конспекты занятий
план-конспект занятия по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

И.Полушкина.

Конспекты занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Звук [с]

Занятие №1

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [c]; развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений; развитие уверенности в своих силах; анализ звукового сочетания, состоящего из нескольких гласных; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркала, набор для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа.

2. Показ логопедом правильной артикуляции звука [c].

Логопед длительно произносит звук [c] («песенка» водички) и обращает внимание на положение органов артикуляции. При произнесении звука [c] губы в улыбке, зубы видны, кончик языка широкий, находится за нижними зубами. Воздушная струя узкая, холодная, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

3. Артикуляционная гимнастика

«Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

4. Развитие фонематического слуха.

Игра «Повтори правильно» (рот закрыть экраном):

па - па - та по - по - то па - по - пу

па - та - па по - то - по по - па - пу

та - па - па то - по - по па - пу - по

та - та - па то - то - по по - пу - па

5. Анализ звуковых сочетаний АУ.

- Сколько звуков я произнесла?

- Назови первый звук. Назови второй звук.

АУИ, УАИ, ИУА (аналогично).

6. Подведение итогов занятия.

Занятие №2

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [c]; развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений; развитие уверенности в своих силах, анализ звукового сочетания, состоящего из нескольких гласных; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [с] логопедом.

3. Артикуляционная гимнастика

«Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

4. Упражнения на развитие фонематического слуха.

Игра «Повтори, не ошибись»:

ка-ка-га па-па-ба

ка-га-ка па-ба-па

га-ка-ка ба-ла-ба

га-ка-га ба-ба-па

Игра «Что лишнее?»

па-па-па-та

ка-ка-ка-ку

та-та-та-ка

ко-ко-ко-ка

ма-ма-ма-му

5. Анализ и синтез сочетаний типа: АУ, ИУА, ОУИ.

6. Подведение итогов занятия.

Занятие №3

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [c]; развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений; развитие уверенности в своих силах, развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [с] логопедом и беззвучная артикуляция детьми.

3. Артикуляционная гимнастика

«Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

4. Постановка звука [с].

Игра для вызывания и уточнения произношения звука [с] «Насос»

5. Игра на развитие фонематического слуха «Не ошибись»!

Хлопнуть в ладоши, услышав звук [с] в слове:

кот, мак, сом, санки, танк, самолёт, тыква, сок, усы.

Отобрать картинки, в названии которых слышится звук [с].

6. Подведение итогов занятия.

Занятие №4

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [c]; развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений; развитие уверенности в своих силах, развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [с] логопедом и беззвучная артикуляция детьми.

3. Артикуляционная гимнастика «Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

4. Постановка звука [с].

Игра для вызывания и уточнения произношения звука [с] «Насос» (вызывание и уточнение произношения звука [с]).

5. Игра «Насос» с одновременным договариванием последнего звука:квассс носсс уссс весссбассс подноссс фокуссс утессс

ананассс пёссс фикуссс мыссс

6. Игра на развитие фонематического слуха «Не ошибись»!

Повторение оппозиционных слогов:

ва - ва - фа ва - во - фа

ва - фа - ва ва - ву - фа

фа - ва - ва ва – вы - фа

фа - ва - фа ва - ва - фа

7. Звуковой синтез и анализ звуковых сочетаний: АУИ, ОАУ, АИ.8. Подведение итогов занятия.

Занятие №5

Цель: автоматизация звука [с] в слогах; развитие мотивации, стремления к преодолению звуковых нарушений; развитие фонематического слуха; развитие контроля, уверенности в своих силах.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [c] логопедам и беззвучная артикуляция детьми.

3. Артикуляционная гимнастика «Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку». «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

4. Проговаривание за логопедом слогов:

са-са-са са-са-со аса-асо

со-со-со са-со-са аса-асу

су-су-су со-са-са аса-асы

сы-сы-сы со-са-со аса-аса

5. Игра с мячом с одновременным договариванием последнего слога.

са: о-са сы: о-сы ко-сы

ко-са бу-сы ка-ссы

ли-са у-сы ма-ссы

ка-сса но-сы ли-сы

ма-сса ве-сы

6. Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук [с]:

Оса, кот, мак, лиса, танк, бусы, туфли, сок, липа, самолёты, пальто, сапоги.

7. Звуковой анализ и синтез слогов: СА, СЫ.

8. Подведение итогов занятия.

Занятие №6

Цель: автоматизация звука [с] в слогах; развитие мотивации, стремления к преодолению звуковых нарушений; развитие контроля, уверенности в своих силах, фонематического слуха.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [с] логопедом и беззвучная артикуляция детьми.

3. Артикуляционная гимнастика «Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку». «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

4. Проговаривание за логопедом слогов:

со - со - со су - со - су асо - асу

со - со - су су - су - со асу - асо

су - су - со со - су - со ису - исо

5. Игра с мячом с одновременным договариванием слогов.

- Мы увидели:

ли - су ко - су

о – су ма - ссу

ка - ссу коле - ссо

6. Звуковой анализ и синтез слогов: ОС, СУ, СО.

7. Подведение итогов занятия.

Занятие №7

Цель: автоматизация звука [с] в слогах; развитие мотивации, стремления к преодолению звуковых нарушений; развитие фонематического слуха, контроля, уверенности в своих силах.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [с] логопедом и ребёнком.

3. Артикуляционная гимнастика «Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

4. Проговаривание за логопедом обратных слогов:

ас - ас - ос ас - ус - ас ис - ес - яс

ас - ос - ас ас - ас - ус ис - яс - ес

ос - ас - ос ус - ас - ус ес - ис - яс

5. Закончить слова звуком [с], повторить все слово.

ква - с - квас ве - с - вес

ба - с - бас пё - с - пёс

анана - с - ананас уте - с - утёс

у - с - ус подно - с - поднос

6. Упражнение на развитие фонематического слуха.

па - па - па - са пу - пу - пу - су ап - ап - ас

по - по - по - со пы - пы - пы - сы оп - оп - ос

уп - уп - ус

ип - ип - ис

7. Анализ слова усы.

8. Подведение итогов занятия.

Занятие №8

Цель: автоматизация звука [с] в слогах; развитие мотивации, стремления к преодолению звуковых нарушений; выполнение звукобуквенного анализа и синтеза слова; развитие контроля, уверенности в своих силах; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [с] логопедом и ребёнком.

3. Артикуляционная гимнастика «Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы». «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

4. Повторить за логопедом слоги со стечением согласных:

ста-сто ска-ско спа - спо сна-сно

ста-сту ска-ску спа-спу сна-сну

ста – сты ска – скы спа – слы сна - сны

сма – смо сма – сму сма – смы

сла-слу сла – слы сла - сло

ста - ста – сто ста - ста – сту ста - ста - сты

5. Дифференциация слогов на слух.

Поднять руку, услышав слог со звуком [с].

(Са, за, со, цу, ца, сы, со, эу, зы, са...)

6. Анализ слова осы.

7. Подведение итогов занятия.

Занятие №9

Цель: автоматизация звука [с] в словах; развитие мотивации, стремления к преодолению звуковых нарушений; развитие фонематического слуха, контроля, уверенности в своих силах.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа, предметные картинки.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Артикуляционная гимнастика «Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

3. Закрепление правильного произношения ребёнком звука [с] в словах.

Отражённое повторение за логопедом.

са

сам Савва сапоги

сами сад самокат

сан садик самолёт

Саня соха салат

сани сайка сабли

санки софа салют

со

сом соты носок

сон соль поясок

сон соболь осока

сода песок босой

совы кусок высокий

соки лесок колесо

4. Игра «Звуковая дорожка».

Закрепление правильного произношения звука [с] в словах со слогами СА, СО:

1 сойка, 2 сойки, 5 соек; 1 соболь, 2 соболя, 5 соболей.

5. Упражнение в развитии фонематического слуха. Повторение за логопедом слогов:

са - са - со са - со - со

со - со - са со - са - са

6. Подведение итогов занятия.

Занятие №10

Цель: автоматизация звука [с] в словах; развитие мотивации, стремления к преодолению звуковых нарушений; развитие фонематического слуха; развитие контроля, уверенности в своих силах.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа, предметные картинки.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Артикуляционная гимнастика «Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

3. Закрепление правильного произношения звука [с] в словах.

Отражённое повторение за логопедом.

Су Сы

сук сухой сукно сын усы

суп сумма судак сыт осы

суд суета судно сынок косы

сундук сумка суббота сытно весы

сухо сутки суфле сыпь бусы

4. Игра «Лесенка». Закрепление правильного произношения звука [с] в словах (самостоятельное называние слов по картинкам).

Суп, сук, сумка, судак, сундук, сын, сыр, сынок, сыч.

5. Закрепление произношения звука [с].

Закончить предложения словами со звуком [с]. (Работа с картинками.)

На сухой сосне... (сук).

У Сени есть... (собака).

Мама готовит фасолевый... (суп).

Саня заботится о ... (собаке).

У Сани новая ...(сумка).

Саня любит свою... (собаку).

В лес мы поедем в... (субботу).

Саня гордится своей... (собакой).

Соня любит творожное... (суфле).

Саня торопится к... (собаке).

6. Деление слов на слоги.

Сом, совы, сумка, сын, сукно, сыпь, сундук.

7. Подведение итогов занятия.

Занятие №11

Цель: автоматизация звука [с] в словах; развитие мотивации, стремления к преодолению звуковых нарушений; развитие фонематического слуха; развитие контроля, уверенности в своих силах.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа, предметные картинки.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Артикуляционная гимнастика «Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

3. Закрепление правильного произношения звука [с] в словах.

Отражённое повторение за логопедом.

а) оса-осы фасон писать

коса-косы фасад писатель

лиса-лисы песок кусать

касса-кассы посуда усатый

масса-массы сосуд

б) стая сто стук хвосты

стайка стон ступка мосты

стакан стоп ступня кусты

стадо стопка ступенька листы

станок стойка стул аисты

леска слава весна тесно

маска слабый десна ясно

каска слоги сноп сосны

сказка слово снопы дёсны

ласка слон вкусно сны

4. Самостоятельное называние слов со звуком [с] по картинкам:

1 стакан, 2 стакана, 5 стаканов.

(Хвост, мост, аист, маска, скамейка, слон, сосна.)

5. Развитие фонематического слуха. Игра «Повтори правильно». Запомнить и повторить 3 слова:сом - сон - сок; бусы - косы - усы;

сани - сапоги - самолёт; суп - сук - сумка.

6. Подведение итогов занятия.

Занятие №12

Цель: автоматизация звука [с] в словах; развитие мотивации, стремления к преодолению звуковых нарушений; развитие контроля, уверенности в своих силах; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа, предметные картинки.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Артикуляционная гимнастика «Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

3. Закрепление правильного произношения звука [с] в словах.

Отражённое повторение за логопедом.

квас фокус плюс пёс

бас фикус флюс мыс

ананас мусс овёс лес

нос ус навес вес

поднос кумыс утёс плюс

4. Что у Сани?

У Сани 1 ананас (1 поднос, 1 фикус).

- Где слышится звук [с] в словах ананас, поднос, фикус?

5. Упражнение в произнесении слов со звуком [с]. Игра «Добавь слово».

Соня льет вкусный... (квас).

У нас погас... (газ).

У Сани расписной... (поднос).

Перед нами осенний... (лес).

А это сосновый... (лес).

У дома кусачий... (пес).

6. «Звуковая дорожка». Называние слов со звуком [с] в конце слова (работа с картинками).

Квас, ананас, нос, поднос, ус, фикус, овёс, пёс, лес.

7. Подведение итогов занятия.

Занятие № 13

Цель: автоматизация звука [с] в предложениях; развитие мотивации, стремления к преодолению звуковых нарушений; развитие контроля, уверенности в своих силах; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа, сюжетные картинки.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Произнесение звука [с] в предложениях. (Повторение за логопедом с опорой на картинки.)

Суп с фасолью - фасолевый суп.

Суп с соей - соевый суп.

Сосны в лесу - сосновый лес.

Бусы из фасоли - фасолевые бусы.

Сок из капусты - капустный сок.

Суп из мяса - мясной суп.

Сок из ананаса - ананасовый сок.

3. Упражнение о словообразовании.

Пианино - пианист. Танк - танкист. Футбол - футболист.

Хоккей - хоккеист. Баян - баянист.

4. Упражнение в образовании сложных слов.

Сам летит - самолёт.

Сам сваливает - самосвал.

Сам катится - самокат.

Пыль высасывает - пылесос.

Листья падают - листопад.

5. Упражнение в распространении предложений.

Это сухой сук. На сосне сухой сук. На высокой сосне сухой сук.

В небе самолёт. Высоко в небе самолёт. Самолёт идёт на посадку.

6. Определить место звука в слове.

Сом, квас, сумка, усы, поднос, самолет.

7. Подведение итогов занятия.

Занятие №14

Цель: автоматизация звука [с] в предложениях, чистоговорках, стихах; развитие мотивации, стремления к преодолению звуковых нарушений; развитие контроля, уверенности в своих силах; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа, сюжетные картинки.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Повторение за логопедом чистоговорок, стихов.

Са - са - са - Летает оса.

Су - су - су - Поймали осу.

Сы - сы - сы - У осы усы.

Са - са - са - На носу у пса оса.

Со - со - со - У Сони колесо.

Гусаки

Идут песком,

Гусак с гусаком.

Глядит свысока

Гусак на гусака.

У Сысоя усы от носа до пояса.

У Сани сани едут сами.

3. Составление предложений из данных слов (с опорой на картинки)

Саня, стоять, мост, на.

Под, сосна, стоять, скамейка.

Над, кусты, летать, осы.

У, сом, усы.

У, танк, танкист.

4. Развитие фонематического слуха. Хлопнуть в ладоши в ответ на произнесение логопедом:

а) слога со звуком [с];

б) слова со звуком [с].

Са, ша, со, чо, ща, са, ца, са, ща, са, са или: щётка, цапля, санки, завод, оса, майник, сын, сукно...

5. Подведение итогов занятия.

Занятие №15

Цель: автоматизация звука [с] в текстах; формирование умения пересказывать; развитие мотивации, стремления к преодолению звуковых нарушений; развитие контроля, уверенности в своих силах; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа, сюжетные картинки.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Пересказ рассказа. Учить детей:

а) рассматривать картинку, замечать в ней самое главное;

б) не только перечислять предметы и объекты, но и отвечать на поставленные вопросы полным предложением;

в) составлять на основе образца небольшой рассказ.

Сад.

Вот новый высокий дом. У дома сад. В саду липы и высокие сосны. В саду стоят скамейки. У скамейки сальвии и маки. Соня и Саня гуляют в саду. Они сами поливают сальвии и маки.

3. Подведение итогов занятия.

Звук [с']

Занятие №1

Цель: подготовка артикуляционного, аппарата к постановке звука [с']; постановка звука [с']; развитие стремления к преодолению имеющихся нарушений; развитие уверенности в своих силах; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркало, наборы фишек.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Артикуляционная гимнастика

«Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

Каждое упражнение проводить сначала медленно под счет (до 10 раз, на последующих занятиях до 20 раз). Следить за точностью выполнения упражнения, вырабатывать плавность, силу, темп.

(Вначале движение производить замедленно, отстукивать рукой или под счет, затем темп можно ускорить.)

3. Постановка звука [с']. Показ правильной артикуляции звука, произнесение звука [с'] логопедом.

При произнесении звука [с'] надо шире улыбнуться, так как, оттягивая углы рта назад, мы способствуем большему продвижению языка вперед и смягчению звука. Постановка звука по подражанию.

4. Развитие фонематического слуха.

Поднять руку, услышав слог со звуком [с'].

Са, ся, оси, за, ца, си, ша, ся, ча, су, сю, тю, зу, цу, си, се, щи, сё, ся, тя, ся...

5. Подведение итогов занятия.

Занятие №2

Цель: автоматизация звука [с'] в слогах; развитие стремления к преодолению имеющихся нарушений; развитие уверенности в своих силах; развитие фонематического слуха, слуховой памяти, внимания.

Оборудование: зеркало, наборы фишек для звукового анализа и синтеза.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Артикуляционная гимнастика

«Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

3. Показ правильной артикуляции звука [с'] логопедом и детьми.

4. Автоматизация звука [с']:

а) в прямых слогах:

си - се - сё се - си - сю сю - си - се

си - се - сю сё - си - се сю - си - ся

се - си - сё ся - си - сё сю - си - се

б) в обратных слогах;

ась - ась - ось ась - ась - есь

ась - ась - усь ась - ась - ись

ась - ась - ясь ась - ись - ась

5. Развитие фонематического слуха.

Поднять руку, услышав слог (слово) со звуком [с']:

а)ся, тя, си, са, зи, ща, ша, се, со, ти, сю и т.д.

б)санки, тонь, зайка, Сима, замок, цапля, шапка, сеть, чайка, щука, василёк и т.д.

6. Подведение итогов занятия.

Занятие №3

Цель: автоматизация звука [с'] в слогах со стечением согласных; выполнение звукового анализа и синтеза слогов; развитие стремления к преодолению имеющихся нарушений; развитие фонематического слуха, слуховой памяти, внимания.

Оборудование: зеркало, наборы фишек для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Артикуляционная гимнастика

«Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»),

3. Повторение за логопедом слогов со стечением согласных:

сти - сте - стя спи - спе - спя сни - сне - сня

сти - стя - сте спи - спе - спю сни - сне - сню

сти - сте - стю спе - спи - спя сне - сни - сня

сти - стю - сте спе - спя - спи сне - сня - сни

сли - сле - слё сли - сле - сли сва - све - свя

сли - сле - сля сли - сля - сле сви - све - свю

ски - ске - скё - скя сми - сме - смё - смя

4. Развитие фонематического слуха. Хлопнуть в ладоши, услышав звук [с']:

Сева, Соня, Сима, Зоя, Люся, Саня, Вася, Уля, Муся, Зина.

5. Звуковой анализ и синтез слогов: СИ, ИС.

6. Подведение итогов занятия.

Занятие №4

Цель: автоматизация звука [с'] в словах; развитие стремления к преодолению имеющихся нарушений; выполнение звукобуквенного анализа и синтеза слова; разбитие фонематического слуха, слуховой памяти, внимания.

Оборудование: зеркало, наборы фишек для звукового анализа и синтеза,

предметные картинки.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Артикуляционная гимнастика

«Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»),

3. Автоматизация звука [с'] в словах.

Отражённое повторение за логопедом слов со звуком [с']:

сито такси сено семга Вася Муся

Сима сети семь Сёма Ася Тася

гуси Сева всё тесёмка Люся овсянка

Мы увидели: Асю, Люсю, Васю, Тасю, Мусю, Дусю.

4. Игра «Один и много».

Сеть - сети - сетей.

Семя - семена - семян.

Тесёмка - тесёмки - тесёмок.

5. «Звуковая дорожка».

Сито - осина - сети - сено - семь - василёк.

6. Звуковой анализ и синтез слогов: ИС, СИ; слова Сима.

7. Подведение итогов занятия.

Занятие №5

Цель: автоматизация звука [с'] в словах; формирование понятия о родственных словах; развитие стремления к преодолению имеющихся нарушений; развитие фонематического слуха, слуховой памяти, внимания.

Оборудование: зеркало, наборы фишек для звукового анализа и синтеза, предметные картинки.

Ход занятия:

1. Оргмомент. Постановка цели занятия.

2. Артикуляционная гимнастика

«Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»),

3. Автоматизация звука [с'] в словах.

Отражённое повторение за логопедом слов со звуком [с']:

сти спи сни ски

стиль спина снимок миски

стимул спинка сникнуть маски

стихи спит снимать ласки

стихия список басни куски

стильный спилить песни носки

сли

слив

слива

сливки

слиток

сливать

сма

смена

смета

сметана

смех

смелый

сви

свидание

свинка

свита

свиток

свить

4. Игра «Один - много».

Стих - стихи. Весть - вести. Песня - песни.

Новость - новости. Басня - басни. Слива - сливы.

5. Упражнение в назывании родственных слов.

Ребёнок называет слог сне-, логопед добавляет недостающую часть слова - снег.

Снеговик, снегурочка, снежинка, снегирь, снежок, снежная, снегопад.

6. Звуковой анализ слова гусь.

7. Подведение итогов занятия.

Занятие №6

Цель: автоматизация звука [с'] в словосочетаниях и предложениях; выполнение звукобуквенного анализа и синтеза слова; развитие стремления к преодолению имеющихся нарушений; развитие фонематического слуха, слуховой памяти, внимания.

Оборудование: зеркало, наборы фишек для звукового анализа и синтеза, сюжетные картинки.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Автоматизация звука [с'] в словосочетаниях (с опорой на картинки).

Синие васильки, семь гусей, листья осины, осиновые листья, синяя беседка, синее такси, осенние листья, ясеневые листья.

3. Автоматизация звука [с'] в стихах.

Мы сидим на лесенке,

И поём мы песенки.

Все поют, и я пою

Песню новую мою.

Все смеялись, веселились,

А потом плясать пустились.

Непоседа Васенька не сидит на месте.

Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

Есть усики у Васеньки, а на них сединки.

Хвост дугой у Васеньки

И пятно на спинке.

4. Игра «Добавлялки». Упражнение в распространении предложений.

Это васильки. Это синие васильки. У Симы синие васильки. У Симы и Люси синие васильки.

5. Звуковой анализ слова спаси.

6. Подведение итогов занятия.

Занятие №7

Цель: автоматизация звука [с'] в текстах; учить пересказывать текст с опорой на сюжетную картинку; развитие стремления к преодолению имеющихся нарушений; развитие фонематического слуха, слуховой памяти, внимания; развитие уверенности в своих силах

Оборудование: зеркало, наборы фишек для звукового анализа и синтеза,

сюжетные картинки.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Упражнение на развитие фонематического слуха.

Запомнить и повторить 3 слова со звуком [с'].

Сима - сито - сети.

Гуси - такси - осинка.

Гусята - лисята - лосята.

Вася - Ася - Люся.

3. Пересказ рассказа с опорой на сюжетную картинку.

Стёпин свисток

У Стёпы есть синий свисток. Стёпа носит его всюду. Всё свистит. Вот Стёпа как свистнет! Кот Васька под ноги к дяде Сене. А дядя Сеня нес в миске сметану. Сметала на Ваську. Васька весь в сметане.

- У кого есть синий свисток? Что делает Стёпа со свистком?

- Что сделал Стёпа? Что случилось с котом Васькой?

- Что нес дядя Сеня в миске? Что случилось со сметаной?

Пересказ рассказа.

4. Подведение итогов занятия.

Дифференциация звуков [с] и [с']

Занятие №1

Цель: дифференциация (различение) звуков [с] и [с'] в слогах, словах, предложениях; развитие фонематического слуха, слуховой памяти, внимания.

Оборудование: зеркало, наборы фишек для звукового анализа и синтеза, предметные картинки.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Различение звуков [с] и [с'] в слогах:

са - ся су - сю са - са - ся

со - сё сы - си со - со - сё

су - су - сю сы - сы - си

ста - ста - стя ска - ска - ски сна - сна - сни

сма - сма - сми сва - сва - сей спа - спа - спи

Са - ся - са - бегает лиса.

Са - ся - ся - песня вся.

Сы - си - си - сена накоси.

Усь - ус - усь - к нам подходит гусь.

3. Различение звуков [с] и [с'] в словах. Подбор существительных к прилагательным мужского и женского рода с опорой на картинки.

Синий - автобус, пылесос, василёк, пояс.

Синяя - беседка, коляска, скамейка, сумка.

Синие - васильки, сумки, пояса.

4. Автоматизация и дифференциация звуков [с] и [с'] в предложениях.

Отражённое повторение фраз за логопедом.

Пастух пасёт стадо. У Симы синий самолёт.

В лесу лиса и лисята. У Дуси синие бусы.

Сеня сено носит, Саня сено косит.

На носу у пса - оса. Спасите пса!

У Тоси новое сито. Десять совят на сосне сидят.

5. Подведение итогов занятия.

Занятие №2

Цель: закрепление правильного произношения и различение звуков [с] и [с'] в связной речи, формирование умения пересказывать; развитие фонематического слуха, слуховой памяти, внимания.

Оборудование: зеркало, серия картинок.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Автоматизация и дифференциация звуков [с] и [с'] в тексте (с опорой на картинки).

Составление и пересказ рассказа.

Кот васька

Саня и Семя поймали сома. Они отнесли сома домой и оставили его на скамейке. Кот Васька тут как тут. Васька хватает сома и уносит его под скамейку. Входит мама и видит: сидит Васька под скамейкой. А от сома остались одни кости. Всем досадно, а кот Васька сыт!

5. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...