Конспект логопедического занятия в подготовительной группе Тема: «Снежные слова»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия с использованием мнемотехники для детей с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

                                           Тема: «Снежные слова»
Цели: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме, знакомство с понятием «родственные слова».

 Коррекционно-образовательные задачи:
-учить подбирать однокоренные слова к слову «снег»;
-уточнять и обогащать словарь по теме «Зима», «Снег»;
-формировать словообразование и словоизменение, закрепление их в

  словосочетаниях, предложениях и связной речи;

-совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с  

  прилагательными, существительных с числительными);

-расширять словарный запас путем подбора определений и действий к предмету с  

  опорой на мнемодорожку;
-закреплять умение составлять предложения с предлогами по мнемосхеме;

-закреплять умение пересказывать рассказ с опорой на мнемосхему;

-закреплять понятия: «живой-не живой предмет», «однокоренные слова»

-закреплять и совершенствовать навык звукослогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
-формировать динамическую организацию двигательного акта («кинезиология»);

 координацию, переключаемость движений;
-развивать длительную воздушную струю;
-совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и  память, тактильную чувствительность, логическое мышление;
-развивать фонематическое восприятие;
-совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и

  деятельности;

Воспитательные задачи:
-пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость - оказать помочь персонажу, выразить свое отношение к наблюдаемому явлению;
-совершенствовать личностные качества, навыки сотрудничества;
-воспитывать навыки культуры поведения. 

Ход занятия

(Звучит веселая музыка, забегает клоунесса Ириска)

Ириска:

- Я спешу к вам, ребята, тороплюсь, как могу!

- Здравствуйте, здравствуйте!

-Я клоунесса - Ириска, веселая артистка!

-Веселю детей и взрослых, заходите ко мне в гости!

-Я очень рада сегодня всех видеть у себя на передаче «АБВГДейка».

-Разгадайте ребус, и вы поймете, о чем сегодня пойдет речь.

 

Дети: снег.

             

Ириска: -Расскажите какой бывает снег?

(дети подбирают определения к слову «снег» с опорой на мнемодорожку).        

                          

Дети: -холодный, белый, твердый, мягкий, блестящий, хрустящий, мокрый.

Ириска: -Когда идет снег?

Дети:  -Зимой.

-Расскажите мне, какая бывает зима?

(дети подбирают определения к слову «Зима» с опорой на мнемодорожку).        

         

Дети: -Холодная, морозная, снежная суровая, злая, веселая, белоснежная.

Ириска: -Ребята, я к вам пришла не с пустыми руками.

(показывает детям снежный ком.)

-На что это похоже?

Дети: -Снежный ком.

Ириска:- Какой он?

 (дети подбирают определения к слову «ком» с опорой на мнемодорожку).

        

Дети: -Снежный, круглый, холодный, твердый, упругий, блестящий.

Ириска:-Что может делать снежный ком?

(дети подбирают определения к слову «ком» с опорой на мнемодорожку).

                       

Ириска: -С помощью снежного комочка мы отправимся в путешествие. Он поможет нам найти  слова похожие на слово «снег».

-Как называются такие слова?

Дети:- Однокоренные, родственные.

(Ириска бросает снежный ком)

Покатился снежный ком,

Отыскал себе он дом.

В доме том живет загадка.

Отыщи ка ты загадку:

Девочка из снега, в лесу она живет,

Песенку веселую для дедушки поет.

                                           (Снегурочка).

-От какого слова произошло это слово?

Дети:-Снег.

-Снегурочка предлагает вам поиграть в игру «Назови ласково».

(лед-ледок, снег-снежок и т.д.)

(Ириска бросает снежный ком)

Покатился снежный ком,

Отыскал себе он дом.

В доме том живет загадка 

Отыщи ка ты отгадку:

С неба звездочка упала,

Мне на руку и пропала

                       (снежинка).

-Снежинка  хочет поиграть с вами в игру «Живой-не живой».

(дети определяют живой или не живой предмет и правильно подбирают вопрос к предмету: Что это? Кто это?)

-Катаются с горки  дети.

-Летит снежинка.

-Свищет ветер.

-Блестит лед.

-Спит медведь.

-Бежит по лесу лиса и т.д.

Упражнение на дыхание: «Подуй на снежинку»

Ириска:  - Мы с вами изобразим ветер и наши снежинки полетят ,закружатся в воздухе.

Д / и «Сосчитай снежинки»

Дети: одна снежинка, две снежинки, три снежинки и т.д.

- Когда падает много снега, как это называется?

Дети: -Снегопад.

(Ириска бросает снежный ком).

Покатился снежный ком

Отыскал себе он дом.

В доме том живет загадка.

Отыщи ка ты отгадку:

Первым вылез из земли

На проталинку

Он мороза не боится

Хоть и маленький.

                 (подснежник)

-Почему его так называют?

Дети: -Растет под снегом.

Физминутка «Подснежник».

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Наши первые цветы

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши первые цветы

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

(Ириска бросает снежный ком).

Покатился снежный ком

Отыскал себе он дом.

В доме том живет загадка.

Отыщи ка ты отгадку:

(Ириска бросает снежный ком).

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине,

Он появится опять.

-Игра « Где сидит снегирь?»

(дети по схеме составляют предложения с предлогами).

(Ириска бросает снежный ком).

Покатился снежный ком

Отыскал себе он дом.

В доме том живет загадка.

Отыщи ка ты отгадку:

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали, и в миг

Получился …

                      (снеговик)

-Он сделан из комочков.

Звукослоговой анализ слова: КОМ.

Пересказ рассказа  Н.Калининой   «Про снежный колобок».

(дети рассказывают рассказ с опорой на мнемосхему).

Ириска: -Отгадайте загадки

В зимний день по снежной корке

Он меня катает с горки.

С ветерком промчаться рад

Мой веселый... (снегокат)

Он по снегу - не пешком,

По сугробам - не бегом!

Мчится он, а не идёт,

А зовётся - ...(снегоход).

-Почему их так называют?

-От какого слова они произошли?

Ириска показывает на картинки, которые произошли от слова «снег».

Слова, как родные похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть они об одном говорят.

-От какого слова произошли эти слова? «Снег».

-Наше путешествие сегодня закончилось и снежный комок укажет нам дорогу обратно.

Лабиринт «Выйди из снежных сугробов».

Итог занятия: -Вам понравилась моя передача «АБВГДейка»? Что вы узнали сегодня нового? Что понравилось?

(Ириска прощается и уходит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: «Мебель»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».Цель: обогащение словарного запаса детей по...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р...

конспект логопедического занятия в подготовительной группе.Тема: "Гласные звуки и буквы"

Обобщить знания о гласных звуках и буквах; закрепить умение делить слова на слоги, выделять голосом ударный гласный звук; совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова; упражнять в употреблении...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе.Тема: "Гласные А,О,У, Ы,И"

Открытое занятие для родителей воспитанников группы. Дети показывают свои знания и умения по обучению грамоте, развитию речи и логического мышления. Родители знакомятся с методическими приемами работы...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе Тема: Школа. Школьные принадлежности.

Лексическая тема: Школа. Школьные принадлежности.Задачи:Актуализация знаний по лексической теме;Развитие логического мышления;Упражнять в подборе антонимов;Закрепить умение составлять сложноподчиненны...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема "Дифференциация звуков [К]-[К\']-[Г]-[Г\']"

Конспект логопедического занятия был разработан и апробирован на открытом занятии в подготовительной группе...