Конспект НОД для детей подготовительной группы (ФНР,ФФНР) Тема: Автоматизация звука «ш» в слогах, словах и предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Шафоростова Елена Ивановна

Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи: 
- закрепить навык автоматизации звука «Ш» в слогах, словах, предложениях и чистоговорках; 
развивать фонематический слух; 

- развивать тонкую моторику пальцев рук: артикуляционный аппарат;
-развивать внимание, память и мышление; 
- воспитывать самостоятельность, интерес к занятиям.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dlya_detey_podgotovitelnoy_gruppy_fnrffnr.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей подготовительной группы (ФНР,ФФНР)

Тема: Автоматизация звука «ш» в слогах, словах и предложениях.

Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи: 
- закрепить навык автоматизации звука «Ш» в слогах, словах, предложениях и чистоговорках; 
развивать фонематический слух; 

- развивать тонкую моторику пальцев рук: артикуляционный аппарат;
-развивать внимание, память и мышление; 
- воспитывать самостоятельность, интерес к занятиям.

Оборудование: сюжетные картинки: домик мишки, мишка купается, зимний лес; предметные картинки: шапка, шуба, шорты, рубашка, шапка-ушанка, чешки, груша, вишня, лапша; игрушки Миша и Маша; шишки, пластиковые цветочки-вертушки; схемы слов и прищепки, схемы звуков.

Ход НОД.

I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг-другу и поздороваемся!

2. Введение в тему занятия.
-А теперь давайте будем повторять чистоговорки, кто у нас самый внимательный?:
Ша - ша - ша - как погода хороша!
Шу -шу - шу - никуда я не спешу.
Ши - ши - ши - свежим воздухом дыши!
Шо - шо - шо - солнце греет хорошо!
Ше - ше - ше - как приятно на душе!

После проговаривания чистоговорок дети идут на своё место.

3. Сообщение темы и цели занятия. Мотивация к познавательной деятельности.
- Дети, кто догадался, про  какой звук мы сегодня мы будем говорить?
– Верно, это звук [ш]. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [ш].

II. Основная часть.

1.Закрепление правильной артикуляции звука [ш] 
В гости в лес нас приглашают,
Поиграть там предлагают.
По тропинке в лес пойдём.
На полянке дом найдём.

(Показать картинку домика Миши). 

-Кто живёт в этом домике? А кто к нему часто приходит в гости?(показать игрушечных Машу и Мишу) 
- Скажите, Какие звуки повторяются в середине слов Миша и Маша?
-[Ш].
- Ребята, поставьте перед собой зеркала и произнесите звук [Ш].
- Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?
- Губы выдвигаются вперед. Они круглые.
- Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?
-Язык поднимается к небу, за верхние зубы. 
- А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все ш-ш-ш.
– Воздух теплый.
– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.
– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: он включается или молчит? Приложите все руку к горлышку, скажем ш-ш-ш.
– В домике  тихо, голосок не включается.

Произносят звук [ш]
2. Закрепление умения пользоваться моделями при анализе характеристики звуков:
– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?
– Правильно, звук [ш] согласный; звонкий или глухой звук [ш]?
– Глухой.
– А звук [ш] твердый или мягкий?
– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. Обозначаем синим кружочком.

3. Артикуляционная гимнастика.
В красивом желтом домике живет девочка Маша. Дом стоит за ровным, красочным забором (упражнение «Забор»). У домика красивые, светлые окошечки (упр-е «Окошко»). Сегодня мама Маше печет блины (упр-е «Блинчик»).К блинам Маша приготовила сладкий чай и налила его в чашечку (упр-е «Чашечка»). Блины Маша ест с вареньем. Варенье вкусное, Маша облизывает верхнюю губку (упр-е «Вкусное варенье»). Потом она пошла качаться на качелях (упр-е «Качели»).
(Дети встают в круг). 

-Покачалась Маша и побежала в гости к Мише (показ картинки леса)

В лесу хозяйничала зима. Под ногами Маши шуршал снег. Яркое солнце ослепляло глаза (прикрываем глаза). От ветра шумели деревья.
- Покажите, как шумят деревья? (ш-ш-ш – руки подняты, качаемся).
-Вдруг ей под ноги свалилась что? (показать шишку).

4. Развитие фонематического слуха.
Это фыфка?
Это сыска?
Это шиска?
-Правильно, это шишка.
-Давайте скажем: «Это шишка». 

Самомассаж.
Мишка по лесу ходил, 
Много шишек находил,
Много шишек находил, 
Маше шишку подарил. (шишки попеременно сжимаем в кулаках)
Раз, два, три, четыре, пять! 
Будем с шишкой мы играть! 
Будем с шишкой мы играть, 
Между ручками катать! (катаем между ладоней) 

5. Дидактическая игра «Собери букет».
- Маше очень понравились шишки, и она решила Мише собрать букет из шишек. Давай поможем ей. 
( Дети отбирают шишки с рисунками на звук ш, ставят на магнитную доску, составляя цветок, и садятся на свое место).
- Маша собрала букет и побежала дальше.

Пальчиковая гимнастика
Нас позвали к Мишке в гости
(ладони на щеках, качаем головой),
И пошли мы по дорожке
(пальцы «шагают» по столу).
Топ-топ
(ладони хлопают по столу),
Прыг-прыг
(кулачки стучат по столу),
Чики-брики
(ладони хлопают поочередно по полу),
Чики-брик
В гости к Мишке мы пришли
(показать кистями рук треугольник – «крышу»),
Дверь в избушке мы нашли,
Постучали: раз-два-три
(постучать кулаком о ладонь),
Поскорей нам отвори!
(сжимаем и разжимаем кулаки).

Дыхательная гимнастика 
Прибежала к Мише, а у него на подоконнике зацвел цветочек. Маша увидела цветок, полюбовалась его красотой, понюхала и говорит: «Ах, как пахнет».
-Давай и мы с вами понюхаем цветок: сделаем вдох – носом, а на выдохе скажем «Ах, как пахнет».

6. Автоматизация звука [ш]в словах.
-А Мишка в это время затеял уборку в шкафу. Помогите им навести порядок, Машины вещи положите к Маше, а Мишины к Мише.
- У Маши в шкафу … (шапка, чешки, шуба).
- У Мишки в шкафу … (шорты, рубашка, шапка-ушанка).

7. Игра «Где находится звук [ш] в слове?» 
Слова: Миша, шапка, чешки, шуба (Дети на карточках показывают с помощью прищепок место звука [ш] в слове).

Физкультминутка
Мишка по лесу шагал,
Мишка палку увидал.
Бросил палку кверху мишка.
Падай в шапку с ёлки шишка!
Шишка хлоп по голове,
Сразу шишек стало две!
(Движения выполнять по тексту)

8. Автоматизация звука [ш]в предложениях.
-Навели они порядок и решили кушать готовить. Достали они продукты и задумались, чтобы им приготовить. Давай им подскажем, что можно приготовить из этих продуктов:
Груша, вишня, лапша.
-Наелись они и Машенька довольная побежала домой, а Мишка решил перед сном умыться. Посмотрите на картинку и скажите:
-Что делает Мишка? Где купается Мишка?

 (показ картинки с купающимся мишкой).

Слушайте чистоговорки и повторяйте:

Шо-шо-шо – Мише в ванне хорошо.
Шу-шу-шу- тише, Миша, попрошу.
Ши-ши-ши-Миша, в ванне не пляши.

III. Заключительная часть.
Помылся Миша и лёг спать. Какой звук вы старались правильно произносить, помогая нашим героям?
– Правильно, звук [ш].
– А какой это звук?
– Это твердый, глухой, согласный звук.
– Чем мы еще занимались ?
– Понравилось ли вам помогать Маше и Мише? 
– Молодцы. Я думаю, что наши гости Маша и Мишка остались очень довольны вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в подготовительной группе, 2-й год обучения. Тема "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях"

Конспект мультимедийной разработки логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР, 2-й год обучения. Тема: "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях". Дети вместе с шаловливым ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком ОНР 3 уровня Тема: « Автоматизация звука «Л» в слогах, словах и предложениях в процессе закрепления лексико – грамматических категорий».

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком ОНР 3 уровня для детей 5-7 лет  на  тему: « Автоматизация звука «Л» в слогах, словах и предложениях в процессе закрепления лексико...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [З] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ».

Данный конспект преднозначен для автоматизации звука [З] в слогах, словах и предложениях...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и предложениях. Закрепление».

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и предложениях. Закрепление»....

Конспект индивидуального занятия Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».

Конспект индивидуального занятияТема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».Цели:1. Упражнять в правильном произнесении звука «Р» в слогах, словах и предложениях.2...

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»

Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Автоматизация звука ш в слогах, словах и предложениях.»

Данный конспект разработан для учителей-логопедов коррекционных групп для детей старшего дошкольного возраста, целью , которого является автоматизация звука  {ш} в слогах, словах и предложениях в...