Открытое занятие
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Измаилова Алла Викторовна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Конспект логопедического занятия 
с использованием логоритмики
в подготовительной группе 
по теме «Дикие животные готовятся к зимовке»
 
 
 
 
 
Составила учитель-логопед 
Измаилова А.В
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г.Раменское, 2021г.
Цель: закрепление знаний по теме «Дикие животные» с применением разных видов логоритмических упражнений для преодоления разных речевых патологий.
Задачи: 
Коррекционная: преодоление основного речевого нарушения (развитие слуха, дыхания, голоса, артикуляции, мелкой и общей моторики) с использованием логоритмических упражнений.
Образовательная: пополнение и уточнение знаний по теме Дикие животные наших лесов поздней осенью.
Воспитательная: закрепление умения отвечать, не выкрикивая; слушать внимательно ответы других детей, и отвечать полным ответом.
Оборудование: магнитофон, музыка, слайды с животными наших лесов, следы лесных животных, конверты с изображением тени животных, письмо от Лесовичка, атрибутика леса.  
Ход занятия:
I . Организационный момент
Логопед: Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Дети: Мы будем заниматься,
Мы будем все стараться,
Будем четко говорить,
Будем думать, не спешить.
II. Сообщение темы занятия
Л: Сегодня утром я получила письмо. Давайте его прочитаем и узнаем от кого оно.
(логопед читает письмо Старичка-Лесовичка)
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок-Лесовичок!
Л: Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка? Итак, отправляемся в путь. Прежде чем туда отправиться нам необходимо одеться потеплее (дети говорят и имитируют движения).
Психогимнастика «Одеваемся на прогулку»
Сейчас на улице уже довольно холодно , (погладить себя за плечи)
И мы прежде чем пойдем на улицу должны одеться потеплей. (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик, потуже завяжу. («завязываем» шарфик)
А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)
Крошки – рукавички на ручки натяну. (поглаживаем тыльную сторону ладоней)
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)
 Вот мы ребята готовы, а теперь отправляемся в путь.
Логоритмика «Ноги и ножки»
(дети идут под марш, четко опуская ногу на всю ступню. Большие ноги идут по дороге, маленькие ножки бегут по дорожке)
Л: Вот мы и пришли в лес(Включение аудиозаписи с музыкой, показ иллюстрации леса.)
Физминутка: «Здравствуй лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес  (Широко развести руки в стороны) Полный сказок и чудес!  (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)Ты о чем шумишь листвою  (Руки подняты вверх)Ночью темной, грозовою. ( Выполнять покачивания направо-налево) Кто в глуши твоей таится? (Дети всматриваются вдаль, держа
Что за зверь? Какая птица?округленную ладонь над бровями, поворачивая при этом вправо и влево)Все открой, не утаи.  (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)  Ты же видишь – Мы свои  (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)  
Л:Можно присесть отдохнуть и послушать звуки леса. Хотя ещё никто нам не встретился, мы с вами слышим, что лес живой. Какие звуки вы слышали? Шорох, пение птиц, треск, шелест листвы… Кого можно встретить в лесу?
Д: В лесу можно встретить лису. В лесу можно встретить волка. В лесу можно встретить кабана. В лесу можно встретить белку.
Л: Ребята, скажите, как этих животных называют? И почему?
Д: Дикие животные живут в лесу.
Л: Сегодня мы поговорим о диких животных. Больше узнать о них нам поможет Старичок-Лесовичок. А вот и он.
Лесовичок: Здравствуйте ребятки!
Дикие животные с человеком не живут.
Постоянной помощи от него не ждут.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.
Ой, ребята, у меня беда!
Л: Сорока разносила письма и потеряла некоторые, а я их на полянке нашел. Хочу отнести адресатам, но вместо адреса – тени животных. Может Вы ребятки мне поможете?
(логопед показывает письма с изображением теней диких животных)
Д: Это письмо для волка.
Л: Правильно. Почему вы так решили?
Д: Это письмо для волка, потому что на нем волчья тень.
Л:: Для кого это письмо?
Д:Это письмо для белки, потому что на нем беличья тень.
Л: Для кого это письмо?
Д: Это письмо для медведя, потому что на нем медвежья тень.
Л: Кому пришло это письмо?
Д: это письмо для лисы, потому что на нем лисья тень…
Лесовичок:Ребята, спасибо, пойду письма разносить.
Л: Ребята, а давайте поможем Лесовичку доставить письма? 
Лесовичок: Ой, спасибо, вместе будет веселей.
Упражнении для общей моторики:  «Лесная зверобика»
Мышка, мышка, (слайд)
Серое пальтишко.
Мышка тихо идет,
В норку зернышко несет.
(Мягкий, пружинный шаг, спина слегка прогнута вперед, «лапки» перед грудью).
А за мышкой шел медведь, (слайд )
Да как начал он реветь:
«У-у! У-у!
Я вразвалочку иду!»
(Ноги слегка расставлены, колени чуть согнуты, корпус прямой. Пружинный шаг на всей ступне. Руки перед грудью слегка согнуты в локтях, словно мишка держит бочонок с медом.)
А веселые зайчата – (слайд )
Длинноухие ребята –
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
(Легкие прыжки, ноги мягко пружинят в коленях, кисти показывают ушки.)
Шел по лесу серый волк, (слайд)
Серый волк – зубами щелк!
Он крадется за кустами,
Грозно щелкает зубами!
(Широкий пружинный шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносятся вперед.)
Ой ты, дедушка-ежок, (слайд )
Не ходи на бережок!
Там промочишь ножки,
Теплые сапожки!
(Легкий неторопливый бег на носках, руки на поясе, спина слегка прогнута вперед, голова опущена.)
Л: Вот, сколько зверей мы встретили в лесу! Каждый из них готовиться пережить холодную зиму.Ребята стало холодать, давайте немножечко погреемся?
Логоритмика «Головами покиваем…»
(на полу лежат карточки с изображением разных следов животных, дети подходят берут и определяют, кому принадлежит след и по следам мы находим домик животного и передаем ему письмо)
Л: Ой, ребята, а как же мы найдем, где живут животные?
Д:  По следам животных, оставленных на снегу.
Л:Ребята, а Вы знаете, с кем живут дикие животные и как называются их жилища? (дети называют - как называется мама, папа, детеныши животных)
Л: О, вот чьи следы? 
Д: Это следы лисы-лисьи следы. Живут лисы в лисиной норе. Мама – лисица,  папа-лис, дети-лисята или лисенок.
Л: А это чьи? 
Д: Это следы волка – волчьи следы. Живет волк в волчьем логове. Мама – волчица, папа-волк,  дети-волчата или волчонок.
Л: А это чьи? 
Д: Это следы белки – беличьи следы. Живет белка в беличьем дупле на дереве. Мама – белка, папа-белка, дети - бельчата  или бельчонок.
Л: Ребята, а где же нам искать медведя?
Д: Вот, следы медвежьи. Живет медведь в берлоге. Мама- медведица, папа- медведь, дети – медвежата или медвежонок.
Л: А где живет еж?
Д:Еж живет в ежиной норке, к ней ведут ежиные следы. Мама – ежиха, папа – еж, дети – ежата или ежонок.
Л: А вот еще необычные следы?
Д: Это следы зайца – заячьи следы. Живет заяц в траве. Мама – зайчиха, папа – заяц, дети – зайчата или зайчонок.
Л: Ребята, давайте еще немножко разомнемся, чтобы не замерзнуть.
Логоритмика: «У оленя дом большой»(под музыку)
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окно.
Зайка по лесу бежит
В дверь к нему стучит:
«Стук, стук, дверь открой,
Там, в лесу охотник злой!»
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай(2 раза)
«Не дрожи зайчишка мой,
Я смотрел в свое окошко,
Убежал охотник злой,
Посиди немножко»
«Да-да посижу,
Больше я уж не дрожу,
У меня прошел испуг,
Ты –хороший друг!»(2 раза)
Л: Ребята, вы назвали правильно следы, жилища животных и их семью.Аскажите как же животные готовятся к зимовке?
 ( дети рассказывают  о том,  как животные готовятся к зимовке)
Лесовичок: Ой, ребята, погода начинает портиться, мне кажется, что сейчас пойдет холодный осенний дождь!
Логоритмика «Кап-кап, кап-кап, дождик пошел…»
Вдруг закрыли небо тучи, (дети встают на носочки,  поднимают вверх                                                                                                                 перекрещенные руки).
Начал капать дождь колючий. (прыгают на носочках,  держа руки на поясе).
Долго дождик будет плакать,               
Разведет повсюду слякоть.        (приседают, держа руки на поясе).
Грязь и лужи на дороге,   (идут по кругу, высоко поднимая колени).Поднимай повыше ноги.
Л: Я думаю нам домой собираться пора. Спасибо тебе Лесовичек за прием.
Лесовичок: Спасибо Вам ребятки Вы сегодня мне очень помогли и за это я вам дарю маленькие подарочки, пусть они вам напоминают о нашей встрече.
(прощание с Лесовичком-дарит подарки)
Л: А теперь нам пора прощаться.
До свиданья, старый лес,
Полный сказочных чудес!
По тропинкам мы гуляли,
Зверей разных увидали.
Мы прощаемся с тобой.
Нам уже пора домой.
Л:Мы с вами побывали в лесу и понаблюдали за дикими животными.Ребята, вам понравилось наше маленькое путешествие?Давайте вспомним, кого мы там встретили?
Речевая гимнастика.
(Дети за логопедом произносят чистоговорки)
Су-су-су – мы увидели лису
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ла-ла-ла – в лесу белочка жила.
Ся-ся-ся – в чаще видели лося.
Олк-олк-олк – в логове зимует волк.
Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.
Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»

Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...