Методическая разработка. План-конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР «Через Музыку к Звёздам или Приключения Маленького Принца»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Трясунова Татьяна Борисовна

На примере данной работы показано использование элементов музыкотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 компенсирующего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

План-конспект коррекционно-развивающего занятия

с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

«Через Музыку к Звёздам или Приключения Маленького Принца»

(с использованием элементов музыкотерапии)

Учитель-логопед:

Трясунова Татьяна Борисовна

Санкт-Петербург

2021

Тема: «Через Музыку к Звёздам или приключения Маленького Принца»

Цель: гармонизация состояния детей, сохранение их здоровья средствами музыкотерапии.

Задачи:

Коррекционно - образовательные: 

  1. Знакомство детей с произведениями П.И. Чайковского;
  2. Вербализация детьми эмоционально-чувственных переживаний;
  3. Совершенствование грамматического строя речи;
  4. Формирование первоначального музыкального вкуса.

Коррекционно - развивающие:

  1. Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ под влиянием классической музыки;
  2. Развитие познавательных процессов внимания, памяти и творческого воображения;
  3. Развитие чувства ритма и слухового внимания;
  4. Развитие способности слышать музыку и различать настроение музыки;

5.Совершенствовать подвижность органов артикуляции;

6. Развитие правильного дыхания;

7. Развитие общей моторики и пластики движений;

  1. Развитие мелкой моторики.

Воспитательные: 

  1. Создание комфортной психологической ситуации, позволяющей детям проявлять свои чувства и говорить о них;
  2. Стабилизация эмоционального состояния (снижение тревоги и напряжения, пробуждение положительного переживания достигнутого успеха при музицировании со звучащими игрушками);
  3. Установление эмоционального диалога между детьми и в процессе общения со взрослым;
  4. Воспитание любви к музыке;
  5. Воспитание радостного, сопричастного, игрового мироощущения.

Методы и приемы:

- наглядные: музыкальный ролик для зрительного подкрепления ритмического рисунка;

- словесные: создание условий для вербализации детьми эмоционально-чувственных переживаний;

- игровые: музыкально-ритмические игры, релаксация;

- практический метод: музыкальная деятельность детей(передача впечатлений от музыки в пластике движений, оркестровка фрагментов музыкальных произведений).

Технологии: информационно-коммуникационные (ИКТ), здоровьесберегающие: элементы музыкотерапии, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, развитие общей моторики, развитие мелкой моторики, релаксация; игровая.

Интеграция образовательных областей: речевое, физическое, познавательное, социально - коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

Организация видов деятельности:

  1. Партнёрская деятельность педагога и детей;
  2. Взаимодействие ребёнка со сверстниками;
  3. Музыкально-ритмические игры.

Материалы и оборудование:

презентация «Маленький Принц»;

аудиозаписи произведений П.И. Чайковского («Детский альбом», «Щелкунчик» -мышиный король (Сцена боя), «Времена года. Январь. У камелька», «Танец Феи Драже», «Марш деревянных солдатиков», «Новогодняя», «Вальс цветов»);

аудиозапись песни Елены Камбуровой на музыку Микаэла Таривердиева и слова Николая Добронравова «Маленький принц»;

 дидактический и наглядный материал: письмо от Маленького Принца, палочки на дыхание – «Звёзды», бумажные тарелочки, колокольчики, палочки для отстукивания ритмов;

стимульный материал: звёздочки из золотой бумаги, светодиодные светильники («Звездочки») по количеству детей, светильники «Месяц», «Дом», «Ракета»,«Волшебный» сундук с сюрпризами для детей.

Ход коррекционно-развивающего занятия:

Части занятия

Задания и упражнения

Содержание

Вводная часть

1. Приветствие и знакомство «Музыкальный круг друзей»

Педагог знакомится с детьми, предлагает детям взяться за руки.

«Доброе утро», - шепчут снежинки!

«Здравствуйте», - вторят им громче ветра.

Доброго дня нам желают и птицы –

Повсюду музыка слышна…

А какую вы любите музыку, скажите?

Да имя своё назовите.

Под спокойную классическую музыку (П.И. Чайковский «Детский альбом») дети называют своё имя и любимую музыку. (Можно, называя имя и любимую музыку, дотрагиваться ладошками).

2. Сюрпризный момент

Упражнение на дыхание («Подуем на «волшебные» палочки») под музыку П.И. Чайковского «Детский альбом»

Педагог рассказывает о том, что получил письмо от Маленького Принца. Зачитывает его. Дети видят на экране грустного мальчика из сказки. Они узнают о том, что Маленький принц попал в беду. Злой король заколдовал планету, на которой живёт Маленький Принц (тревожная музыка – отрывок из балета «Щелкунчик» - мышиный король (Сцена боя)). На ней исчезла вся музыка и наступила тишина. Педагог предлагает детям помочь герою.

Добрая фея дарит Волшебные палочки (нежная музыка), благодаря которым дети вместе с педагогом могут отправиться на поиски пропавшей музыки для Маленького Принца. Ведь на планете Земля много прекрасной музыки, и они поделятся ею со сказочным героем. Дети выполняют упражнение на дыхание.

  • Подвижная игра «Полёт на ракете» под музыку. (П.И. Чайковский. Времена года. Январь. У камелька)

Дети под музыку за педагогом «змейкой» отправляются на светящейся ракете к Маленькому Принцу. Начинается путешествие под взмах волшебных палочек. Вскоре дети находят первую звёздочку и берут её с собой.

  • 1. Пальчиковая гимнастика под музыку П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»

Дети вместе с педагогом выполняют пальчиковую гимнастику под бодрую классическую музыку и получают вторую звёздочку.

Основная часть

1. «Звёздные ритмы»

-Упражнение «Звёздный путь».(Музыка П.И. Чайковского «Танец Феи Драже») Работа с музыкальными инструментами: развитие чувства ритма, слухового и зрительного внимания

Благодаря Волшебным палочкам дети оказываются в «космосе» и выполняют упражнение на ритмы «Звёздный путь» (с колокольчиками и палочками).

Дети находят третью звёздочку.

2. Артикуляционные упражнения под музыку

(П.И. Чайковский «Новогодняя»)

Дети по показу педагога под музыку выполняют упражнения артикуляционной гимнастики. После её выполнения дети находят четвёртую звёздочку.

3. Танец со звёздочками под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов».

4. Релаксация «Мой Маленький Принц»

(Аудиозапись «Маленький Принц» под музыку Микаэла Таривердиева, поёт Елена Камбурова)

Слайд с изображением Маленького Принца

Педагог говорит детям о том, что они уже подарили много красивой музыки, но ещё не танцевали. Маленький Принц обязательно увидит со своей планеты танец со звёздами, который дети могут сейчас исполнить. Раздаёт детям разноцветные звёзды (Светильники) и вокруг Месяца дети танцуют по показу педагога. Дети находят пятую звезду.

Педагог предлагает детям лечь на ковёр «солнышком», закрыть глаза и представить себе Маленького Принца. Дети под музыку фантазируют, представляя себе Маленького Принца. После окончания мелодии дети находят шестую звёзду, выкладывают (снова под музыку) вместе СОЗВЕЗДИЕ, которое обязательно «увидит» Маленький Принц.

На слайде появляется Маленький Принц и благодарит детей за помощь. Возникает светильник – Дом, который символизирует возвращение детей домой, в детский сад. Рядом со светильником дети находят Волшебный сундук.

Заключительная часть.

Рефлексия.

Дети делятся впечатлениями друг с другом, с педагогом, получают сюрпризы от Маленького Принца (из Волшебного сундука) под музыку П.И. Чайковского.

Используемая литература:

  1. Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. 2017
  2. Дединская Е.П., Щербинин К.А. Музыкальная терапия в клинической практике//Музыкальная психология и психотерапия. 2008
  3. Керимова М.В. Музыкотерапия как метод коррекции функциональных нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья//Молодой ученый, 2017
  4. Колягина В..Г. Музыкотерапия в специальном образовании: уч.-методическое пособие – М., Прометей, 2019
  5. Лев Я.Б. Слущание музыки как средство эстетического развития дошкольников//Детство, открытое миру. Сб.матер.Всерос. науч.-практич.конф. Омск, 2016