Конспект по развитию речи "Составление рассказов на тему "Осень"
план-конспект занятия по логопедии

Лавренова Елена Владимировна

Работа направлена на детей с нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_po_razvitiyu_rechi_.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». 

Подготовила воспитатель Лавренова Е.В.

Задачи: 

Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;

продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику;

продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

 Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями.

Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени

А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,

А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,

А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,

Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»

Оборудование: картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников) сюжетные картинки для составления рассказов мяч осенние листья.

 Ход занятия: 

1. Организационный момент. Рассказ-загадка.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»                     (отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

Воспитатель:  Ребята, о каком времени года здесь говорится?

Дети: Об осени.

Воспитатель: Правильно. Назовите месяца осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

Обозначим план рассказа.

Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.

Дети: Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.

Трава пожелтела, птицы стали улетать.

Воспитатель: А кто еще знает признаки наступления осени?

Дети:  Осенью часто идут дожди.

Осенью начинает холодать. Бывают первые заморозки.

Листья желтеют.

Воспитатель: А еще, ребята осенью чаще дует ветер.

Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч: «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»

2. Игра с мячом. 

Давайте встанем в кружок.

 Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Воспитатель: Листья осенью (что делают?)

 Дети: Листья осенью желтеют и опадают.

Воспитатель: Дождь осенью (что делает?)

Дети:  Дождь осенью моросит, идет.

Воспитатель: Урожай осенью (что делают?)  

Дети: Урожай осенью убирают.

Воспитатель: Птицы осенью (что делают?)  

Дети: Птицы осенью улетают.

Воспитатель: Деревья осенью (что делают?)

Дети: Деревья осенью роняют листья.

Воспитатель: Звери осенью (что делают?)

Дети: Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы немного отдохнём.

 Физкультминутка «Осенние листья» 

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть) 

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) 

И на землю тихо сели. (присесть) 

Ветер снова набежал

 И листочки все поднял. (легкий бег по кругу) 

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть) 

А теперь внимательно посмотрите на картинки.                                                                (На доске картинки с приметами осени).

Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения. (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».) 

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме. Вот такая она – ранняя осень! 

Предлагаю послушать стихотворение Плещеева А.Н. « Осень наступила»

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит…

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Воспитатель: Какие чувства вызывает это стихотворение?

Дети: Грусть.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что закончилось лето, когда тепло. Наступила холодная осень.

Воспитатель: Найдите подтверждение своим словам в стихотворении.

Дети: Небо закрыто тучами. Солнце не светит. Дует сильный ветер. Идёт дождь.

Воспитатель: Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды. Осень по - своему прекрасна.

Вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?

Дети: Мы говорили об осени.

Воспитатель: А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру.

Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.

 Игра «Да или нет?» 

Воспитатель: Осенью растут грибы?

Дети: Да

Воспитатель: Тучки солнце закрывают?

Дети: Да

Воспитатель: Холодный ветер прилетает?

Дети: Да

Воспитатель: Ну а птицы гнезда вьют?

Дети: Нет

Воспитатель: А букашки прилетают?

Дети: Нет

Воспитатель: Звери норки закрывают?

Дети: Да

Воспитатель: Урожай все собирают?

Дети: Да

Воспитатель: Птичьи стаи улетают?

Дети: Да

Воспитатель: Часто-часто льют дожди?

Дети: Да

Воспитатель: Достаем ли сапоги?

Дети: Да

Воспитатель: Солнце светит очень жарко?

Дети: Нет

Воспитатель: Можно детям загорать?

Дети: Нет

Воспитатель: Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать?

Дети: Да

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в средней группе для детей с задержкой психического развития. Составление рассказа по картине "Огород".

Данное занятие разработано для детей среднего возраста с ЗПР. В основу занятия вошел метод наглядного моделирования. В приложении представлена сама картина "Огород", также схемы предложений к данной к...

Конспект ООД по развитию речи для детей 5 – 6 лет. Образовательная область: Речевое развитие. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка».

Пересказ текста с использованием опорных сигналов (презентации с иллюстрациями к тексту) и схемы....

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Конспект «Речевое развитие» Развитие речи «Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин».

Цель: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.Задачи:Образовательные: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин.Развивающие: Развивать сп...