Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте " Звук и букваЛ."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ветчинина Екатерина Вячеславна

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте " Звук и букваЛ."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_l.docx387.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Ручеёк»

р.п.Башмаково

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной коррекционной группе

на тему:

«Звуки [л], [л’]. Буква «Л».

Подготовила и провела:

учитель-логопед

I квалификационной категории

Ветчинина

Екатерина Вячеславна

р.п.Башмаково

2023г.

Звук и буква Лл.

Цель: Закрепление навыка правильного произношения звуков [Л], [Л’]. Знакомство с буквой Л.

Коррекционно-образовательные задачи. Ознакомление с буквой Лл и звукам [л], [л’].

Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематических представлений (определение начальных и конечных звуков в словах, подбор слов на заданные звуки).

Развитие мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, материалы для определения места звука в слове, звуковые схемы, материалы для звукового анализа, предметные картинки

Литература: НищеваН.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа»; «Мой букварь»

Ход занятия

  1. Организационный момент. Вызвать положительные эмоции.

Педагог встречает детей, организует приветствие с ними. Дети выбирают смайлик-приветствие по своему настроению.

2. Упражнение «Подбери схему». Развитие навыков звукового анализа (подбор готовых схем к названиям картинок).

Перед каждым ребенком лежит предметная картинка. На магнитной доске находятся звуковые схемы.

- Посмотрите на картинки. Назовите их.

Лапа, Лампа, Лук, Лист, Лимон, Лак, Лиса, Ложка

- Хорошо. Теперь рассмотрите звуковые схемы на доске и поставьте свою картинку под нужную схему.

Дети выполняют задание. Педагог оказывает им необходимую помощь. Дети возвращаются на свои места.

- Молодцы! Это было сложное задание. А какой общий согласный звук есть во всех этих словах?

- Звук [л].

- Об этом звуке, звуке [л’] и букве, которая их обозначает, мы и поговорим сегодня, почитаем и поиграем.

3. Характеристика звука

- звук [Л] согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.

- Звук [Л] имеет младшего братца звук [Л»].

- Что мы можем сказать о звуке [Л»]?

- Звук [Л»] согласный, мягкий, звонкий – обозначаем фишкой зеленого цвета.

4. Развитие фонематического слуха.

- Сейчас я буду называть слова со звуками [л] – [л'], а вы если услышите звук л поднимите синий звуковой сигнал, звук ль – зелёный звуковой сигнал.

Колготки, гольфы, чулки, плащ, пальто, платок, футболка, блузка, плавки, купальник, шляпа.

#1055;альчиковая гимнастика ( с использованием су-джок терапии) Развитие мелкой моторики.

( колечко одевается на каждый пальчик произнося слоги)

Ал-ол-ул-ыл-эл Ла-ло-лу-лы-лэ

Ел-ёл-ил-юл-ял Ле-лё-ли-лю-ля

6. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Лл. Cовершенствование навыка чтения. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных.

- Откройте буквари там, где лежит закладка. В верхней части правой страницы слева вы видите букву Лл. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой нарисованы синий и зеленый кружки?

- Значит, буква Лл обозначает твердый звук [л] и мягкий звук [л’].

- Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите по очереди эти звуки. Определите, это глухие или звонкие согласные.

- Звуки [л] и [л’] — звонкие.

- Верно. Звуки [л] и [л’] — согласные, звонкие. Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней.

Лук Лариса поливала,

Поскользнулась и упала.

- Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все буквы Лл.

Дети выполняют задание.

- Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Найдите двух животных со звуком [л’] в названиях и трех — со звуком [л]. Перечислите их.

- В названиях лиса и олень есть звук [л’]. В названиях лось, волк и белка есть звук [л].

- Давайте определим место звука [л’] в словах лиса и олень.

- Теперь определите место звука [л] в словах лось, волк, белка.

Педагог по очереди произносит слова, дети фишкой отмечают место звука [л] на светофорчике. Затем педагог убирает светофорчики и фишки.

- А сейчас прочитайте слова с новой буквой на следующей странице.

Педагог оценивает работу детей, предлагает им закрыть буквари и убирает их.

7. «Печатание» буквы Лл в воздухе и в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков, навыков ориентировки в тетради.

- Откройте тетради на с. 21. Что вы видите в верхней части страницы?

- Лимон, лопату и букву Лл.

- Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Лл, какие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу.

- Теперь возьмите ручки. Давайте напишем четыре больших буквы Л. Посмотрите, как я пишу букву Л на доске. Сначала я пишу одну палочку снизу вверх слева направо. Потом я пишу другую палочку сверху вниз слева направа. «Напишите» так же букву Л в воздухе.

- Теперь можете написать буквы в тетради.

Дети выполняют задание. Аналогично педагог проводит работу по подготовке к печатанию маленькой буквы л. Дети пишут 4 маленьких буквы.

- Теперь прочитайте и по образцу напишите слова на второй строчке.

- Вы очень старались и хорошо выполнили задание. Предложение вы будете писать дома.

8. Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо» Развивать координацию речи с движением

Вместе с детьми имитируем дуновение ветра, качая туловище и помогая руками.
Ветер дует нам в лицо
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише. (присесть)
Деревцо все выше, выше. (встать и вытянуть руки вверх)

9. Упражнение «Закрась квадрат». Развитие фонематических представлений (определение места звука [л] в словах).

-Что нарисовано в верхней части страницы?

- Лодка, стол, колобок.

- Возьмите синий карандаш и закрасьте в каждой полоске под картинкой квадрат, соответствующий месту звука [л] в названии картинки.

10. Упражнение «Составь схему предложения». Совершенствование навыка составлять схему предложения.

Педагог помещает на мольберт картинку с изображением Лунтика и Кузи. Дети составляют предложения и схемы к ним. Один ребенок работает у доски.

8. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Дети выбирают смайлик-эмоцию: улыбающегося – если все удалось не возникло трудностей или грустного- если возникли трудности .

Приложение 1.

худой смайлик: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинкахобнимашки картинки прикольные смайлики: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках

Приложение 3.

Приложение 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К».

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К»....

конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква У"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Звук Д, буква Д»

Цель: Познакомить детей со звуком Д, буквой Д.Задачи:-Упражнять в правильном, чётком произношении согласного звука Д.-Развивать фонематический  и речевой слух.- Развивать артикуляционную и мелкую...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква П"

Задачи:    Образовательные:закрепить механизм образования звука;закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [п], [п'];упражнять в выделении звука из слова, определять ...