Конспект индивидуального логопедического занятия для детей подготовительной группы “Автоматизация звука Р”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Насифуллина Ирина Викторовна

В процессе данного логопедического занятия решаются следующие задачи:

Образовательные:

  •  закрепление правильного произношения звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях , чистоговорках;
  • уточнение артикуляции звука [Р];
  • уточнение  характеристики звука Р; развитие фонематической базы;
  •  формирование  навыков анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
  •  закрепление зрительного образа буквы [Р];
  • расширение словарного запаса
  • коррекция лексико-грамматического строй речи.

Развивающие:

  • развитие мимической и артикуляционной мускулатуры ребенка;
  • развитие пространственного и зрительного восприятия;
  • формирование правильного речевого дыхания;
  • развитие  зрительного и фонематического  восприятия, памяти, мышления, тонкой, общей и артикуляционной  моторики, координации речи с движением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад № 51 Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия

для детей подготовительной группы

“Автоматизация звука Р”

Составила: учитель-логопед

Насифуллина И.В.

Санкт-Петербург 2025 г.

Тема: «Пес-Барбос»

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

• Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях , чистоговорках;

• Уточнить артикуляцию звука [Р];

Дать развернутую характеристику звука Р;

Развивать фонематическую базу;

• Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;

• Закрепить зрительный образ буквы [Р];

Расширять словарный запас;

Корректировать лексико-грамматический строй речи.

Развивающие:

• Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;

Развивать пространственное и зрительное восприятие;

Формировать правильное речевое дыхание;

• Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

• формирование положительной установки на участие в занятии;

• формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Стимулировать речевую активность

Оборудование:

  • Зеркало;
  • Интерактивная доска, маркерная доска

• мягкая игрушка “пес – Барбос”;

Картинка с большой буквой Р;

• предметные картинки со звуком Р;

• разноцветные коробочки (зеленая, розовая, синяя)

  • Клубочек ниток
  • Маркеры

Ход занятия

1. Организационный момент

Алиса, сегодня у нас не обычное занятие к нам пришли гости. А кто к нам пришел, мы должны угадать! Посмотри, у на 3 коробочки- синяя, розовая и зеленая! В одной из этих коробок кто-то есть. А, чтобы узнать в какой коробке наш гость, мы должны пройти волшебный лабиринт, и в этом нам поможет волшебный клубок. (на интерактивной доске изображение лабиринта.) К какой коробочке приведет нас клубочек, значит там и есть наш гость. (Клубок приводит к розовой коробочке). Ребенок открывает ее и там герой-это пес Барбос. Он грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить. Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения.

А у Барбоса есть язычок? Тогда давай расскажем ему историю про язычок и его друзей.

2. Артикуляционная гимнастика

Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко (высовывание языка). Посмотрел наверх и вниз (“качели”), посмотрел по сторонам (“часики”), почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“парус”), подул ветерок (“дыхательные упражнения”) и кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“змея”). Со змеей поиграл и дальше побежал. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой. Сел на машинку, завел мотор и вернулся домой (“мотор”).

3. Игра “Отгадай – ка”

Логопед говорит загадки, после каждой отгадки выставляет соответствующую предметную картинку.

- Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).

- Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,

Рыбные котлеты, салаты, винегреты? (Повар)

- Как под солнышком созреет –

Красный цвет тогда имеет.

Наш знакомый с давних пор,

Этот сладкий … (Помидор)

- Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-сережках.

Ей не скажешь слово “брысь”,

Потому что это… (Рысь)

Логопед просит сказать, какой звук слышится во всех словах (звук Р).

4. Сообщение темы занятия.

Ребенок смотрит в зеркало и произносит звук [р] (губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя создает вибрацию. Логопед предлагает дать характеристику данному звуку: Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы). А еще какой звук [р]? (Твердый, звонкий, обозначается синим цветом). На письме звук Р обозначается буквой Р (картинка).

Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова)

#1048;нтерактивное упражнение. Найди место звука Р в слове.

6. Физкультминутка

Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

7. Игра “Что пропало?”Логопед выкладывает картинки (горох, ворона, рак, перо, топор). Ребенок четко произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и сказать, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза).

8. Звуковой анализ и синтез.

Логопед предлагает ребенку составить схему слова “рак”.

Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? (звук Р), какой звук второй? (звук А), какой звук третий? (звук К).

Логопед просит слово обозначить цветовыми символами звуков.

9. Игра “Доскажи словечко”

Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой можно найти недостающие слова.

Он высокий словно шкаф,

А зовут его ... (жираф).

Удивленно смотрит Люда

На горбатого…(верблюда)

Вот так чудо- огород,

мы стоим разинув …(рот).

В сильный холод января

Ёжика спасет …(нора).

10. Подведение итогов занятия.

Логопед предлагает ребенку вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать ему характеристику. Логопед оценивает работу ребенка.

Как рад Барбос. Теперь и он умеет рычать как взрослый пес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы "Автоматизация звука С"

В конспекте сделан подбор интересных игровых технологий, которые увлекают и мотивируют ребёнка к выполнению заданий, что даёт положительный результат....

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной группы. Автоматизация звука [Р] в слогах. Лексическая тема: Животные жарких стран

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной группыТема: Фонетико-фонематическая: автоматизация звука [Р] в слогах.Лексическая тема: Животные жарких странЗадачи:1. Автоматиз...

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы: автоматизация звука-Ш, "В гостях у змейки Шуши"

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы "В гостях у змейки Шуши"Цель: автоматизация звука –ШЗадачи:Закрепить артикуляцию звука –Ш.Продолжить развивать ...

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением элементов биоэнергопластики в подготовительной группе: «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах».

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением элементов биоэнергопластики в подготовительной группе: «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах»....

Конспект подгруппового логопедического занятия для подготовительной группы "Автоматизация звука "Р" в слогах, словах, предложениях и коротких фразах".

Предлагаемый план-конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Р" в слогах, словах, предложениях и коротких фразах".рассчитан на подгруппу детей обучающихся вподготовител...

Конспект индивидуального логопедического занятия для ребёнка подготовительной группы. " Автоматизация звука [Р]".

Конспект  индивидуального логопедического занятия:  Тема: «Автоматизация звука [Р]»Цель: автоматизировать звук [Р] в речи.Задачи:Коррекционно-образовательные: - продолжать выраба...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе: Автоматизация звука [л]

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе: Автоматизация звука [л]...