Речевая карта
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Черемохова Анастасия Сергеевна
Данная речевая карта предназначена для диагностики речевого развития детей с нарушениями речи. Могут пользоваться логопеды садов, школ. Удобна и понятна в обращении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевая карта

  1. Дата поступления_________________________________________________________________________
  2. Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________________
  3. Дата рождения___________________________________________________________________________
  4. Домашний адрес_________________________________________________________________________
  5. Жалобы родителей_______________________________________________________________________
  6. Из какого ДОУ поступил___________________________________________________________________
  7. Данные о ходе речевого развития__________________________________________________________

Первые слова___________________________________________________________________________

Фраза_________________________________________________________________________________

Дефект заметили________________________________________________________________________

  1. Состояние общей и мелкой моторики____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Слух____________________________________________________________________________________
  3. Общее развитие ребенка___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

а) восприятие, представление,

пространства: верх-низ_____________________

                           впереди-сзади________________

                           право-лево___________________

цвета:__________________________________________________________________________________

формы:_________________________________________________________________________________

Величины и количества:

                    больше- меньше________________

                    уравнение_____________________

                    поровну_______________________

                    столько же____________________

времени: _______________________________________________________________________________

дни недели:_____________________________________________________________________________

части суток______________________________________________________________________________

вчера, сегодня, завтра____________________________________________________________________

до-после_______________________________________________________________________________

б) память:

зрительная______________________________________________________________________________

слуховая_________________________________________________________________________________

ассоциативная____________________________________________________________________________

словесно-логическая_______________________________________________________________________

в) мышление

конструктивная деятельность______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

прямой и обратный счет___________________________________________________________________

счетные операции________________________________________________________________________  

обобщение_____________________________________________________________________________

исключение______________________________________________________________________________

причинно-следственные связи______________________________________________________________

г) внимание, работоспособность____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

  1. АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

А)Губы: Толстые, тонкие, короткие, хейлоскиз (расщелина губы); прохейлия (увеличенный размер верхней губы, выступание ее и нависание над нижней губой), шрамы, N (норма)

Зубы: Редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие диастемы, отсутствие зубов, N

Прикус: Прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперед), прогения (нижний зубной ряд выступает вперед), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга), перекрестный (смещение челюстей относительно друг друга), глубокий, открытый (отсутствие смыкания между зубными рядами во фронтальной плоскости), сужение челюстей (одно-, двухстороннее), микрогения (малые размеры нижней челюсти), N

Твердое небо: Палатосхиз (расщелины неба); послеоперационные рубцы; высокое (синонимы: готическое, куполообразное, глубокое), субмукозная щель, узкое, плоское, N

Мягкое небо: Длинное, укороченное, с послеоперационными рубцами, раздвоенное, отсутствие язычка, N

Язык: Макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, N

б)артикуляционная моторика

А. Движения нижней челюсти: открыть и закрыть рот___________________________________________

подвигать нижней челюстью вправо-влево____________________________________________________

Б. Движения губ: «улыбка»

«трубочка» ______________________________________________________________________________

«улыбка-трубочка»________________________________________________________________________

В. Движения языка:«лопата»_______________________________________________________________

«жало»__________________________________________________________________________________

«лопата-жало»____________________________________________________________________________

 «качели»________________________________________________________________________________

«маятник» _______________________________________________________________________________

 «чашечка»_______________________________________________________________________________

 «вкусное варенье»________________________________________________________________________

  1. СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное).

Объем дыхания (достаточный, недостаточный).

Громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком, глухой, монотонный).

  1. ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный).

Ритм (нормальный, дисритмия).

Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке).

СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Звук

Возраст

Изоли-

рованное

произношение

Начало

слова

Середина

слова

Конец

слова

Слог со стечением

согласных

Фраза

1

2

3

4

5

6

7

8

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ш

Щ

Ж

Ч

Р

РЬ

Л

ЛЬ

К

КЬ

Г

ГЬ

Х

ХЬ

Й

П

ПЬ

Б

БЬ

М

МЬ

Н

НЬ

Ф

ФЬ

В

ВЬ

Т

ТЬ

Д

ДЬ

  1. Фонематический слух

а) выделение на слух заданного звука из

звукового ряда (п-т-к-х)

слогового ряда (па-та-ка-ха)

ряда слов (порт-торт-корт-хор)

б) различение на слух сходных звуков

в парах звуков (п-б, к-г, т-д)

парах слогов (па-ба, ка-га, та-да)

парах слов (почка- бочка)

в) воспроизведение

звукового ряда (б-п-б)

слогового ряда (ба-па-ба)

ряда слов (почка-бочка-точка)

  1. Звуковой анализ

а) выделение первого ударного гласного (утка, овощ, аист)

б) выделение последнего глухого согласного (суп, кот)

в) выделение первого согласного (дом, кот)

  1. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры

Клубника_____________________________________________________________________________

Сковорода ____________________________________________________________________________

Лекарство ____________________________________________________________________________

Строительство ________________________________________________________________________

Стихотворение _______________________________________________________________________

Велосипед ___________________________________________________________________________

  1. Предметный словарь

Назвать части тела_____________________________________________________________________

Назвать части лица____________________________________________________________________

Назвать и подобрать обобщающее слово:

Ложка, вилка, кружка, кастрюля_________________________________________________________

Юбка, кофта, платье, брюки____________________________________________________________

Белка, лиса, заяц, еж___________________________________________________________________

Машинка, пирамидка, кукла____________________________________________________________

Назвать детенышей животных:

У кошки ______________, у коровы_________________, у лошади____________________________

У собаки______________, у зайца___________________, у овцы______________________________, у лисы_________________, у козы____________________, у ежа________________________________

Знание профессии:

Кто водит машину?______________________________________________________________________

Кто шьет одежду?_______________________________________________________________________

Кто продает продукты?___________________________________________________________________

Кто готовит пишу?_______________________________________________________________________

Кто стрижет волосы?_____________________________________________________________________

Кто летает на самолете?___________________________________________________________________

Глагольный словарь:

Назвать действия предметов (по картинке):

Поезд________________, лошадь_______________________, мальчик________________________, корабль_______________, самолет______________________, бабушка________________________.

Назвать близкие по значению слова-действия:

Шьет-вышивает-вяжет________________________________________________________________

Варит- парит- печет__________________________________________________________________

Словарь признаков:

Подобрать слова противоположные по значению (антонимы):

Черный________________, большой_______________________, кислая_________________________,

Высокий_______________, широкое_______________________, лежит_________________________.

Подобрать прилагательные к существительным:

Какие на вкус? Клубника______________________, рябина_________________________________

Какой хвост у лисы?__________________________________________________________________

Какой хвост у белки?__________________________________________________________________

Какой стакан?________________________________________________________________________

Какой еж?___________________________________________________________________________

Назвать притяжательные прилагательные:

Чьи уши (заяц)_________________________, чья лапа (медведь) ________________________

Чей хвост(лиса)________________________, чьи рога (лось)______________________________

Наречия

Как ползет черепаха?__________________________________________________________________

Как светит солнце?____________________________________________________________________

Как скачет конь?______________________________________________________________________

  1. Грамматический строй речи:

Понимание обращенной речи

Закрой книгу______, достань ручку и положи ее на тетрадь_____, положи линейку под тетрадь_____

Понимание предлогов:

Зайка идет к дому____, кот и собака в доме____, зайка выглядывает из-за пенька_____, черепаха на тропинке______, лягушка под листом_____, ежик за столом_______, пчелы над ромашками_____, мишка идет через реку по мостику________.

Словоизменение.

Изменение существительных по падежам:

Посмотри и скажи:

Машина без чего?____________________

Платье без чего?______________________

Расческа без чего?____________________

Изменение прилагательных по родам:

Посмотри на картинку и назови какой по цвету этот предмет.

Яблоко__________________, мяч_____________________, вишни_______________, юбка____________

Изменение существительных с числительными:

Назови количество предметов:

Одна тетрадь- две_______________, шесть________________________

Словообразование.

Прилагательные образованные от существительных:

Шкаф из дерева, значит он какой?_______________________________

Чемодан из кожи_____________________________________________

Солдатик из пластмассы______________________________________

Рюмка из стекла_____________________________________________

Книга из бумаги_____________________________________________

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:

Стол _______________, ковер____________________, рука___________________, сани______________,

Ключ_________________, звезда________________________

Образование существительных множественного числа:

Один лист- много________________, одно ведро-___________________, один стул-_____________,

одно окно-______________, один цветок-_________________, один мост-______________________.

  1. Обследования связной речи

Вид задания

Фразы составленные ребенком

Оценка выполнения задания (правильность выполнения, отмеченные трудности и ошибки и др)

1.

Составление предложений по отдельным ситуативным картинкам

4 – предложение развернутое, составлено самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм;

3 – предложение составлено с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы), в основном соблюдаются грамматические нормы, недостаточная развернутость;

2 – предложение составлено с помощью (наводящие вопросы), фраза простая, присутствуют аграмматизмы;

1 – составление предложений недоступно

2.

Сочинение рассказа по картине

4 – самостоятельно составлен рассказ, имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;

3 – рассказ составлен самостоятельно, без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов;

2 – составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена;

 1 – рассказ недоступен

3.

Составление рассказа-описания

4.

Рассказ по серии картинок

4 – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;

3 – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно, без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов;

2 – раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена;

1 – рассказ недоступен

5.

Пересказ текста «Колобок»

4 – пересказ составлен самостоятельно, без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание текста, соблюдаются связность, последовательность изложения, употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения;

3 – пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного произведения, текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно-стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания;

2 – пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений;

1 – пересказ даже по вопросам недоступен

  1. Заключение о состоянии речевого развития:__________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...

Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)

Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....

Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте

Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...

Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...