Методическая разработка образовательной деятельности для развития фонематического анализа и синтеза
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Кузьмичева Ксения Игоревна

  Тема.  Развитие фонематического восприятия, навыков звукового    

             анализа и синтеза.

 

  Цели:

  • Развитие умения узнавать предмет по звуку;
  • Развитие  восприятия речевой интонации, восприятия слова;
  • Развитие фонематического слуха,  навыков слогового    
  • Анализа; развитие умения выделять звук в потоке звуков,   
  • Начальный и конечный звуки в слове; формирование умения
  • Находить заданный звук в слове и определять место звука в  
  • Слове ( начало, середина, конец); формирование навыков 
  • Звукового синтеза слов; развитие  внимания и памяти.

   

  Оборудование:

  • Предметные картинки, цветовые символы, 
  • Музыкальные инструменты, звуковые схемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ffnr_zanyatie_2.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекта образовательной деятельности для развития

фонематического анализа и синтеза

  Тема.  Развитие фонематического восприятия, навыков звукового    

             анализа и синтеза.

  Цели: 

  • Развитие умения узнавать предмет по звуку;
  • Развитие  восприятия речевой интонации, восприятия слова;
  • Развитие фонематического слуха,  навыков слогового    
  • Анализа; развитие умения выделять звук в потоке звуков,    
  • Начальный и конечный звуки в слове; формирование умения
  • Находить заданный звук в слове и определять место звука в  
  • Слове ( начало, середина, конец); формирование навыков  
  • Звукового синтеза слов; развитие  внимания и памяти.

   

  Оборудование: 

  • Предметные картинки, цветовые символы,  
  • Музыкальные инструменты, звуковые схемы.

                                         

                                        Ход  занятия.

  1.  Организационный  момент.  

Мы отправляемся в необычное путешествие.

На нашем пути будет много интересных станций.

Станция № 1 «Музыкальная»

•  Узнавание предмета по звуку.

Логопед показывает ребенку пять баночек, наполненных разными предметами («шумелок»), предлагает послушать и запомнить звучание каждой из них.

Задание: догадайся, какая «шумелка » звучит и что находится внутри баночки. Задание выполняется без зрительной опоры.

•  Узнавание музыкальных инструментов.

Отправляемся на следующую станцию.

Станция № 2 «Театральная»

•  Восприятие речевой интонации. Педагог произносит гласные звуки с

различной интонацией. Ребенку предлагается найти соответствующую картинку.

А! — кричит девочка.

А —- показывают горло врачу.

А — поет хор.

А — качаем малыша.

А — девочка укололась иголкой.

О — удивилась мама.

О — стонет мальчик.

О — поет певица.

О — потягивается папа,

О — кричит охотник в лесу.

У — гудит пароход.

У — звучит дудочка.

У — плачет девочка.

Отправляемся на следующую станцию.

Станция № 3 «Испорченный телефон»

•  Восприятие слова.

Для упражнения необходимы два кружка (фишки) красного и зеленого цветов, а также набор предметных картинок.

Задание: если услышишь по телефону правильное название картинки, подними кружок (фишку) зеленого цвета; если картинка названа неправильно подними красный кружок (фишку). Логопед показывает картинку и четко произносит слова и словосочетания (4 правильно произнесенных слова и 32 звукосочетания):

баман         ваван          альбом    альпом        

паман        даван           айбом      альмом

банан        баван           аньбом    альном

банам        ванан           авьбом    аблем

                       

 квекта       къекта

 къетка       клетка

 клетта       тлекта

 тлетка       кветка

•  Навыки слогового анализа.

Игровое упражнение «Телеграф».

Задание: определи слово, которое отличается от всех остальных по количеству слогов. Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов.

мак бак так банан

сом ком — индюк дом

лимон вагон кот бутон

мак — бак веник — рак

Отправляемся на следующую станцию.

Станция № 4 «Спортивная»

•  Выделение гласного звука в ряду звуков.

Задание: присядь, если услышишь гласный звук. Логопед произносит звуковой ряд, ребенок выполняет задание.

Звуковой ряд: А У М И С - Ы -  О Э Р Ш-Ф Л - В

3 - Ж Х – Ы - А

•  Выделение начального гласного звука в слове.

Задание: подпрыгни, если первый звук в слове гласный.

Назови гласный звук.

Слова:  аист,  утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, дым,  кот, окно,

азбука, игра, гиря, горох, сом, стук, полы, вилы.

•  Выделение конечного гласного звука в слове.

Задание: хлопни в ладоши над головой, если услышишь гласный звук в конце слова.  Назови гласный звук.

Слова:  голова,  игра, стена, огонь, ленты, мост, кустики, листики, пальто, брошу, сижу.

•   Выделение первого и последнего гласного звука в слове.

Задание: услышишь гласный звук в начале слова, топни правой ножкой; услышишь гласный звук в конце слова, топни левой ножкой. Назови первый и последний гласный звук в слове.

Слова: избушка, апельсины, иголка, улица, указка, индюки, утюги, уши, усы, изюминка, ангина, опера, овощи, иду, ухожу, ищи.

Позанимались спортом, можно ехать дальше.

Станция № 5 «Шифровальщики»

•  Навыки звукового анализа. Задание: положи столько кружков,

сколько звуков ты услышал. Назови звуки по порядку.

1.  Анализ звукового ряда: АУ УА АИ ИА ИУ УИ

2.  Анализ односложных слов: БАК ЗАЛ ТУК НОС КОТ КИТ

•  Нахождение заданного звука в слове. Задание: если в слове услышишь звук [П],

положи перед собой счетную палочку.

Слова: панама — канава, суп — сук, шапка — шутка, кнопка — нотка, кошка — кепка, кивать — копать.

•  Определение последнего согласного звука в слове.

Задание: назови последний согласный звук в слове, напиши соответствующую букву.

Слова:  утенок, валенок, котенок, веник, каток, урок, бык, совок, зонтик, кубик, балет, билет, букет, мост, пилот, самолет, бегемот, брат, куст, канат, трап, сноп, комар, помидор.

•  Подобрать к схеме картинку с соответствующим количеством звуков.

 

* Определить позицию звука в слове (начало, середина, конец).

Задание: разложи картинки « по квартирам».

Станция № 6 «Кривое зеркало»

•  Навыки звукового синтеза. Узнавание слов, произнесенных наоборот.

Задание: произнеси слово наоборот.

Слова: ток, кыб, ым, абыр, мод, амам, апап, ныс, анул, ачут, азор, рыс.

•  Составление слов из данных звуков. Задание: слова рассыпались, собери

звуки в слова.

Например: Д, О, М;  Т, О, К;  М, А, К;  У, С, Ы

•  Выделение гласного звука из середины слова.

Задание: назови гласный звук, который слышится («живет», «спрятался») в середине слова.

Слова: бак, лом, дуб, там, ток, лук.

Возвращаемся домой.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи с использованием ИКТ, здоровьесберегающих, игровых технологий и ТРИЗ для детей средней группы по теме «Такой разный транспорт»

Уточнить и закрепить у детей представления о транспорте, умение  четко дифференцировать виды транспорта: наземный, водный, воздушный....

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зима. Пингвины.»

методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи...

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи для разновозрастной группы «Река и речные обитатели»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи  «Река и речные обитатели»...

Методическая разработка образовательная деятельность познавательному развитию «Мир комнатных растений»

Комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут. Дети, вы уже знаете, что...

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»...