Конспект занятия
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Давыдова Вера Юрьевна

Конспект логопедического занятия по образованию сложных прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Образование сложных прилагательных на лексическом материале темы «Перелётные птицы» (для детей  5 - 6 лет)

Цель занятия: формировать навык словообразования сложных прилагательных  путём сложения основ.

Задачи: 

  1. Коррекционно-образовательные:

-активизировать словарь по лексической теме «Перелётные птицы»;

- закреплять обобщающее понятие;

-закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;

-закреплять умение образовывать названия детёнышей с помощью суффикса -онок-;

-совершенствовать   навыки словообразования: учить детей образовывать сложные прилагательные путём сложения основ,

-учить отвечать на вопрос полной фразой.

 2. Коррекционно-развивающие:

-развивать слуховое и зрительное внимание, целостное зрительное восприятие, логическое мышление, память, навыки пространственной ориентировки;

-развивать умение анализировать выполненную работу и давать правильную оценку,

-развивать связную речь.

3. Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать правильную осанку;

-поощрять самостоятельное выполнение заданий, помощь товарищу;

-прививать основные правила поведения на занятиях: слушать товарищей и педагога, не перебивать.

Оборудование: предметные и разрезные картинки с изображением перелётных птиц, разрезные картинки перелётных птиц, картинки с изображением их птенцов, картонные прутья на магнитах, презентация «Голоса перелётных птиц», ноутбук, индивидуальные карточки для игры «Четвёртый лишний», карандаши.

Ход занятия:

Время

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1. Организационный момент

Вступительная беседа:

- Ребята,  а какое сейчас время года?

- Какие изменения происходят в природе  весной?

- Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом занятии?

- А сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые улетают в тёплые края, когда наступают холода. Как мы называем таких  птиц?

-Перелетные птицы на зиму улетают, а весной возвращаются, чтобы вывести птенцов. Сейчас птицы уже вернулись и строят гнёзда. Давайте подойдем к компьютеру и послушаем голоса перелетных птиц.

Послушаем, как подаёт голос скворец

А) Скворцы первыми возвращаются  в родные края.. Они прилетают уже в марте. В народе говорится: «Скворцы прилетели, значит весна пришла!»

Б) А эта птица –трясогузка, в народе ее называют «ледоломкой». Так говорят, потому что с её появлением начинает трескаться лёд на лужах и реках. Гнёзда трясогузка устраивает возле водоёмов и рек,  потому что любит купаться.

В) В первой половине мая возвращаются соловьи. Существует примета: «Соловьи запели, значит, весна расцвела». Гнездо соловьи устраивают на земле среди корней кустарника или в зарослях густой травы, оно очень рыхлое.

Г)  Эта птица – ласточка. Ласточки не умеют ходить по земле, они могут  только летать. На лету они ловят мушек и даже пьют, пролетая низко над землёй. Народная примета гласит, что если ласточки летают низко – быть дождю. Так и есть, перед дождём насекомые начинают летать ближе к земле. Ласточки не боятся человека и строят свои гнезда под крышей домов, над окнами.

Д) Посмотрите на эту птицу. Она называется кукушка. Кукушка летает быстро. У этой птицы есть одна особенность: кукушка не вьёт своего гнезда, не высиживает птенцов. Она подбрасывает свои яйца другим птицам, после чего сразу улетает на юг..

Е) Вы все знаете утку. Все утки - водоплавающие птицы, потому что растения, растущие около воды, водоросли и мелкие животные являются их основной пищей.

Итак, мы послушали голоса перелётных птиц, как вы думаете, какая тема нашего занятия?

-Да, сегодня мы будем говорить  о перелётных птицах. А тема нашего занятия – образование сложных слов. Мы с вами будем учиться соединять два слова в одно.  

А ещё мы рассмотрим птенцов перелётных птиц, научимся их  правильно  называть.

Для этого  мы поиграем в компьютерную игру «Птицы и птенцы». Мы будем учиться образовывать слова с уменьшительным значением, для этого поиграем в игру «Большой - маленький».

Также мы будем учиться собирать разрезные картинки, выделять лишний предмет и  поиграем  в игру «Четвёртый лишний».

С помощью ноутбука мы послушали голоса перелётных птиц.  Для остальных заданий у нас приготовлены разрезные картинки, картинки с изображением птиц и их детёнышей.

На столах вы видите фишки для оценивания своей работы. Напомните мне, как мы будем оценивать себя.  

Правильно. А ещё у нас есть вот такие веточки, прутья. Для чего они понадобятся, я вам сейчас расскажу.

-Весна

-Тает снег, природа оживает, прилетают птицы

-Мы говорили о зимующих птицах

- Это перелётные птицы.

Дети слушают голоса

перелётных птиц, рассматривают их изображения.

Тема нашего занятия: «Перелётные птицы»

С помощью фишек.Если  всё получилось, выбираем красную фишку, если в чём-то понадобилась помощь – жёлтую, если что-то не получилось, но обязательно получится в следующий раз – выбираем зелёную фишку.

2. Основная часть

- Посмотрите, ребята, какое гнездо оставил аист (на доске появляется  аист и сломанное гнездо). Что же случилось с гнездом?

-Аист вернулся в своё гнездо. А жить и вывести птенцов в нём нельзя.  Что мы можем сделать, чтобы помочь аисту?

- Правильно Нам нужно будет собрать гнездо из частей. За каждое выполненное задание я буду давать вам часть гнезда - вот такой прутик.

1. Игра «Птицы и птенцы»

Посмотрите, у каждого на столе лежит  конверт, откройте его. Составьте из частей целую картинку.  

У вас получились картинки с изображением  птиц. Какая птица у вас получилась?

Напомните мне ещё  раз, как называются эти птицы?  

Все птицы  очень красивые и разные. И у всех птиц есть птенцы.Давайте поможем птице найти  птенца.

Для этого мы поиграем в компьютерную игру.

-Дима, выходи  к столу. Какую  птицу ты собрал?

- Подойди к компьютеру, найди грача и его птенца.

 

- А как мы назовём птенца грача? Вспомните, как мы учились называть детёнышей животных и попробуйте назвать детёнышей птиц.

Аналогичная работа проводится с остальными детьми.

- Ребята, вы помогли всем птицам найти птенцов. Я отдаю вам по одному прутику. Отремонтируйте гнездо. Возьмите фишку и оцените себя.

По ходу оценивания педагог уточняет, почему ребёнок выбрал ту, или иную фишку.

2. Игра «Назови ласково»

На доске изображения скворца и скворчонка.

Ребята, давайте вспомним название частей тела птиц и назовём части тела большого скворца и его птенца - скворчонка.

Я буду называть часть тела взрослой птицы, а вы назовите часть тела птенца.

У скворца большой клюв, а у скворчонка маленький … ?

 

У скворца большой глаз, а у скворчонка маленький….?

Аналогичная работа проводится по остальным частям тела птиц (крыло, лапа, перо, голова, коготь, хвост).

-Ребята, и с этим заданием вы справились. Я отдаю вам по одному прутику. Отремонтируйте гнездо. Затем возьмите фишку и оцените себя.

По ходу оценивания педагог уточняет, почему ребёнок выбрал ту, или иную фишку.

3.  Игра «Какой? Какая?»

На доске появляются картинки с изображением аиста, грача, лебедя, журавля, цапли. Мы назвали части тела птиц, а теперь назовём главные отличительные признаки птиц. Ведь они все отличаются по внешнему виду.

А для этого мы будем учиться два слова соединять в одно.

Давайте подумаем, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв. Для этого нам нужно соединить два слова: длинный и клюв в одно. И у нас получится новое слово: длинноклювый. Теперь попробуйте сами соединить слова, которые я назову.

- У грача чёрные глаза. Как мы назовём грача?

У цапли длинные ноги. Она...

У утки короткие лапы. Она...

У соловья жёлтый клюв. Он...

Педагог предлагает образовать ещё несколько слов путём сложения основ. При необходимости, он помогает детям.

Ребята, и с этим заданием вы справились. Я отдаю вам прутики. Возьмите фишку и оцените себя.

По ходу оценивания педагог уточняет, почему ребёнок выбрал ту, или иную фишку.

  1.  Игра-соревнование «Кто быстрее»

Педагог предлагает детям разделиться на команды и собрать картинку с изображением птицы. (на столах две разрезные картинки птиц). Нужно взять одну деталь, добежать до панно, прикрепить деталь, вернуться обратно. Следующую деталь должен прикрепить следующий ребёнок их команды.   и  т.д.

5. Игра «Кто лишний»

Ребята, а теперь мы будем работать в парах. Садитесь за столы. У каждой пары  на столе карточки с изображением птиц.

Лишнюю птицу обведите в кружок и объясните свой выбор.

Ребята, вы справились и с этим заданием. Я отдаю вам по последнему прутику для гнезда. Возьмите фишку и оцените себя.

По ходу оценивания педагог уточняет, почему ребёнок выбрал ту, или иную фишку.

- Гнездо сломано

-Мы можем починить гнездо.

Дети собирают картинки с изображением птиц: скворец, утка, лебедь, кукушка, грач.

Дети называют свою птицу: «У меня скворец»  и т.д.

-Это перелётные птицы.

Я собрал грача.

Ребёнок находит подходящие картинки.

Птенец грача - грачонок.

Дети берут прутики и укрепляют их на доске.

Затем выбирают фишку нужного цвета для оценивания своей работы.

У скворчонка маленький клювик.

У скворчонка маленький глазик.

Дети берут прутики и укрепляют их на доске.

Затем выбирают фишку нужного цвета для оценивания своей работы.

Грач черноглазый.

Дети отвечают:

Цапля длинноногая.

Утка коротколапая.

Соловей жёлтоклювый.

Дети берут прутики и укрепляют их на доске.

Затем выбирают фишку нужного цвета для оценивания своей работы.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют задание и объясняют.

Например:

«Я обвёл в кружок снегиря, потому что это - зимующая птица, а остальные птицы - перелётные.

Дети берут прутики и укрепляют их на доске.

Затем выбирают фишку нужного цвета для оценивания своей работы.

3. Заключительный этап

Наше занятие заканчивается. Давайте вспомним, о ком мы сегодня с вами говорили?

Что нового вы узнали?

Правильно. Для этого мы  с вами учились  два слова соединять в одно слово.

Давайте вспомним как  мы образовывали такие слова. Я предлагаю вам послушать  новые словечки и соединить их:

У аиста острый клюв. Он...

У аиста белые перья. Он...

У аиста длинные ноги. Он...

У аиста тонкие ноги. Он...

У аиста большие крылья. Он...

Какие ещё упражнения мы сегодня выполняли?

Ребята, пока мы выполняли эти задания, мы ещё чинили гнездо для аиста. Оно готово. Давайте посадим аиста в новое гнездо.

Свою  работу мы оценивали. Посмотрите на свои фишки.

У кого все фишки красного цвета поднимите руки? Замечательно! Ты выполнил все задания самостоятельно.

У кого одна или две фишки жёлтого цвета?  Что сегодня для тебя было трудным? В чём понадобилась помощь?

А у кого-нибудь  есть зелёные фишки?

 Вы все сегодня старались. Если что-то и было трудным, вы все равно справились с заданием. На следующем занятии мы продолжим разговор о перелётных птицах, повторим эти трудные слова и будем учиться составлять рассказ-описание.

Сюрпризный момент:

Посмотрите, а что появилось в гнезде?

Аист говорит вам спасибо за помощь. Сейчас мы попрощаемся с ним, пусть он спокойно выводит птенцов.

Мы говорили о перелётных птицах,

Мы узнали новые слова.

-остроклювый.

-белопёрый.

-длинноногий.

-тонконогий.

-большекрылый.

Дети отвечают.

Дети ставят аиста в гнездо

Дети выкладывают фишки на стол, говорят, какое задание вызвало у них затруднения.

Дети находят в гнезде яйцо, которое педагог подложил ранее.

Дети прощаются с аистом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...