« Звук и буква Ж»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Титова Анастасия Николаевна

конспект по обучению грамоте старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_zh.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

« Звук и буква Ж»

Цель: Создание условий для знакомства со звуком Ж

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Уточнить произношение звука Ж.

2.Закрепить понятие «согласный звук».

3.Закрепить умение узнавать и выделять звук Ж в начале и в середине слова.

4.Дифференцировать понятия «звук»-«буква».

5.Упражнять в звуко-буквенном анализе.

6.Формировать навык чтения.

7.Упражнять в образовании существительных уменьшительно-ласкательного значения.

 Коррекционно-развивающие:

1.Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие и логического мышления.

2.Развивать подвижность артикуляционного аппарата и общих речевых навыков.

3.Развивать умение  детей определять последовательность звуков в заданном слове.

4.Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребёнка.

5.Развитие координации речи с движением, мелкой моторики и тактильных ощущений.

(использование здоровьесберегающих технологий).

Коррекционно-воспитательные:

1.Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности.

2. Воспитание желания активно работать на занятии.

Оборудование: фишки для звукового анализа, предметы, в названии которых есть звук Ж, мяч, карточки-схемы для определения места звука в слове, мешочки с буквами, кубики Зайцева, интерактивная таблица «Учимся читать».

Ход занятия.

1.Орг. момент. Чтение стихотворения:

Жук жужжит в железной банке,

Жук не хочет жить в жестянке,

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука!

Какой звук часто повторялся в этом стихотворении?

Дети. Звук Ж.

Логопед. А сейчас тот сядет за стол, кто назовёт слово со звуком Ж и «положит» его в ладошки.

 Дети « кладут» слово в свои ладони-лодочки и передают их в ладони-лодочки логопеда, чётко проговаривая придуманное слово.

Обойдя всех детей, логопед подносит  свои сложенные ладони к уху: «Слышу жужжание».

2. Анализ артикуляции звука Ж.

Как жужжит жук? Произнесите звук Ж, наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Дети  анализируют произношение звука Ж.

Логопед. Скажите, какой звук  Ж?

Характеристика звука: согласный ( язычок создаёт преграду воздуху), всегда твёрдый, звонкий.

Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

3. Игра «Будь внимательным».

Логопед. Если услышите звук Ж, встаньте и помашите « крылышками», как жуки.

Ж, м, б, ж………;  жа, га, жу, ма……; Женя, живот, молоко, кровать, жираф…..

4.Игра «Жуки удивляются». Повторить за логопедом серию слогов с вопросительной интонацией.

Превращаемся в жуков. Всё, что я скажу, для жучков удивительно и странно. Они переспрашивают с удивлением.

Логопед произносит слоговые цепочки:

Жа-жо-жу-жи,   жи-жу-жа-жо,   жда-ждо-жду-жды,   ждо-жда-жды-жду……

5. П/игра «Жуки на полянке» Дети изображают жуков: сидят в своих «домиках»( на стульях) и говорят:

«Я- жук, я-жук, я тут живу.

Жужжу, жужжу и не тужу!»

По сигналу жуки летят на полянку и собирают предметы, в названиях которых есть звук Ж. По сигналу «дождик» летят в домики и несут свои находки.

6.Определение места звука Ж в словах ( в начале и в середине слова ;слова с этим звуком на конце не предлагаются, так как в конце слова он оглушается)

Дети складывают предметы  в жёлтые мешочки, на которых нарисована схема слова  (начало и середина).

7.Звуковой анализ. Отгадайте загадку:

Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица.   (жук).

Составьте схему слова «жук». Молодцы! Что изменится в схеме, если  я произнесу слово «жуки».

Дети  составляют  схему слова «жуки».

В слове «жук» К звучит…….твёрдо, а в слове «жуки» К звучит…..мягко.

А вот звук Ж никогда не бывает мягким. Он всегда твёрдый. Обозначаем его…….синим цветом.

8.Игра  с мячом «Скажи ласково»

Логопед. Скажите слово ласково, чтобы в нём появился звук Ж:

Сапог- сапожок           Флаг-флажок

Пирог- пирожок         Утюг-утюжок

Круг-кружок                луг-лужок          и т.д.

9. Физкультминутка.

а) Выполнение движений по инструкции логопеда.

Встаньте прямо.

Потянитесь.

Пошагайте, наклонитесь.

Руки вправо. Руки влево.

Встаньте. Снова потянитесь

И друг другу улыбнитесь.

б) Пальчиковая гимнастика.

Жук летит, жук жужжит         (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны «усы».  

И усами шевелит                 Шевелить «усами» ).

10. Знакомство с буквой Ж.

а ) Логопед. Ребята, а вы помните, чем отличаются звуки и буквы?

Дети. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

Логопед. Молодцы! Посмотрите на букву Ж. Чем буква Ж похожа на жука?

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издаёт жужжащий звук: Ж.

б)Развитие тактильных ощущений. Игра «Найди букву Ж».

Логопед предлагает детям мешочки из мягкой, плотной ткани  с добавлением крупы (гречки).

В каждом мешочке буква. Нужно определить в каком мешочке находится буква Ж.

Дети ощупывают мешочки и находят букву Ж.

11. Чтение слогов.

Логопед. Буква Ж какой звук обозначает?

Дети. Согласный.

Логопед. Значит, она согласна подружится с гласными, а мы ей в этом поможем. Если у них получится общая песенка - значит, они подружились. Логопед подносит букву Ж поочерёдно к гласным буквам.

Дети читают образовавшиеся слоги: жа, жо, жу, жи.

12.Игра «Доскажи словечко».

Логопед бросает ребёнку кубик, на котором написаны слоги с буквой Ж.

Дети читают слоги и добавляют, чтобы получилось слово: жа-жаба, жу-жучок, жи-жираф и т. д.

13.Чтение слогов и слов с применением интерактивной таблицы.

Логопед произносит слово, ребёнок нажимает нужные слоги, чтобы получилось это слово. Контролируется с помощью звукового сопровождения.

14.Итог занятия.

Логопед. С какой буквой вы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Что вам понравилось на этом занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....