Гласные и согласный звуки
материал по логопедии (старшая группа)
Гласные звуки
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.
Согласные звуки
Согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_i_soglasnye_zvuki.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гласные звуки
Нас окружают самые разнообразные звуки: свист ветра, шелест листвы, гул машин, пение птиц, шум дождя… С самого раннего утра, проснувшись, мы слышим звон будильника, шум воды в кране… Но из множества звуков, окружающих нас, мы выделяем и человеческую речь.
Кажется, что говорить очень легко. В действительности это не так. В нашем организме над произнесением звука трудятся легкие, рот, нос, губы, язык, голосовые связки, а наши уши контролируют то, что говорит человек.
Гласные звуки легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своем пути никаких преград. Их можно много и долго петь – каждый в отдельности и последовательно переставляя.
В одной волшебной стране жили звуки. Страна эта была совсем крохотная. В ней был всего 31 житель. Их никто не видел, т.к. они были невидимками. А вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами: А, О, У, Ы, Э, И. Им подпевали Я, Е, Ё, Ю. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Они очень дружили. Эти звуки распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого нужно узнавать все звуки и правильно их произносить.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.
Согласные звуки
Если воздуху при произнесении звуков приходится преодолевать преграду в виде губ, зубов, языка, то получаются звуки, которые мы называем согласными. Чтобы произнести согласный звук, рот нужно прикрыть. В результате слышится шум. Но «шумят» согласные по-разному. Согласные бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие. Нельзя, например, громко прокричать звуки Ф, Х, П, Ш, т.к. для того, чтобы кричать, нужен голос, а у этих согласных его нет. Они звучат приглушенно и называются глухими.
А вот согласные Б, В, Г, Д, Ж, З, а также Л, М, Н, Р – звонкие. Их можно произносить громко, они образуются с помощью голоса. Если приложить пальцы к гортани, то при произнесении звонких согласных чувствуется вибрация голосовых связок. При произнесении глухих согласных связки «молчат».
Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить, и никак…
Кашлянули: Кх!
Чихнули: Пчх!
Хмыкнули: Хм!
Зачем-то позвали кошку: Кс, кс, кс!
И заскучали…
Согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
гласные и согласные звуки.повторение
Тема: Гласные и согласные звуки. Повторение.Цель: воспроизвести в памяти изученный ранее материал.Задачи: повторить понятия: звуки, гласные звуки, согласные звуки, позиция звука в слове; работать над ...
"Гласные и согласные звуки"
Учить дифференцировать гласные и согласные звуки, различать эти звуки на слух. Упражнять деление слов на слоги. Учить самостоятельно, схематично составлять слова. Уметь внимательно выслушиват...
НОД по обучению грамоте на тему "Гласные и согласные звуки".
В данном материале предстален конспект НОД по обучению грамоте. Материал будет интересен для оспитателей и учителей - логопедов....
Закрепление понятий "гласные и согласные звуки".Слоги.
Занятие по обучению грамоте.Авторские игры ....
Конспект занятия. Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».
Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с диагнозом: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития.Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и ...
КОНСПЕКТ открытого мероприятия НООД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»
-закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;-учить сравнивать слова по длине;-дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);-познакомить с сим...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по закреплению знаний о гласных и согласных звуках по теме "Гномы".
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по закреплению знаний о гласных и согласных звуках по теме " Гномы"....