ляля – Лолла – Лика – Лена.

Слог – слон – клон – полон.

Лак – флаг – кулак – лавка.

Мыл – намыл – помыл – подмел.

Для ряда слов важно подбирать близкие по звучанию примеры, чтобы у ребенка развивался фонематический слух.

Словосочетания

Дошкольник медленно повторяет за педагогом словосочетания, сложность примеров повышайте на каждом уроке, но постепенно. Если малыш не справляется, не повторяет слова четко, возвращайтесь на прежний уровень и отрабатывайте уже пройденный материал до автоматизма.

Школьный бал;
Зеленый луг;
Любимая морковка;
Туалетной мыло;
Холодный пол;
Ледяная лужа;
Теплое лето;
Поймали моль;
Съел лимон;
Лесной ландыш;
Золотое кольцо.

Предложения

Для детей дошкольного возраста достаточно включать в предложения для повторения 3-4 слова.

Наша Юля егоза.
У Коли флажок.
На поляне лебеда.
Летят самолеты далеко.
Колол Коля колья.
В кулачке колос.
Лолла и Лика делят все пополам.
В поле стоит олень.

На заметку! Предложите ребенку складывать предложения самостоятельно по картинкам, а потом повторять их. Например, положите на стол такой набор карточек: лимон, слон, и написанный глагол любит. Получится, слон (не) любит лимон.

Загадки

Интересные загадки нужно не только отгадывать, но и заучивать наизусть.

Я землю копала,
Совсем не устала.
Устал тот,
Кто мной копал. (Лопата)

Белый на белом,
Натоптал, где бегал.
Рыженький пройдет,
И следы прочтет. (Лис и заяц)

Вот булавки и иголки,
Выползают из-под койки.
На меня глаза глядят,
Молока спросить хотят. (Ежик)

Стихотворения

Стихотворные тексты являются эффективным методом устранения речевых нарушений у детей разного возраста. Малышам дошкольного возраста предлагайте выучить 1-2 четверостишья и большие рифмованные зарисовки не реже одного раза в неделю.

Ливень льет! Пляшут капли в луже!
Плот плывет! Никому не нужен!
Лягушонок влез на плот!
И вопит: “Ура! Вперед!”.

Люблю голубику,
Люблю землянику,
Люблю и калину,
Люблю и клубнику.

Было небо голубое,
Было солнце золотое,
На крылечке пес лежал,
Парень деревце сажал.
Было тихо и тепло.
Время медленно текло.

Не забывайте объяснять детям смысл незнакомых слов в стихах, текстах, других упражнениях.

Пословицы

Небольшие пословицы нужно читать или повторять за взрослым:

  • Даже маленькая ложь за собой большую ведет.
  • Капля за каплей камень долбят.
  • Не нужно хвалиться началом, хвались концом.
  • Пальчик слаб, а кулак силен.
  • Кончил дело, гуляй смело.
  • Отольются волчишке, овечкины слезки.
  • Не все золото, что блестит.
  • Поскользнулся — это еще не упал.

После чтения пословиц беседуйте с детьми о смысле фразы, выбирайте поучительные и интересные примеры по возрасту воспитанников.

Скороговорки

Чистоговорки лучше записывать в тетрадь и заучивать наизусть. Посоветуйте родителям проговаривать такие предложения вместе с ребенком на прогулке, перед сном, хором всей семьей, чтобы не превращать игру в строгий урок.

  • Мал соловей, а голос силен.
  • Еле-еле Лена ела, от лени видно есть не хотела.
  • И там я был, ту быль слыхал.
  • Галя на проталинке намочила валенки. Валенки у Галеньки сохнут на завалинке.
  • Быть хозяйкой не легко, убежало молоко.
  • У липы липовой листок, целебен липовый листок и липок липовый листок.
  • На самой мели мы налима большого нашли.

Рассказы

Задание предполагает пересказ близко к тесту. Для дошкольников выбирайте небольшие тексты русских народных сказок, поучительных историй.

Маша

Маленькая была Маша, но хотела быстрее вырасти. Решила помогать маме по дому, чтобы быстрее стать большой. Ходила в маминых туфельках, надевала ее платьице, но ничего не помогало.

Однажды решила Маша пол подмести и помыть. Все обрадовались, удивились. Маша хорошо все сделала, а мама спросила: “Маша, неужели ты такая большая стала, что можешь пол помыть и подмести?”. А папа сказал: “Да, а мы и не заметили, что наша Маша так выросла! Теперь будем ее большой называть!”.

Упражнения

Дифференциация [л], [ль] будет более продуктивной, если подходить к занятиям как к игре. Л.А. Комарова разработала оригинальный метод индивидуальной и групповой работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Этот метод основан на играх с карточками и плоскими игрушками (ходилками). Детсадовцы держат в руках указку или игрушку из киндера, бродят вспомогательными элементами по карточкам с картинками и выполняют задания педагога или родителя.

Загадки

Взрослые называют признаки предметов (внешние, вкусовые, любые другие), а дошкольник отгадывает его название. При этом перед ребенком лежат варианты правильного ответа в картинках. Например, учитель говорит: “Желтый, кислый, овальный…” (лимон). Малыш указывает на предмет и называет его.

Что пропало

Упражнение развивает память, внимание. Положите на стол большую карточку с изображениями предметов (не больше 9 штук, можно начинать с 3-4 картинок). Ребенок рассматривает карточку, запоминает, что на ней изображено 1-2 минуты. Затем учитель закрывает 1 картинку, а малыш говорит, что пропало с поля.

Карточка 1

Угадайка

Учитель называет глагол, ребенок подбирает к нему существительное, выбирая предметы или живых существ на картинке. Например: лебедь плавает, река течет. Малыш проговаривает полностью все предложение.

Эхо

Игра развивает память, речь, внимание. На столе лежит карточка, педагог называет 3-4 предмета по очереди. Ребенок запоминает цепочку и повторяет, выделяя звуки [л], [ль]: лев, лес, лейка.

Волшебник

У взрослого в руках появляется волшебная палочка (указка). Дотрагиваемся до картинок и изменяем категорию слова по числу:

лев – львы;
лейка – лейки;
лебедь — лебеди;
лента – ленты.

Сначала малыш слушает, потом выполняет задание самостоятельно, помогая себе указкой.

Карточка 2

Мой, моя, мое

Ребенок получает картинки с изображением разных предметов, можно пары. Педагог ставит такую задачу: назвать только те изображения, о которых можно сказать мой, моя, мое. Дошкольник не просто показывает и называет предмет, изображенный на карточке, но и составляет словосочетания по образцу:

моя книга;
мой стол;
мои туфли.

Придумай сам

Педагог задает вопросы о животном или предмете, который знаком малышу, показывает его на картинке. Задача дошкольника придумать максимальное количество ответов. Например, улитка какая? — маленькая, коричневая, скользкая, рогатая и так далее.

Хлопалки

Перед детсадовцем лежит лабиринт из картинок. Задача: показывать предметы друг за другом по стрелочке, называть их по слогам и считать количество слогов хлопками в ладоши. Когда ребенок закончит тренировку, педагог прохлопает одно из слов, а дошкольнику необходимо отгадать, какое слово имел в виду учитель.

Карточка 3

Доскажи словечко

Продолжаем работать с лабиринтами картинок. Положите перед ребенком другой набор изображений. Педагог произносит начало предложения, а ребенок заканчивает, используя название предметов из лабиринта. Например, дают молоко…коровы.

Сыщик

Дошкольнику необходимо искать слово по звуковой схеме. Например, логопед загадывает слово козлик. Выкладывает перед малышом его схему цветными фишками, ребенок анализирует информацию и предполагает, что было загадано.

Малыши

Работаем с лабиринтом. Дошкольнику необходимо изменять слова по аналогии большой-маленький:

телефон-телефончик;
коляска – колясочка;
котлета-котлетка.

Карточка 4

Найди лишнее

Детсадовцу среди картинок с изображениями предметов нужно найти лишний элемент и объяснить выбор.

Например, утка, гусь, петух, филин. Лишним будет филин, потому что это дикая птица, а остальные — домашние.

Найди лишнее

В качестве дополнительного задания предложите ребенку произнести названия всех предметов, акцентируйте внимание на произношении звуков.

Веселый счет

Одновременно с дифференциацией звуков [л, [ль] дошкольник учится считать до 10 и обратно. Разложите на стол картинки с изображением нескольких предметов на одном листе. В качестве дополнительного задания спросите у детсадовца, каких цветов в букете больше и насколько.

Посчитай цветы

Угадай

Задание развивает логику, внимание и общий кругозор. На столе лежат картинки с изображением предметов, продуктов, живых существ и карточки с написанными глаголами: едят, идет, летает, едет. Задача: соединить глаголы с предметами.

Например, едет машина, велосипед; едят малину, землянику; плавает лебедь, лодка.

Угадай

На заметку! Формируйте разнообразную логопедическую библиотеку, чтобы ребенку было интересно выполнять одно задание несколько раз.

Ассоциации

Игра похожа на лото. Малыш рассматривает две карточки, на которых 6-8 изображений. Задание: соединить подходящие картинки в пару:

пляж и купальник;
газовая плита и тарелка;
хлеб и хлебница.

Ассоциации

Во время выполнения упражнений с помощью речевого материала важно следить за четкостью произношения фонем. Не бойтесь остановить дошкольника и попросить повторить слово еще раз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим стихи по мнемодорожкам (автоматизация сонорных звуков)

Презентация детских стихов о животных для заучивания  по мнемодорожкам, которые расположены по мере усложнения. Данный материал может применяться для автоматизации сонорных звуков и развития памя...

“Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи детей дошкольного возраста” (из опыта работы)

Проводить автоматизацию сонорных звуков в слогах, словах и предложениях при помощи дидактических игр....

В помощь логопеду. Сборник домашних заданий. Автоматизация сонорных звуков Л, Ль.

Данный сборник  содержит практический материал в помощь логопеду. Преимущество в том, что здесь подобраны игры и упражнения для закрепления поставленных звуков дома.В данном пособии охвачены все ...

Отчет по самообразованию "Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи, у детей дошкольного возраста

  Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает с...

Автоматизация сонорных звуков

Игры и упражнения с предметными картинками позволяют реализовывать в коррекционной работе с детьми данные дидактические принципы. А так же эффективно решать задачи:1. Автоматизировать корригируемые зв...

“Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи, у детей дошкольного возраста”.

“Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи, у детей дошкольного возраста”....

Индивидуальная работа воспитателя по автоматизации сонорных звуков

        Успешность коррекционно-развивающего обучения детей зависит от участия в нем как логопеда, так и воспитателя. Логопед, проводя групповые и индивидуальные заняти...