План - конспект логопедического занятия "Цветущий сад"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Сизых Олеся Сергеевна

Занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков в подготовительной к школе группе с тяжёлым нарушением речи

Тема: «Цветущий сад.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад №175

Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков в подготовительной к школе группе с тяжёлым нарушением речи

Тема: «Цветущий сад.»

Разработал: учитель – логопед Сизых О.С.

Иркутск 2022г.

Тема: «Цветущий сад».

Цель: Создать условия для развития фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков посредством закрепления лексической темы «Садовые цветы».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- активизировать словарь по лексической теме «Садовые цветы»;

- автоматизировать звук Р в словах и предложениях;

- закреплять умение подбирать противоположные по значению слова;

- совершенствовать грамматический строй речи: учить правильному употреблению в речи предложно-падежных конструкций; умению согласовывать числительные с существительными; образовывать относительные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

- активизировать речевую деятельность;

- развивать фонематические процессы;

- развивать навыки звукового анализа и синтеза;

- развивать зрительное и слуховое внимание, творческое воображение;

- совершенствовать общую и мелкую моторику;

- развивать навыки пространственно-зрительной ориентировки.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к природе и бережное отношение к ней;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование:  интерактивная доска; презентация к занятию; элементы декорации сада; макеты садовых клумб; вазон; бумажные бабочки разных размеров и цветов; макеты садовых цветов; маски – шапочки «роза»; дидактические игры «Сплети венок», «Цветы и бабочки».

Предварительная работа:

  1. Беседа с детьми о садовых растениях.
  2.  Чтение художественных произведений о цветах: Г.Х. Андерсен «Цветы маленькой Иды», В. Катаев «Цветик-семицветик», Б. Житков «Цветок».
  3.  Рассматривание различных цветов в гербариях, журналах, энциклопедиях.
  4. Составление рассказов о цветах по опорным схемам.
  5. Отгадывание загадок по лексической теме.
  6. Знакомство с основными правилами ухода за садовыми цветами.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Слайд № 1.

Зал украшен макетами садовых деревьев (яблоня, груша, слива) и множеством бабочек. На полу макеты садовых клумб (без цветов).

Дети входят в зал и садятся на стульчики.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами оказались в каком-то удивительном месте! Как вы думаете, в каком? (в саду). Кого вы видите в нашем саду? (бабочек). Какие у них крылышки? (красивые, разноцветные, лёгкие, воздушные и т.д.). Ребята, а вы знаете, где любят отдыхать бабочки? (на цветах). А в нашем саду есть хоть один цветок? (нет). Но какой же сад без цветов? Наверное, бабочкам без них очень грустно... Вы хотите помочь бабочкам и украсить наш сад цветами? Я предлагаю вам выполнить несколько заданий, и за каждое правильно выполненное задание в нашем саду будут расцветать прекрасные цветы. Я верю, что у нас всё получится!

  1. Работа по развитию общей и мелкой моторики.

Логопед: А сейчас мы с вами сами превратимся в прекрасные садовые цветы – розы (дети надевают на голову маски – шапочки «розы»).

Речь с движением «Роза» (слайд № 2).

Я роза – красива, чиста и душиста.

Дети показывают на себя.

Бываю высокой,

Поднимают руки вверх.

Бываю и низкой,

Наклоняются.

Бываю я красной,

Бываю бордовой,

Оранжевой, жёлтой

И даже зелёной.

Загибают пальцы на руке, рассказывая, какого цвета бывают розы.

На стебле моём есть колючки – шипы,

Показывают ладони с разжатыми пальцами.

Поэтому лучше меня ты не рви.

Грозят пальцем.

Сорвёшь -

Имитируют действие.

Очень быстро я в вазе завяну,

Красивой, душистой

Я быть перестану.

Опускают голову и руки вниз, расслабляют верхнюю часть туловища, произносят слова грустным голосом, с грустным выражением лица.

Но если оставишь меня ты расти,

Поднимают руки и тянутся вверх.

То долго, красиво я буду цвести.

Опускают руки до уровня плеча, ладонями вверх, улыбаются.

Логопед: Ребята, посмотрите, благодаря вам в нашем саду появился первый цветок «роза» (достаёт из корзины макет цветка и украшает им одну из клумб).

  1. Работа по развитию артикуляционной моторики.

А сейчас я предлагаю вам выполнить гимнастику для язычка.

  • Сейчас наши язычки превратятся в цветочки. Для этого: улыбнитесь; откройте рот; поднимите язык к бугорочку; водите кончиком языка по нёбу вперёд и назад, вправо и влево. Это наши язычки – цветочки поворачиваются к солнышку, радуются ему. Следите, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.

 (слайд № 3).

  • А теперь давайте представим, как утром все цветочки распускаются навстречу солнечным лучам (широко открыть рот) , а вечером их лепесточки закрываются, складываются в трубочку (вытянуть губы трубочкой). Повторить 3-5 раз.

Логопед: А вот и новые цветы появились в нашем волшебном саду! (добавляет новые цветы на клумбу).

(слайд № 4)

  1. Работа по развитию дыхания и голоса.

Слайд № 5.

Логопед: Ребята, посмотрите, какие прекрасные цветы появились на нашем экране. Как вы думаете, они очень вкусно пахнут? Как мы можем их назвать? (душистые цветы). Давайте представим, что мы с вами сейчас чувствуем запах этих прекрасных, душистых цветов.

Упражнение «Душистый цветок».

Сделать глубокий вдох через нос и на выдохе произнести «Ах, как вкусно пахнет!» (повторить 2-3 раза).

Молодцы, ребята, а на нашей клумбе опять появились прекрасные цветы!

  1. Работа по развитию фонематических процессов и автоматизации  правильного произношения звука Р в словах и предложениях.
  • Логопед: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (ромашка) слайд № 6.

Выделить и назвать первый звук в слове «ромашка». Логопед: Проверьте, правильно ли у вас работают губы, зубы и язык, когда вы произносите звук Р. Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит – это сильная воздушная струя заставляет вибрировать его. Средняя часть языка – спинка – опускается. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Послушайте своё горлышко! Оно вибрирует, звенит. Звук Р – согласный, твёрдый, звонкий.

  • Дидактическая игра «Посели цветок».

Детям предлагаются макеты цветов: роза, георгин, астра, гладиолус, лилия, анютины глазки, нарцисс, ромашка, мак. Цветы необходимо распределить следующим образом: цветы, в названиях которых есть звук Р – посадить в клумбу, а те цветы, в названиях которых звук Р отсутствует – в вазон.

Ребята, вы молодцы, правильно выполнили задание. Теперь в нашем саду цветы расцвели не только в клумбе, но и в вазоне. Давайте ещё раз назовём, какие цветы у нас растут на клумбе, а какие – в вазоне.

Давайте вспомним, как называются все цветы, которые растут в саду? (садовые).

  • Ребята, как вы думаете, что может помешать нашим цветочкам хорошо расти в саду? Конечно же, разные сорняки. Мы с вами можем помочь цветам и прополоть все сорняки в саду (слайд № 7).

Упражнение «Повтори чистоговорку»

Был в саду переполох -

Там расцвёл чертополох.

Чтобы сад твой не заглох,

Прополи чертополох.

Дети, проговаривая текст чистоговорки, одновременно выполняют движения, имитируя «прополку сорняков».

  1. Работа по обучению грамоте.
  • Ребята, отгадайте ещё одну мою загадку:

Рвут ромашку, василёк,

Головной плетут убор,

Он почти уже готов,

Девочки плетут … (венок) слайд № 8.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Сплети венок».

Дети делятся на две команды. Каждой команде предлагается набор цветов разного размера с буквами в середине и предлагается разложить цветы в порядке их увеличения. Затем необходимо прочитать получившиеся слова (роза, астра), разделить данные слова на слоги, произвести звуко-буквенный анализ данных слов.

Молодцы, ребята, я очень рада, что наш сад расцветает всё новыми и новыми цветами! (размещает новые цветы на клумбах).

  1. А сейчас давайте немного отдохнём.

Динамическая пауза «Букет» (слайд № 9).

Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку.

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет!

Кто же, кто же, кто готов

Получить букет цветов?

Дети двигаются по кругу, в центре ребёнок с букетом.

И не ты, и не ты –

Вот кому мои цветы!

Отдаёт букет другому ребёнку.

  1. Работа по развитию лексико-грамматической стороны речи.
  • А сейчас в нашем саду вырастет ещё больше новых цветов!

Дидактическая игра «Посчитай цветы на клумбе». Согласование числительных с существительными в роде и числе.

Каждому из детей предлагается несколько одинаковых макетов цветов (например, 5 ромашек, 4 розы, 6 георгинов и т.д. Обязательное условие – наличие звука Р во всех названиях цветов) и предлагается «посадить» их на клумбы, проговаривая: «на моей клумбе растёт одна роза, две розы, три розы …

Ребята, как называется клумба, на которой растут ромашки? (ромашковая) А если на клумбе растут георгины? (георгиновая) и т.д.

Какие вы молоды, ребята, вырастили столько прекрасных цветов!

  • А сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот».

Упражнение «Скажи наоборот». Подбор антонимов.

Колючий лист – гладкий лист.

Влажная земля – сухая земля.

Тёплая вода – холодная вода.

Толстый лист – тонкий лист.

Большой цветок – маленький цветок.

Расцвёл цветок – отцвёл цветок.

Мягкая земля – твёрдая земля.

Толстый стебелёк – тонкий стебелёк. (слайд № 10-17)

Логопед: Посмотрите, сколько новых цветов расцвело в нашем саду! (добавляет цветы).

  • Дидактическая игра «Цветы и бабочки».

Логопед: ребята, наш сад теперь стал красивым? Что произошло? Как вы думаете, теперь наши бабочки обрадуются? Давайте поможем нашим бабочкам найти свои цветочки и поиграем в игру «Цветы и бабочки».  Предлагаю каждому из вас взять в руки бабочку, а я раздам вам карточки с зашифрованными на них короткими словами – предлогами. Вы должны, ориентируясь на ваши карточки, правильно расположить своих бабочек.

Дети располагают бабочек на цветах соответственно карточкам и составляют предложения: Моя бабочка собирает нектар на розе. Разноцветная бабочка порхает над ромашкой. Красивая бабочка вылетела из-под георгина. И т.д.

  1. Итог занятия и оценка работы детей.

Ребята, кому мы помогли сегодня? Какие цветы мы посадили на наши клумбы?  Давайте вспомним, как называются цветы, которые растут в саду? Какие задания показались вам сложными, а с какими вы справились легко? Мне очень понравилось, как вы справились со всеми заданиями! Посмотрите, каким красивым и ярким стал теперь наш сад!

А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм о цветах и дружбе, который так и называется «Цветы дружбы» (просмотр детьми мультфильма из цикла «Мудрые сказки тётушки Совы» «Цветы дружбы», серия 23).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Музыкальная сказка «Как Медведя поворачивали»: план-конспект итогового события (в рамках реализации тематического плана «Музыкальная капель»)

Музыкальная сказка экспромт расчитана на возраст 4-5 лет. В ней дети превращаются в сказочных героев и пытаются разбудить медведя, чтобы наступила весна.Цель:  включить детей в музыкально-театрал...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

План-конспект организации и проведения экскурсию на природу Тема: План-конспект организации и проведения Экскурсии

Тема: «Пришла Весна с радостью»Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей...