Многофункциональное логопедическое пособие «Разноцветная одёжка - к правильной речи дорожка» для работы с детьми с ОВЗ
методическая разработка по логопедии
Логопедическое пособие «Разноцветная одёжка – к правильной речи дорожка», которое можно использовать для пальчиковой гимнастики, игрового момента на занятии, индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 90 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА ОРЛА»
Многофункциональное логопедическое пособие
«Разноцветная одёжка - к правильной речи дорожка»
для работы с детьми с ОВЗ
Составитель:
учитель-логопед
Миронова Наталья Олеговна
Первая квалификационная категория
Орёл 2025г.
Предлагаю вашему вниманию логопедическое пособие «Разноцветная одёжка – к правильной речи дорожка», которое можно использовать для пальчиковой гимнастики, игрового момента на занятии, индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
1 Пояснительная записка
Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения
речи различной степени тяжести, во многом зависит от систематического
использования игровых технологий. Основная работа учителя - логопеда
заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро
нуждаются в игровых пособиях, так как многократные повторения одного и
того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда
логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы
отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь
только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе,
что приведет в последствии к желаемому результату.
Для повышения результативности коррекционно-образовательной работы с детьми с ОВЗ мною разработано, изготовлено и активно используется авторское много функциональное пособие: «Разноцветная одёжка - к правильной речи дорожка»
Данное пособие гармонично вписывается в предметно-развивающую среду
логопедического кабинета и отвечает ее основным задачам: оно вариативно,
доступно и безопасно для детей. Многофункциональность пособия
выражается в разнообразии его использования в соответствии с поставленной
целью.
Актуальность:
Данное пособие поможет сделать индивидуальные логопедические занятия ещё более интересными. Детям предлагается множество разнообразных заданий различной сложности для становления правильной речи, лексики, грамматики, связной речи. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи с учётом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей. Помимо речевых задач, пособие оказывает помощь в развитии мыслительных процессов и операций, развитии мелкой моторики руки, развивает детскую инициативу и самостоятельность. «Шапочки» - одно из тактильных дидактических пособий. Миниатюрные шапочки надеваются на пальчик. Мягкие игрушки помогают работать каждому пальчику, укрепляют кисть, улучшают работу памяти, воображения и речевого аппарата. В дошкольном возрасте особенно важен тактильный контакт. Маленькие мягкие игрушки вызывают у малышей новые ощущения. Они дают возможность детям получать основные знания о цветах, формах, размерах и других физических характеристиках предметов. Актуальность данного методического пособия заключается в том, что, работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает их заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы.
Возрастная категория: дети с 3 до 7 лет
Цель: повышение эффективности логопедической работы, активизация речевых навыков, формирование у дошкольников положительной мотивации для успешного преодоления речевых трудностей.
Данное пособие направлено на решении многих задач:
Учить детей выбирать нужный цвет из нескольких предложенных, соотносить предметы друг с другом по цвету, называть цвет, выделять признак цвета;
- обогащение словаря;
- развитие фонематических процессов;
- развитие звуко-произносительной стороны речи; автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки на этапах введения в речь;
∙ развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи, навыков связной речи (согласование числительных с существительными, прилагательных с существительными, местоимений с существительными образование существительных множественного и единственного числа образование форм винительного и родительного падежей
- формирование слоговой структуры слова;
- обучение грамоте;
- развитие мелкой моторики и тактильные ощущения; правильного речевого дыхания
- развитие психических функций
Описание (инструкция по использованию пособия):
Многофункциональное пособие «Разноцветная одёжка - к правильной речи дорожка» очень красочное, яркое. Представляет из себя прозрачный бокс с крышкой в котором находятся 9 разноцветных комплектов одежды связанных спицами из пряжи (шапка, шарф, кофта, юбка) из 9 цветов (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый, розовый).К нему прилагается одна куколка высотой 15 см из пластика.
Варианты заданий
- Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика : «Шапочки для пальчиков», «Шапочки здороваются»
- Сенсорное развитие
Изучаем цвета: «Цветовая палитра», «Цвета радуги» Познакомить с последовательным расположением цветов в спектре. КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН. С первой буквой каждого слова, начнётся цветная полоска-шарфик (красная, оранжевая, жёлтая, зелёная, голубая, синяя, фиолетовая)
- Словарный запас
По лексической теме «Одежда» (предметы одежды): «Одеваем Машу»
- Лексико-грамматические категории
«Маша одевается»: «У Маши нет чего?»; «Сколько у Маши предметов одежды?», «Один-много»; «Чья шапка?, чей шарф?»; «Моя, мой, мои» ;«Назови ласково одёжку»
Образовать форму винительного падежа, закончив фразу: «Надеваю ...».
- Образовать форму родительного падежа, ответив на вопрос: «Чего не стало?»
- Игра «Дни недели»
Цель: закрепить умение называть дни недели по порядку, соотнесение дня недели с определённым цветом
понедельник - красный
вторник - оранжевый
среда - жёлтый
четверг - зелёный
пятница - голубой
суббота – синий
воскресенье - фиолетовый
- Игра «Что бывает?»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
К слову – названию цвета радуги – подберите как можно больше слов-предметов. Красный – платье, яблоко, карандаш …и т. д.
Оранжевый – апельсин, морковь, цветок… и т.д.
Жёлтый – цыплёнок, одуванчик, карандаш, солнце … и т.д.
Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт …и т.д.
- Развитие пространственной ориентировки
«Оденем куклу» (На голову шапку…,итп);
Игра «Назови всё что видишь: вверху, внизу, справа, слева»
Цель: развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»
- Связная речь : Придумать предложение с заданным предметом одежды или цветом; или запоминаем строчки стихотворения «Цветные шапочки »
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в заданиях и играх Звуки: (с),(з),(с)-(з),(сь)-(зь);(л)-(ль);(ш),(ж),(ш)-(ж);(р),(р)-(л);(б)-(п);(в)-(ф)
- Подготовка к грамоте: «Маша изучает буквы-звуки»: (гласные-красные, согласные твёрдые-синие и мягкие согласные-зелёные); слоговой анализ и синтез слов, предложение (выложи из шапочек слово КИТ-зелёная-красная-синяя; выложи из шарфиков схему предложения, вместо точки –шапочка)
- «Загадки-одёжки и цвета» Логопед загадывает загадку. Выигрывает тот, кто первым нашел предмет-отгадку и правильно назвал его.
- "Запоминалки". После работы с логопедическим пособием в конце занятия можно спросить ребенка, какие предметы, в названии которых был звук (предметы с любым звуком, над которым работаем), он запомнил.
Основными характеристиками пособий в соответствии с ФГОС ДО являются:
- насыщенность;
- вариативность;
- многофункциональность;
- доступность;
- безопасность.
- Заключение.
- Основываясь на опыте использования многофункционального логопедического пособия «Разноцветная одёжка - к правильной речи дорожка», можно сказать, что его систематическое использование оказывает большое влияние на развитие речи, подтверждает наличие у детей устойчивой мотивации к активной речевой деятельности. Коррекционно – развивающая работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, с опорой на зрительный образ и активную предметную деятельность, становится ещё более эффективной.
Таким образом мы видим, что наглядный материал оказывает большую помощь в привитии интереса к познавательной деятельности.
Список литературы:
- Нищева Н. В. Комплексная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е. перераб. и доп. В соответствии с ФГОС ДО.- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-240 с.
- Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки. 50 логопедических игр/ под ред. Л. Я. Гадасиной. – С-П.: Детство-пресс, 1999. – 95 с.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда/ под ред. Жуковой Н. С. – Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998. – 316 с.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
СЦЕНАРИЙ КВЕСТ-ИГРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ « ПОСЛАНИЕ ОТ СВЕТОФОРИКА»
Миронова Н.О., учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад № 90
комбинированного вида города Орла», г. Орёл
Цель:
создавать оптимальные условия в ходе приключенческой игры -поиска, позволяющие дошкольникам реализовать свои речевые и творческие способности. Обеспечение развития ребенка через интегративный подход согласно требованиям ФГОС ДО посредством проведения квест-игры.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
-повысить познавательно-речевую активность, учить вместе решать задачи, создавать положительный эмоциональный настрой;
- закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках;
- формировать правильное поведение на улицах и дорогах.
-закрепить знания, полученные на логопедических занятиях по всем компонентам устной речи;
-развивать навыки самоконтроля за речью, зрительного внимания и восприятия, общих речевых навыков, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать умение работать в команде, соблюдать правила игры.
Предварительная работа: беседы с детьми, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, разгадывание ребусов, дидактические игры, наблюдения
Материал: волшебная карта, пазлы послания, картинки нейроупражнений, ребус, картинки-дорожные знаки, набор букв, конверты с вопросами, медали.
Ход квест-игры:
Логопед: Ребята, вы знаете прекрасно наш город Звукоград, где живут звуки в домиках по определённым правилам и законам. Там тоже, как у нас, есть улицы и дороги, и точно такие же дорожные правила. А для чего ребята, существуют все эти правила? Правильно, чтобы были порядок и безопасность.
Волшебница-речь: В этом городе не так давно поселились пакостники Звукомор и Буквоежка, которые не хотят жить по правилам Звукограда, а хотят, чтобы был хаос и беспорядок. Поэтому они решили заколдовать жителей и стереть в их памяти знания о правилах дорожного движения. Вы представляете, что может произойти теперь в городе?
Логопед: А ещё, в городе Звукограде таинственно исчезло очень важное послание, об этом сообщил мне хранитель города Язычок - речевичок .Это послание было от профессора дорожных наук Светофорика, который хотел помочь жителям Звукограда. Ребята, вы догадываетесь, кто бы это мог сделать? Они порвали это послание и спрятали каждый обрывок на остановках.
Хранитель города очень попросил детей из детского сада №90 помочь найти это послание и тогда жители Звукограда вспомнят все правила дорожного движения и навсегда выгонят «пакостников».
Логопед: Ой, ребята, слышите? Кто-то стучится в дверь? Это спешит профессор дорожных наук Светофорик!
Светофорик: Внимание! Внимание! Здраствуйте , ребята! Я принёс вам волшебную карту в помощь. На ней указан путь, по которому нужно пройти все этапы маршрута. За каждое выполненное задание вы получите пазл послания. В конце маршрута соберёте «пропавшее» послание.
Логопед: Поможем бедным жителям? Для этого нам нужно отправиться в путешествие и пройти непростые испытания, проверив свои знания о правилах безопасности на дорогах и грамотной речи.
- «Светофорик, а вот тебе наша речёвка: «Мы поможем нашим звукам
Справиться с такой бедой!
Все пройдём задания,
Соберём послание!»
Звуки мы не подведём,
Испытания пройдём!»
- Ребята, чтобы успешно пройти испытания, необходимо сделать нейроупражнения, для активации смекалки и внимательности! (« кулочок-солнышко»; «гусь-кулачок»; «коза-зайка»; «ок-во!»)
- Молодцы! Чтобы попасть на 1-ю остановку волшебного города, разгадаем ребус: (ДО-рога) и ответим на задание Светофорика: Для чего на дороге необходим это устройство? Что обозначают цвета на нём?
«Красный, жёлтый и зелёный –
Это голос светофорный.
Говорит он: «Стой! Кати!»
Если жёлтый – «Погоди!»
– Правильно!
На карте нарисованы остановки: 1-я остановка «Отвечайная»
Здесь вопросы:
1.Что мы с вами слышим и произносим? (звуки)
2.Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
3. Как узнать гласные и согласные звуки? (гласные-можно пропеть и тянуть, а гласные-встречают преграду)
4.Какими бывают согласные звуки?(твёрдые-мягкие, звонкие-глухие)
5.Каким цветом обозначаются гласные и согласные звуки?(красным, синим и зелёным цветом)
-Хорошо! Первое задание выполнили! Получайте 1-й кусочек послания.
И перед тем, как перейти ко 2-ой остановке, выполнить нужно задание Светофорика:
Игра: «Что разрешается, а что запрещается»
Быть примерным пешеходом….(разрешается)
Тут шалить, мешать народу…..(запрещается)
Обходить автобус сзади……(разрешается)
В мяч играть на остановке…...(запрещается)
Идти толпой по тротуару……(запрещается)
Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом (запрещается)
Выбегать на проезжую часть….(запрещается)
Переход при красном свете…..(запрещается)
При зелёном даже детям …..(разрешается)
Играть возле проезжей части …..(запрещается)
Если ты гуляешь просто-всё равно вперёд гляди,
Через шумный перекрёсток осторожно проходи.
Уважать правила дорожного движения……(разрешается).
-Молодцы, вы хорошо справились.
-Ребята, а вы знаете, что обозначает этот дорожный знак? (Пешеходный переход)
«По пешеходной дорожке, шагают только ножки» И прежде чем переходить нужно посмотреть налево и направо.
-Отлично!
А вот мы на 2-й остановке: «Зашифрованная»
Составим слова из букв: (ЗЕБРА, ДОРОГА) Получаете 2-й кусочек послания.
И мы идём дальше, к 3-й остановке. Нас ждёт следующее дорожное задание:
Отгадай загадки о дорожных знаках:
1.Затихают все моторы, и внимательны шофёры,
Если знаки говорят: «Близко школа, детский сад!» («Осторожно! Дети»)
2.Погляди скорей, водитель: здесь для пеших- переход.
Значит, чтоб не навредить им, ты обязан сбавить ход! («Пешеходный переход»)
3. Здесь какие-то работы, ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу лучше просто обойти! («Дорожные работы»)
4. Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое? (Остановка)
5. Милицейских нет фуражек,
А в глазах стеклянный свет.
Но любой машине скажет:
Можно ехать или нет. (Светофор)
- Молодцы! И это 3-я остановка: «Слоговая»
Раздели на слоги слова: ЖЕЗЛ – 1 слог
Пе-ре-ход – 3
Све-то-фор – 3
Тран-спорт – 2
Получайте 3-й кусочек!
Вы хорошо отвечали и немного нужно передохнуть
Физ. минутка «Мы шофёры»:
Качу, качу
Во весь опор (дети шагают)
Я сам-шофёр (имитируют управлением рулём)
И сам- мотор (круговые движения плечами)
Нажимаю на педаль (сгибают ногу в колене)
И машина мчится в даль. (бег на месте)
Отправляемся дальше в путь.
И вот задание, детям предлагается ответить на вопросы из сказок, в которых упоминаются транспортные средства
1.Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа)
2.На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
3.Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда?(Велосипед)
4.Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)
А вот и 4-я остановка «Придумай-ка»
Составьте любое предложение со совами: ПЕШЕХОД , АВТОМОБИЛЬ, ДОРОЖНЫЙ ЗНАК
- Получайте 4-й кусочек послания!
Дальше, умники, вперёд, нам осталось совсем немного!
Светофорчик спрашивает:
-Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
-Как называется место пересечения двух дорог? (Перекрёсток)
- Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)
-Какой свет верхний у светофора? (Красный)
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? ( Авария или ДТП)
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами?
(Скорая помощь, пожарная и полицейская машины)
- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке)
- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
И вот наконец, 5-я остановка: «Рифмовая»
Ребята, здесь нужно подобрать рифму:
РИ-РИ-РИ- на дорогу посмотри
ОР-ОР-ОР- нам моргает светофор
РИ-РИ-РИ- красный свет горит смотри
ОР-ОР-ОР- путь закрыл нам светофор
РЯД-РЯД-РЯД- бегут машины в ряд
ЖИ-ЖИ-ЖИ- маму за руку держи
ЛА-РА-ЛА-РА – я дорогу перешла
ОЛ-ОР-ОР-ОЛ – я дорогу перешёл
Мы теперь собрали все кусочки от послания! Давайте все пазлы соберём! И прочитаем его! (Дети собирают)
«ИЗУЧАЙ , УВАЖАЙ , ЗАПОМИНАЙ , ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ!»
А теперь все жители Звукограда, хранитель Язычок-речевичок и Волшебница речь благодарят вас, что опять вспомнили правила дорожного движения и теперь им ничего не грозит! И хотят подарить вам призы!
Дети, вы молодцы! Вы много знаете и умеете! Понравилось вам сегодня? Чем понравилось, что именно было трудно и т.д. А какое задание было самым интересным?
Конец игры
Список литературы:
- Игнатов С.В. Учим правила дорожного движения. Наглядно-методический комплект для дошкольников и младших школьников.
ISBN: 978-5-85429-529-1
- Саулина Т. Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работы с детьми 3–7 лет
- Улашенко Н. Нестандартные занятия. Подготовительная группа Правила дорожного движения. Издательство: Корифей, 2010г.
Приложение 2
Заявка на публикацию материалов
Фамилия имя отчество (полностью) | Миронова Наталья Олеговна |
Место работы (указать полностью) | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 90 комбинированного вида города Орла» |
Должность | Учитель-логопед |
Контактный телефон | 89663573757 |
Электронный адрес | kar.nat75@mail.ru |
Количество страниц печатной версии сборника | |
Итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Многофункциональное логопедическое пособие "Звуковые дорожки""
Представление опыта работы по применению современных педагогических технологий в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Многофункциональное развивающее пособие «Разноцветная семейка»
Представленное пособие можно использовать для групповой и индивидуальной работы с детьми 3-7 лет. Данное пособие обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и вз...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...
Многофункциональное развивающее пособие «Разноцветная семейка».
Пособие могут использовать родители, учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели для групповой и индивидуальной работы с детьми 3-7 лет....

Использование многофункционального логопедического пособия «Зима» в работе с детьми с ОВЗ
в статье представлено авторское многофункциональное логопедическое пособие «Зима» для развития лексико-грамматической стороны речи, на автоматизацию и дифференциацию звуков....

Использование многофункционального логопедического пособия «Зима» в работе с детьми с ОВЗ
в статье представлено авторское многофункциональное логопедическое пособие «Зима» для развития лексико-грамматической стороны речи, на автоматизацию и дифференциацию звуков...

Мастер-класс для педагогов по теме: многофункциональное логопедическое пособие «Логопанно». как средство формирования правильной речи дошкольников»
Мастер-класс для педагогов по теме: многофункциональное логопедическое пособие «Логопанно». как средство формирования правильной речи дошкольников»...






