Конспект занятия
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия по образованию сложных прилагательных.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Образование сложных прилагательных на лексическом материале темы «Перелётные птицы» (для детей 5 - 6 лет)
Цель занятия: формировать навык словообразования сложных прилагательных путём сложения основ.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
-активизировать словарь по лексической теме «Перелётные птицы»;
- закреплять обобщающее понятие;
-закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
-закреплять умение образовывать названия детёнышей с помощью суффикса -онок-;
-совершенствовать навыки словообразования: учить детей образовывать сложные прилагательные путём сложения основ,
-учить отвечать на вопрос полной фразой.
2. Коррекционно-развивающие:
-развивать слуховое и зрительное внимание, целостное зрительное восприятие, логическое мышление, память, навыки пространственной ориентировки;
-развивать умение анализировать выполненную работу и давать правильную оценку,
-развивать связную речь.
3. Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать правильную осанку;
-поощрять самостоятельное выполнение заданий, помощь товарищу;
-прививать основные правила поведения на занятиях: слушать товарищей и педагога, не перебивать.
Оборудование: предметные и разрезные картинки с изображением перелётных птиц, разрезные картинки перелётных птиц, картинки с изображением их птенцов, картонные прутья на магнитах, презентация «Голоса перелётных птиц», ноутбук, индивидуальные карточки для игры «Четвёртый лишний», карандаши.
Ход занятия:
Время | Деятельность логопеда | Деятельность детей | |
1. Организационный момент | |||
Вступительная беседа: - Ребята, а какое сейчас время года? - Какие изменения происходят в природе весной? - Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом занятии? - А сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые улетают в тёплые края, когда наступают холода. Как мы называем таких птиц? -Перелетные птицы на зиму улетают, а весной возвращаются, чтобы вывести птенцов. Сейчас птицы уже вернулись и строят гнёзда. Давайте подойдем к компьютеру и послушаем голоса перелетных птиц. Послушаем, как подаёт голос скворец А) Скворцы первыми возвращаются в родные края.. Они прилетают уже в марте. В народе говорится: «Скворцы прилетели, значит весна пришла!» Б) А эта птица –трясогузка, в народе ее называют «ледоломкой». Так говорят, потому что с её появлением начинает трескаться лёд на лужах и реках. Гнёзда трясогузка устраивает возле водоёмов и рек, потому что любит купаться. В) В первой половине мая возвращаются соловьи. Существует примета: «Соловьи запели, значит, весна расцвела». Гнездо соловьи устраивают на земле среди корней кустарника или в зарослях густой травы, оно очень рыхлое. Г) Эта птица – ласточка. Ласточки не умеют ходить по земле, они могут только летать. На лету они ловят мушек и даже пьют, пролетая низко над землёй. Народная примета гласит, что если ласточки летают низко – быть дождю. Так и есть, перед дождём насекомые начинают летать ближе к земле. Ласточки не боятся человека и строят свои гнезда под крышей домов, над окнами. Д) Посмотрите на эту птицу. Она называется кукушка. Кукушка летает быстро. У этой птицы есть одна особенность: кукушка не вьёт своего гнезда, не высиживает птенцов. Она подбрасывает свои яйца другим птицам, после чего сразу улетает на юг.. Е) Вы все знаете утку. Все утки - водоплавающие птицы, потому что растения, растущие около воды, водоросли и мелкие животные являются их основной пищей. Итак, мы послушали голоса перелётных птиц, как вы думаете, какая тема нашего занятия? -Да, сегодня мы будем говорить о перелётных птицах. А тема нашего занятия – образование сложных слов. Мы с вами будем учиться соединять два слова в одно. А ещё мы рассмотрим птенцов перелётных птиц, научимся их правильно называть. Для этого мы поиграем в компьютерную игру «Птицы и птенцы». Мы будем учиться образовывать слова с уменьшительным значением, для этого поиграем в игру «Большой - маленький». Также мы будем учиться собирать разрезные картинки, выделять лишний предмет и поиграем в игру «Четвёртый лишний». С помощью ноутбука мы послушали голоса перелётных птиц. Для остальных заданий у нас приготовлены разрезные картинки, картинки с изображением птиц и их детёнышей. На столах вы видите фишки для оценивания своей работы. Напомните мне, как мы будем оценивать себя. Правильно. А ещё у нас есть вот такие веточки, прутья. Для чего они понадобятся, я вам сейчас расскажу. | -Весна -Тает снег, природа оживает, прилетают птицы -Мы говорили о зимующих птицах - Это перелётные птицы. Дети слушают голоса перелётных птиц, рассматривают их изображения. Тема нашего занятия: «Перелётные птицы» С помощью фишек.Если всё получилось, выбираем красную фишку, если в чём-то понадобилась помощь – жёлтую, если что-то не получилось, но обязательно получится в следующий раз – выбираем зелёную фишку. | ||
2. Основная часть | |||
- Посмотрите, ребята, какое гнездо оставил аист (на доске появляется аист и сломанное гнездо). Что же случилось с гнездом? -Аист вернулся в своё гнездо. А жить и вывести птенцов в нём нельзя. Что мы можем сделать, чтобы помочь аисту? - Правильно Нам нужно будет собрать гнездо из частей. За каждое выполненное задание я буду давать вам часть гнезда - вот такой прутик. 1. Игра «Птицы и птенцы» Посмотрите, у каждого на столе лежит конверт, откройте его. Составьте из частей целую картинку. У вас получились картинки с изображением птиц. Какая птица у вас получилась? Напомните мне ещё раз, как называются эти птицы? Все птицы очень красивые и разные. И у всех птиц есть птенцы.Давайте поможем птице найти птенца. Для этого мы поиграем в компьютерную игру. -Дима, выходи к столу. Какую птицу ты собрал? - Подойди к компьютеру, найди грача и его птенца.
- А как мы назовём птенца грача? Вспомните, как мы учились называть детёнышей животных и попробуйте назвать детёнышей птиц. Аналогичная работа проводится с остальными детьми. - Ребята, вы помогли всем птицам найти птенцов. Я отдаю вам по одному прутику. Отремонтируйте гнездо. Возьмите фишку и оцените себя. По ходу оценивания педагог уточняет, почему ребёнок выбрал ту, или иную фишку. 2. Игра «Назови ласково» На доске изображения скворца и скворчонка. Ребята, давайте вспомним название частей тела птиц и назовём части тела большого скворца и его птенца - скворчонка. Я буду называть часть тела взрослой птицы, а вы назовите часть тела птенца. У скворца большой клюв, а у скворчонка маленький … ?
У скворца большой глаз, а у скворчонка маленький….? Аналогичная работа проводится по остальным частям тела птиц (крыло, лапа, перо, голова, коготь, хвост). -Ребята, и с этим заданием вы справились. Я отдаю вам по одному прутику. Отремонтируйте гнездо. Затем возьмите фишку и оцените себя. По ходу оценивания педагог уточняет, почему ребёнок выбрал ту, или иную фишку. 3. Игра «Какой? Какая?» На доске появляются картинки с изображением аиста, грача, лебедя, журавля, цапли. Мы назвали части тела птиц, а теперь назовём главные отличительные признаки птиц. Ведь они все отличаются по внешнему виду. А для этого мы будем учиться два слова соединять в одно. Давайте подумаем, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв. Для этого нам нужно соединить два слова: длинный и клюв в одно. И у нас получится новое слово: длинноклювый. Теперь попробуйте сами соединить слова, которые я назову. - У грача чёрные глаза. Как мы назовём грача? У цапли длинные ноги. Она... У утки короткие лапы. Она... У соловья жёлтый клюв. Он... Педагог предлагает образовать ещё несколько слов путём сложения основ. При необходимости, он помогает детям. Ребята, и с этим заданием вы справились. Я отдаю вам прутики. Возьмите фишку и оцените себя. По ходу оценивания педагог уточняет, почему ребёнок выбрал ту, или иную фишку.
Педагог предлагает детям разделиться на команды и собрать картинку с изображением птицы. (на столах две разрезные картинки птиц). Нужно взять одну деталь, добежать до панно, прикрепить деталь, вернуться обратно. Следующую деталь должен прикрепить следующий ребёнок их команды. и т.д. 5. Игра «Кто лишний» Ребята, а теперь мы будем работать в парах. Садитесь за столы. У каждой пары на столе карточки с изображением птиц. Лишнюю птицу обведите в кружок и объясните свой выбор. Ребята, вы справились и с этим заданием. Я отдаю вам по последнему прутику для гнезда. Возьмите фишку и оцените себя. По ходу оценивания педагог уточняет, почему ребёнок выбрал ту, или иную фишку. | - Гнездо сломано -Мы можем починить гнездо. Дети собирают картинки с изображением птиц: скворец, утка, лебедь, кукушка, грач. Дети называют свою птицу: «У меня скворец» и т.д. -Это перелётные птицы. Я собрал грача. Ребёнок находит подходящие картинки. Птенец грача - грачонок. Дети берут прутики и укрепляют их на доске. Затем выбирают фишку нужного цвета для оценивания своей работы. У скворчонка маленький клювик. У скворчонка маленький глазик. Дети берут прутики и укрепляют их на доске. Затем выбирают фишку нужного цвета для оценивания своей работы. Грач черноглазый. Дети отвечают: Цапля длинноногая. Утка коротколапая. Соловей жёлтоклювый. Дети берут прутики и укрепляют их на доске. Затем выбирают фишку нужного цвета для оценивания своей работы. Дети выполняют задание. Дети выполняют задание и объясняют. Например: «Я обвёл в кружок снегиря, потому что это - зимующая птица, а остальные птицы - перелётные. Дети берут прутики и укрепляют их на доске. Затем выбирают фишку нужного цвета для оценивания своей работы. | ||
3. Заключительный этап | |||
Наше занятие заканчивается. Давайте вспомним, о ком мы сегодня с вами говорили? Что нового вы узнали? Правильно. Для этого мы с вами учились два слова соединять в одно слово. Давайте вспомним как мы образовывали такие слова. Я предлагаю вам послушать новые словечки и соединить их: У аиста острый клюв. Он... У аиста белые перья. Он... У аиста длинные ноги. Он... У аиста тонкие ноги. Он... У аиста большие крылья. Он... Какие ещё упражнения мы сегодня выполняли? Ребята, пока мы выполняли эти задания, мы ещё чинили гнездо для аиста. Оно готово. Давайте посадим аиста в новое гнездо. Свою работу мы оценивали. Посмотрите на свои фишки. У кого все фишки красного цвета поднимите руки? Замечательно! Ты выполнил все задания самостоятельно. У кого одна или две фишки жёлтого цвета? Что сегодня для тебя было трудным? В чём понадобилась помощь? А у кого-нибудь есть зелёные фишки? Вы все сегодня старались. Если что-то и было трудным, вы все равно справились с заданием. На следующем занятии мы продолжим разговор о перелётных птицах, повторим эти трудные слова и будем учиться составлять рассказ-описание. Сюрпризный момент: Посмотрите, а что появилось в гнезде? Аист говорит вам спасибо за помощь. Сейчас мы попрощаемся с ним, пусть он спокойно выводит птенцов. | Мы говорили о перелётных птицах, Мы узнали новые слова. -остроклювый. -белопёрый. -длинноногий. -тонконогий. -большекрылый. Дети отвечают. Дети ставят аиста в гнездо Дети выкладывают фишки на стол, говорят, какое задание вызвало у них затруднения. Дети находят в гнезде яйцо, которое педагог подложил ранее. Дети прощаются с аистом. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...
