Мои занятия
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Сапунова Наталья Михайловна

НОД в группе общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sapunova_zanyatie_organy_chuvstv.docx22.5 КБ
Файл plagiat.docx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №189 «Солнышко»

Алтайский край г. Камень – на – Оби

Подготовила: Сапунова Наталья Михайловна – логопед

Тема: «Органы чувств – наши добрые помощники»

(познавательно-речевое развитие)

Цель: Познакомить детей с органами чувств человека. Дать представления

об их функциональном назначении для жизни и здоровья человека.

Задачи:

Образовательные:

-Обобщать и систематизировать знания детей об основных органах чувств

человека: осязание, зрение, слух, обоняние, вкус;

- Способствовать формированию интереса к познанию своего тела;

- Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования.

- Закреплять умение различать запахи и звуки;

- Воспитывать наблюдательность, любознательность, инициативность;

- Развивать внимание, память;

Развивающие:

-Развивать сенсомоторные способности детей, стимулировать органы чувств:

осязание, зрение, слух, обоняние, вкус;

-Развивать познавательный интерес, умение делать выводы.

Речевые:

- Обогащать речь детей новыми понятиями: осязание, обоняние.

-Учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования;

- Развивать активную словарь детей;

Воспитательные:

-Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

Методы и приёмы

• Наглядные (показ иллюстраций, материалов).

• Словесные (беседа, художественное слово, вопросно-ответный).

• Игровые (дидактические игры, словесные)

• Практические (опыты, исследование)

Ход занятия

Л. - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, мы будем говорить

об органах чувств. Как вы думаете, что такое органы чувств? (Ответы детей).

Давайте с познакомимся с органами чувств поближе.

«Я очень люблю рассказывать сказки.

И сегодня пригласить хочу я в сказку

Всех детей с добром и лаской.

- Присаживайтесь, да слушайте внимательно.

Лучше сказки не было и нет.

Жили были бабушка и дед,

Как-то просит бабку старичок

Приготовить ему вкусный …»

Дети: (колобок).

(Слайд № 1)

Л. Вот какой колобок получился у бабки. Посмотрите какой колобок? (круглый,

румяный и т. д.)

Л. - Давайте поздороваемся с колобком. Ребята, а колобок не поприветствовал

нас в ответ. Интересно почему. Как вы думаете?

Дети:(предположения детей: у него нет рта, глаз, ушей).

Л. Так что же мне теперь делать, как мне дальше сказку продолжать, колобок

наш не видит, не слышит, не говорит? (ответы детей).

Л. Ну да ничего, ребята, не расстраивайтесь. Я предлагаю вам помочь колобку

и вернуть ему органы чувств. Пока наш колобок будет катиться по тропинке к

лесу на его пути будут попадаться разного цвета конверты. Нам нужно будет

подойти к столику на котором лежит конверт такого же цвета.

А в конвертах тех секрет.

На конверт вы посмотрите,

И с ответом поспешите.

(Слайд № 2)

Л. Первый конвертик зелёного цвета. Подойдём к столику с зелёным

конвертом. Что найдём внутри, сейчас узнаем. Достаёт листок с загадкой.

Оля смотрит на кота.

На картинки – сказки,

А для этого нужны

Нашей Оле…(Глазки)

Л. -Для чего нужны глаза?

(Слайд №3)

- Давайте закроем глаза. Что вы видите?

Дети: (ничего не видно, темно). (Пока у детей закрыты глаза, открываю

настольный театр с героями сказки «Колобок»).

Игра «Что изменилось?» (игра с героями сказки)

Д/у «Найди отличия»

(Слайд №4) - Детям предлагается рассмотреть парную картинку с

изображением зайчика. Сравнить картинки между собой и назвать пять

отличий. Затем каждый ребёнок называет по одному отличию и показывает его

на картинке, прикрепленной на доске.

- Устали наши глазки, пусть они немного отдохнут.

Физминутка для глаз. (Слайд №5)

В. Ну, вот ребята, мы справились с первым заданием. А вот и глазки для нашего

колобка. (Достаёт глазки из конверта, ребёнок прикрепляет колобку глаза).

Давайте посмотрим к какому конверту сейчас покатится Колобок.

(Слайд №6)

2.

Л. Второй конверт жёлтого цвета. Подойдём к столику с жёлтым конвертом.

(Загадывает загадку.)

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос)

(Слайд нос №7)

Л. - А для чего человеку нос? (Чтобы дышать, нюхать.)

-Нос - это орган чувств. Свойства человеческого носа ощущать запахи

называется обонянием. Зачем человеку обоняние и как оно помогает нам в

жизни?

Ответы детей: (С его помощью различают запахи).

Чтобы ваши носики чувствовали себя хорошо, предлагаю сделать дыхательную

гимнастику. «Нюхаем цветочки» (Представить, что каждый звук можно

«понюхать» как цветок. Для этого собрать все пальцы вместе и втянуть воздух

носом, а затем:

— понюхал, затем медленно и долго подуй на свои ладошки;

— понюхал и коротко выдохни воздух на каждый пальчик;

— понюхал, подул, но не до конца, а задержав дыхание, затем выдул до конца

весь воздух).

- А теперь пусть ваши носики поработают. Проведём эксперимент, проверим,

сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках (огурец,

апельсин, чай, кофе, лук). (Дети определяют по запаху содержимое баночек).

-Молодцы! Какие запахи бывают? (Запахи бывают приятные и не приятные).

Может ли запах предупредить человека об опасности?

Игра «Узнай по запаху». (лук, апельсин, свежий огурец, лимон).

Л.- Давайте подойдем к столу. Возьмите каждый по коробочке и попробуйте

определить, какой запах спрятался внутри. (дети определяют запах).

Мы справились и со вторым заданием, а вот и носик для нашего колобка. (Л.

достаёт из конверта носик для колобка, дети прикрепляют).

3.

Давайте посмотрим к какому конверту подкатится сейчас колобок

(Слайд № 8)

Конверт красного цвета. Педагог берёт конверт красного цвета, читает загадку:

Не любитель он молчать.

Даже может заскучать,

Если держат за зубами.

Кто же он? Скажите сами.

Что это? (Язык)

(Слайд № 9)

Л. Правильно. Это язык.

Зачем человеку язык? (Ответы детей)

Л. Раз мы говорим об органах чувств, что может чувствовать язык? (Язык -

орган вкуса у человека.)

Дидактическая игра "Определи на вкус"

На подносах стоят одинаковые стаканы с прозрачной водой (простой, сладкой

и соленой) одинакового цвета.

- Скажите, что находится в стаканах? А как определить вкус воды? (нужно воду

попробовать)

- Давайте попробуем воду на вкус. (трое детей берут поочередно с каждого

подноса по одному стаканчику с водой, пробуют ее на вкус). Какая на вкус

вода? Что вам помогло определить ее вкус?

А какие на вкус шоколад, мед, молоко, клюква, печенье?

- Вкус этих и других продуктов нам знаком благодаря языку.

Молодцы! И с этим заданием вы хорошо справились. И появился у нашего

колобка ротик.

(Достаёт ротик из конверта, ребёнок прикрепляет колобку рот).

4.

Посмотрим куда Колобок покатится дальше. Конверт коричневого цвета.

(слайд №10)

Опять загадка:

Оля слушает в лесу,

Как кричит кукушка,

А для этого нужны -

Нашей Оле … (Ушки)

(Слайд №11)

Ухо - это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека.

-Зачем нужны нам уши? (Ответы детей)

Комментарий к слайду, если дети затрудняются с ответом: мы слышим речь

других людей, звуки природы, музыку, звуки транспорта и т. д.

Дидактическая игра "Что внутри?"

Л.: Подойдите пожалуйста к столу. Посмотрите, на столе стоит 4 баночки

разных цветов (синего, красного, зелёного, жёлтого). В них лежат монеты,

горох, песок и бумага. Они нарисованы на ваших «светофорчиках». Но я не

знаю, в какую баночку что положили. Давайте попробуем определить, что

лежит внутри каждой баночки. Например, вы считаете, что скрепки лежат в

красной баночке, значит, значит поднимаете «светофорчик» с данной

картинкой. Посмотрим, кто из вас угадает большее число наполнителей

баночек.

(Достаёт ушки из конверта, ребёнок прикрепляет колобку уши).

Теперь у нашего колобка есть ушки.

5.

Л. Посмотрим на колобка, а покатился наш колобок к конверту синего цвета.

(Слайд №12)

Л. Отгадайте загадку, чтобы узнать о чём сейчас пойдёт речь.

Любят труд, не терпят скуки,

Всё умеют наши. (руки)

Л. Правильно, руки!

Для чего нам нужны руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей)

( Слайд №13)

Давайте проверим что могут чувствовать руки.

- Педагог показывает две одинаковые бутылки и просит найти различия между

двумя бутылками. Дети отмечают, что бутылки одинаковые. Воспитатель

предлагает потрогать. Дети определяют, что одна бутылка холодная, а другая

горячая.

Вопрос: - Какой орган чувств помог вам найти отличия?

- Руки.

Для чего нам нужны руки?

- Это осязание. Оно помогает нам понять, что камень твёрдый, а кошка

пушистая.

Д/и «Волшебные мешочки». Перед вами несколько мешочков, в каждом из

них лежат предметы: Гречка, горох, монеты, бумага, соль. Перед вами лежат

таблицы с картинками предметов, находящихся в мешочках. На Только одно

условие – в мешочки смотреть нельзя.

-Как будете определять? (на ощупь).

- Что вам помогло определить содержимое мешочков? (Руки, кожа)

Л. Кожа — это орган осязания. С его помощью мы можем чувствовать

холодное и горячее, мокрое и сухое, мягкое и жесткое, гладкое и колючее.

Л. Давайте и нашему сказочному колобку прикрепим ручки. (Дети

прикрепляют ручки колобку).

Л. Посмотрите у колобка на экране тоже появились все органы чувств. Давайте

их перечислим. (Слайд колобок №14)

Так пусть наш колобок дальше катится в свой сказочный лес. А наше занятие

подходит к концу, но сначала я предлагаю вам вспомнить обо всех органах

чувств, которые есть у человека. А чтобы узнать, как вы запомнили, предлагаю

поиграть в игру.

Игра закрепление “Какой орган чувств нам поможет определить?”

Белый, светло, яркий, блестящий - ГЛАЗА

Ароматный, запах - НОС

Вкусный, кислый, соленый - ЯЗЫК

Громко, звенит, стучит – УШИ

Шершавый, пушистый, твёрдый, горячий – руки, кожа.

- Я желаю бережно относиться к своим помощникам- органам чувств, они

будут служить вам еще долго!

- Колобок тоже хочет сказать вам спасибо за помощь и дарит вам небольшие

сувениры, чтобы вы всегда помнили наше занятие.

Спасибо вам. До свидания, ребята!__


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.

Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и  Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...