А речь, словно реченька льется…
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

Великородная Галина Владимировна

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «А речь, словно реченька льется…»

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:

  • приобретаются  навыки  связной        речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей);
  • расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;
  • речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов). Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребѐнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х - стишия. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребѐнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаѐт ребѐнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать   мысли.   Рост    словаря,    употребление    более  сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому,  что  дети  начинают     чаще     допускать     грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят»  и  т.  д.   Мы взрослые,  педагоги  и  родители  должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов. Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребѐнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень  культуры взрослых,        их умение правильно использовать        различные        речевые  формы и категории        оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.

На что необходимо обратить внимание родителям, в первую очередь? 

1) Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребѐнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с   интонацией. Ребѐнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении  литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры, совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2)Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.

Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.

3)Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач развития речи.

Предлагаю интересные упражнения для развития речи дошкольников.

Учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные…);

  1. Узнавать        предметы        по        описанию        –        (Зеленая,        кудрявая, белоствольная. Что это? – Береза);
  2. Подбирать действия к предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает, листья срывает…);

   Подбирать        предметы        к        действию        -        (На        небе        сверкает        землю согревает. Что это? - Солнце);

  1. Подбирать действия к объекту - (Кто или что плавает? Летает? - Рыба, самолет, бабочка, листья);
  2. Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава, быстро);
  3. Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный);
  4. Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес…);
  5. Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались па дерево. Какое? Зачем?);
  6. Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья);
  7. Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль -радость);
  8. Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число,падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе, т.к. это является распространенной ошибкой у малышей;
  9. Составлять фразы: срубленный…, бегущий…, висящий…, жуткий…, холодный…;

  1. Про что можно сказать: холодный -…, холодная -…, холодное -…;
  2. Находить        антонимы        (слова        с        противоположным        значением в стишке:

                       Скажу я слово высоко, а ты ответишь  …низко.

                       Скажу я слово далеко, а ты  ответишь … близко.

                       Теперь скажу я слово трус,  ответишь ты … храбрец.

          Теперь начало я скажу, ну отвечай….(конец)

14. Познакомить со словами, которые ничего не значат: Ложка - это ложка, ложкой суп едят.

Кошка - это кошка, у кошки семь котят. Тряпка - это тряпка, тряпкой вытру стол, Шапка - это шапка, оделся и пошел.

А я придумал слово, смешное слово - плим. Я повторяю снова - плим, плим, плим…

Вот прыгает и скачет - плим, плим, плим. И ничего не значит - плим, плим, плим.

  1. “Новые слова" - у лисы длинный хвост - как одним словам сказать - длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги - длинноногий;
  2. Заканчивать предложения:

Миша пошел гулять (когда?)…;

Мише стало грустно (отчего?)…;

Миша обрадовался (когда?)…;

  1. «Кто что делает?» Показать картинки с изображением трудовых действий людей и спросить: что делает мама, мальчик, дядя, дворник, садовник и т. д. Программа требует приучать детей правильно называть предметы обстановки, вещи личного обихода, качество предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ах как речь это говорит, словно реченька журчит"

«Ах как речь – это говорит, словно реченька журчит»Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, пост...

Родительское собрание "А как речь - то говорит, словно реченька журчит"

На данном собрании обсуждается проблема речи нынешних малышей и пути решения проблем...

Семинар "Речь словно реченька журчит"

задания для совершенствования кразоты и образности речи воспитателей...

"А как речь -то говорит , словно реченька журчит..."

Уважаемые родители и педагоги , работаюшие с детьми младшего дошкольного возраста и с детьми логопедических групп, эта статья именно для вас. Поможем становлению речи наших детей, ведь речь - не тольк...

Родительское собрание на тему: "А как речь говорит, словно реченька,журчит" или "Особенности речевого развития в старшем дошкольном возрасте".

Конспект предназначен для воспитателей детских садов. Цель:привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

А как речь -то говорит, словно реченька журчит. (родительское собрание )

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста....

Литературная гостиная для старших дошкольников: "А как речь то говорит, словно реченька журчит..."

Литературная гостиная, направленная на формирование интереса и положительного отношения к поэзии, приобщение к литературному творчеству А. С. Пушкина....