Сообщение из опыта работы "Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ЗПР через дидактические игры и упражнения"
материал по логопедии

 

Сообщение из опыта работы

на тему: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ЗПР  через дидактические игры и упражнения».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskoe_vospriyatie.pptx1.85 МБ
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА АХМАДУЛЛИНОЙ РИДЫ ФИНАТОВНЫ

Слайд 2

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Слайд 3

ЦЕЛЬ: Развивать фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста используя дидактические игры и упражнения.

Слайд 4

ЗАДАЧИ: Развивать фонематический слух, умение слышать и находить заданный звук. Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза. Вовлекать в коррекционную работу родителей и педагогов групп.

Слайд 5

Предполагаемый результат: Подготовка к успешному усвоению навыков чтения и письма, что положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.

Слайд 6

Коррекционно-развивающая работа осуществлялась по следующим направлениям: работа с детьми работа с родителями работа с педагогами

Слайд 7

I этап Узнавание неречевых звуков. Д/и «Что звучит?»

Слайд 8

II этап Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. Д/и «Животные и их детёныши»

Слайд 9

Д/и «Три медведя» - «Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?»

Слайд 10

III этап Различение слов, близких по своему звуковому составу. Д/и «Хорошо послушай»

Слайд 11

Д/и «Слова-паронимы»

Слайд 12

IV этап Дифференциация слогов. Игра «Цепочка слогов» Воспроизведение слогов по очереди ( па-та-ма ; то-пу-ах ) Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ. Игра«Живые слоги» Дети запоминают по одному слогу составляющее слово и определяют какой слог был первым, вторым и третьим. ( например МА-ШИ-НА )

Слайд 13

V этап Дифференциация фонем. Д/и «Покажи картинку»

Слайд 14

Д/и «Выбери правильно»

Слайд 15

Д/и «Различай звуки»

Слайд 16

VI этап Развитие навыков элементарного звукового анализа. Д/и «Звуковой калейдоскоп». Д/и «Светофор»

Слайд 17

Д/и «Составь слово»

Слайд 18

Работа с родителями Семинар-практикум «Использование компьютерных игр для развития фонематического восприятия у дошкольников »

Слайд 19

Работа с педагогами Выступление на педсовете

Слайд 20

Семинар-практикум «Дидактические игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»

Слайд 21

Дидактические пособия

Слайд 22

Использование компьютерной технологии с детьми.

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение          «Детский сад «Ромашка»

Сообщение из опыта работы

на тему: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ЗПРР  через дидактические игры и упражнения».

                                                                                Ахмадуллина Р.Ф.

учитель-логопед

                                             

г. Советский, 2022г.

Введение

  Состояние звуковой стороны речи и фонематического восприятия имеет большое значение для успешного овладения языком и обучения ребенка в школе. Логопеды-практики отмечают, что число детей с общим недоразвитием речи  с каждым годом увеличивается. Недостатки фонематического восприятия замедляют и осложняют       процессы  звукобуквенного анализа  и синтеза,  что неизбежно приводит к трудностям в овладении грамотой, нарушениям чтения и письма. Своевременное выявление, изучение, профилактика и коррекция фонематических нарушений у детей с ЗПР в  дошкольном возрасте являются необходимыми условиями подготовки этой категории детей к школьному обучению.

    Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что  ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или  сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего оказываются несформированными все элементы звуковой стороны речи – звукопроизношение, слоговая структура слова, звуконаполняемость, восприятие фонем. В результате словарь ребенка не пополняется словами, если те содержат трудноразличимые звуки. А в дальнейшем ребенок по своему словарному запасу начинает отставать от возрастной нормы. По этой же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй.  При недостаточности восприятия многие предлоги или безударные окончания слов ребенок не воспринимает.

Актуальность:

Одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Последнее – различение звуков на слух и в собственном произношении – становится возможным лишь после овладения способностью произвести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства. На наш взгляд, развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи уделено недостаточное внимание, поэтому эта тема актуальна для нас.

Цель:Развивать фонематическое восприятие у дошкольников с ЗПР с общим недоразвитием речи, используя дидактические игры и упражнения.

Задачи:

  • Развивать фонематический слух, умение слышать и находить заданный звук.
  • Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  • Вовлекать  в коррекционную работу  родителей и педагогов групп.

Предполагаемый результат:

  • Подготовка к  успешному усвоению навыков чтения  и  письма, что положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.

 Моя коррекционно-развивающая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  • Работа с детьми
  • Работа с родителями
  • Работа с педагогами.

Работа с детьми по формированию фонематического восприятия проводилась по этапам:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

I этап– Узнавание неречевых звуков.На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

Игра «Что звучит?» Взрослый сначала показывает детям муз.инструменты и предлагает послушать как они звучат. Затем дети закрывают глаза и называют звучащий  инструмент.

На данном этапе можно использовать следующие игры: «Что ты слышишь?», «Угадай по звуку».

II этап — Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Игра «Животные и их детёныши»
Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

Аналогично можно поиграть в игры: «Узнай по голосу», «Эхо».

III этап — Различение слов, близких по своему звуковому составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

Игра «Хорошо послушай» Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).
Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.

Игра «Слова-паронимы». Ребёнок подбирает пару картинке,название которой наиболее близко по звучанию.

Также можно предложить игру: «Добавим и запомним».\


IVэтап – Дифференциация слогов.

На данном этапе детей учат различать слоги.

(читать на слайде)

Vэтап – Дифференциация фонем.

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

Игра «Покажи картинку»
Взрослый раздает детям картинки с изображением волка, ослика и объясняет, больной девочки и т.д. и объясняет: «Волк воет»: у – у – у», «У девочки болит зуб»: о-о-о» и т.д. Затем попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: о-о-о-о, или у – у – у – у.  Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

Игра «Различай звуки».Дифференциация звуков в словах имеющих акустико-артикуляционное сходство и различия. Ребёнок выделяет смешиваемые  звуки Ж и З в словах  на слух, называет картинки сначала со звуками Ж,затем со звуками Ш.

VI этап — Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двусложные и  трехсложные слова, объясняя и показывая детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков,затем слогов и слов.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Провела для родителей семинар-практикум под названием «Использование  компьютерных игр для развития фонематического восприятия у дошкольников ».Изготовила пособие «Использование компьютерных игр для развития фонематического восприятия у дошкольников».

Приглашаю родителей на индивидуальные консультации, даю рекомендации по речевому развитию детей.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ.

К своей работе привлекаю  педагогов. Провожу индивидуальные консультации, оказываю помощь при поборе дидактических игр для развития речи, выступаю на педсоветах.

Провела семинар-практикум для воспитателей по развитию фонематического восприятия у детей. Ознакомила с множеством интересных игр, упражнениями, с новыми пособиями.

Так как применение ИКТ является всё более актуальным, я в рамках своей работы приготовила компьютерные игры на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, также игры для обучения  чтению. Игры вызывают у детей интерес и положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия.

Вывод:

Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ЗПР через театрализованную деятельность»

Я работаю учителем – логопедом в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Для дошкольников с задержкой психического развития характерна  несформированность процессов инто...

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

   Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, стимулируется развитие мышления, раскрываются  природные спосо...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Цель¨     создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения Задачи¨...

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного поз...

Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.

Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного  возраста через дидактические игры и упражнения....

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»

В статье раскрыта проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи, определены задачи, формы ми методы коррекционной работы, а также представлена система д...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»

Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением....