Конспект мастер-класса для родителей
консультация по логопедии
«Обучение родителей приёмам артикуляционной и дыхательной гимнастик»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 города Судогда»
Конспект мастер-класса для родителей по теме:
«Обучение родителей приёмам артикуляционной и дыхательной гимнастик»
Подготовил учитель-логопед:
Баринова А.В.
Владимир 2025 г.
Цель: формирование родительской компетенции в вопросах преодоления речевых нарушений детей.
Задачи:
- Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
- Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики;
- Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
- Содействовать созданию коррекционно-развивающей среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка.
Участники: родители, дети, учитель-логопед.
Материал и оборудование: картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастик; артикуляционные профили звуков; столы, стулья; зеркала на каждого участника; мячик; карандаши.
Предварительная работа: Анкетирование родителей (выявление затруднений родителей по речевому развитию детей), беседы, индивидуальные консультации.
Введение
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Для того, чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Постоянные тренировки помогут укрепить органы речевого аппарата. Комплекс таких упражнений, направленный на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе, называется артикуляционной гимнастикой.
Результаты от упражнений артикуляционной гимнастики появятся быстрее, если ребенок будет тренироваться не только на занятиях с логопедом, но и дома с родителями.
Помимо органов артикуляции на развитие правильной речи влияет формирование речевого дыхания, которое часто нарушено у детей с проблемами речи.
Эффективность выполнения как артикуляционной, так и дыхательной гимнастик зависит от правильной техники выполнения.
Данный мастер-класс разработан для того, чтобы: а) родители осознали необходимость занятий дома;
б) родители получили практические навыки выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастик.
Основная часть
Приветствие.
- Здравствуйте! Мне очень приятно видеть Вас на нашей встрече. Сегодня она организована в рамках мастер-класса. И хочется сказать, что сегодня мы собрались для того, чтобы… (Родителям предлагается закончить фразу по своему усмотрению).
Вступительный этап.
- Для продуктивного знакомства, чтобы снять напряжение и скованность, предлагаю познакомиться поближе. Каждый взрослый, называя свое имя и имя ребенка, передает мячик соседу.
А теперь поиграем в игру «Слушай внимательно – выполняй старательно».
-Поднять правую руку вверх, кто считает, что у его ребенка нет проблем в речевом развитии.
-Поднять левую руку вверх, кто считает, что у его ребенка есть проблемы в речевом развитии.
-Вытянуть левую руку вперед, кто считает речь своего ребенка эмоциональной, выразительной.
-Вытянуть правую руку вперед, кто уверен, что речь ребенка будет чистой с четким произношением.
Это простое упражнение показывает не только, как вы понимаете речевую проблему своего ребенка, но и то, насколько трудно слушать и, в то же время выполнять задание. Теперь вы имеете представление, насколько это трудно делать нашим детям. Сегодняшняя информация поможет заботливым и думающим родителям заниматься с детьми артикуляционной гимнастикой в увлекательной игровой форме.
Мини-лекция «Гимнастика для язычка».
Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает гимнастика для языка. Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции, необходимые для правильного звукопроизношения.
Как вы думаете, что такое артикуляционная гимнастика? Нужна ли она нашим детям? Бытует мнение, что арт. гимнастика – это не столь важное, несерьезное занятие, которым можно и не заниматься. Однако это не так. Систематичное выполнение упражнений позволяет отрабатывать правильные положения языка, губ, мягкого нёба и мышц, которые задействованы при звукопроизношении. Специальные упражнения позволяют сформировать их согласованные и четкие действия.
Гимнастика состоит из:
- Статических упражнений – удержание губ, языка и щек в правильном положении. Помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата.
- Динамических упражнений – развивают гибкость, подвижность и другие навыки, необходимые для четкой речи. Результат достигается при помощи регулярных занятий, подразумевающих многократные повторения отдельных положений.
Ведущая роль по исправлению нарушенных звуков принадлежит логопеду, но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения. Необходимы дополнительные упражнения, которые могут использоваться родителями дома.
В начальный период гимнастику проводят перед зеркалом. Ребенок должен видеть, движения языка, губ. Мы, взрослые, проговаривая слова, не задумываемся, где находится наш язык. У нас автоматизирован навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести, этот автоматизм. Каждое упражнение выполняется по 5 – 7 раз. Лучше выполнять упражнения 3 — 4 раза в день по 3- 5 минут. Из выполняемых 2 -3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье берутся для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новое упражнение, лучше выполнять старые упражнения. Исходя из того, что мышление детей в большой степени носит наглядно- образный характер, артикуляционные упражнения связаны с определенными игровыми образами. Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
Игровой практикум «Гимнастика для языка».
Выполнение родителями артикуляционной гимнастики.
Сядьте удобнее, держа перед собой зеркало. Выполняем вместе упражнения, контролируя себя в зеркале
- Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз.
- Ползет мышка по стене: ПИ-ПИ-ПИ ЭЭЭЭЭ. Максимально
вытягиваем губы вперед, произносим УУУУ, и максимально растягивая, обнажая губы, произносим ЭЭЭЭ.
- Выполним упражнение «Футбол». Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У. Не забываем, что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.
- Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку».
- Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать данное положение. То же самое с правым уголком рта.
- Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.
- Упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
- Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.
- Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и
отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.
- А теперь скажите, какие у вас ощущения? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!
- Некоторые из вас спрашивают, можно ли поставить звук ребенку дома самостоятельно? Можно. Но логопеды не рекомендуют это делать. Каждый звук имеет определенный уклад органов артикуляции, свою эргономику произнесения.
Бывает, что родители неправильно ставят ребенку звук, и дети остаются с таким дефектом на всю жизнь. Поэтому артикуляционную гимнастику можно и нужно делать и в домашних условиях. Но постановка звука должна проходить только под руководством логопеда.
Мини-лекция «Речевое дыхание».
- Как вы думаете, какую роль играет дыхание в речи человека?
-Правильно, дыхание играет важную роль в жизни каждого человека. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Но правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной. Оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию, развитие голоса и дикции.
Что же такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.
Работа по формированию правильного дыхания – длительный и кропотливый процесс, который протекает в несколько этапов. На первом этапе логопед учит детей прислушиваться к собственному акту дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. В процессе дыхательной
гимнастики происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Ребенок должен научиться совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох.
Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.
С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания. Потренируемся, чтобы заниматься с ребёнком дома.
Игровой практикум.
- Упражнение «Раз, два, три – слово, фразу повтори» (работа в парах). Инструкция: На одном выдохе произнести от 1 до 5-6 слов:
делаем вдох – ах, делаем вдох – ах, как
делаем вдох – ах, как пахнет
делаем вдох — ах, как пахнет в саду
делаем вдох — ах, как пахнет в саду роза!
- Упражнение «Ныряльщики»
Инструкция: разводя руки в стороны, сделать вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делать выдох носом. Повторять упражнение не больше двух-трех раз.
- Упражнение «Карандаш, катись!»
Инструкция: на лежащий на краю стола карандаш необходимо подуть так, чтобы он укатился на другой край. В начальной позиции карандаш кладётся в 20 см от дующего.
Релаксация.
- В завершение нашей встречи упражнение на релаксацию «Радуга улыбается». Поднимаем руки через голову вверх над головой, как бы рисуем дугу радуги. Одновременно делаем медленный вдох. На выдохе широко улыбнемся. Произносим звук «С - С - С», опускаем плавно руки вниз.
Благодарю Вас за участие и сотрудничество!
Литература:
- Н.В.Нищева, «Весёлая артикуляционная гимнастика». – СПб.: ООО
«Издательство «Детство-пресс», 2018. – 32с.
- Н.В.Нищева, «Весёлая артикуляционная гимнастика 2». – СПб.: ООО
«Издательство «Детство-пресс», 2017. – 32с.
- И.А.Волошина, «Артикуляционная гимнастика для мальчиков». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016. – 32с.
- И.А.Волошина, «Артикуляционная гимнастика для девочек». – СПб.: ООО
«Издательство «Детство-пресс», 2016. – 32с.
- Л.П.Воронина, Н.А.Червякова «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа». – СПб.: ООО
«Издательство «Детство-пресс», 2015. – 80с.
- Воробьева Т.А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса с участием родителей «Новогодняя открытка»
Знакомство родителей с нетрадиционной техникой работы с пластилином. Обучение участников мастер-класса технике "пластилинография"....

конспект мастер-класса с участием родителей "Рождественский ангелочек"
Данная публикация поможет воспитателям организовать совместную деятельность родителей и детей по конструированию и ручному труду с использованием бросового материала, а так же - расширить представлени...

КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ АППЛИКАЦИИ ВАТОЙ) «ПТИЧКИ ЗИМОЙ»
Материал по развитию творческих способностей детей (с участием родителей), через использование нетрадиционной техники рисования....

Конспект мастер-класса с участием родителей в средней группе
Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством изготовления аппликации из цветной бумаги ...

Конспект мастер-класса для родителей и детей 6-7 лет «Часы. Мастерим сами».
Конспект мастер-класса для родителей и детей 6-7 лет«Часы. Мастерим сами»....

Конспект мастер-класса в средней группе по изготовлению «Эко-кормушка для зимующих птиц» (мастер класс с родителями)
план-конспект по мастер классу в (средней группе) с родителями и детьми....

Конспект мастер-класса работа с родителями
Конспукт мастер-класса. Работа с родителями. Медаль героя....
