Зима.Дикие жвотные
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
конспект занятия по развитию речи, подготовительная группа
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Зима. Дикие животные
Цель: расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий диких животных наших лесов.
Задачи:
- Коррекционно-образовательная:
- развитие мышления детей на материале описательных загадок
- автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
- развитие связной речи детей.
- закрепление умения составлять предложения с заданными словами по предложенной схеме.
- совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов.
- закрепление умения делить слова на слоги.
- закрепление умения из выделенных первых звуков составлять новое слово.
- развитие навыков чтения путем составления слов из слогов.
Коррекционно-развивающая:
- развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
- развитие памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия
Коррекционно-воспитательная:
- воспитание умения взаимодействовать друг с другом
- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к диким животным наших лесов
- Оборудование и материалы:
- предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением лесных зверей
- картинки лесных зверей, подвешенные под потолком
- интерактивная доска
- магнитная доска
- фишки для составления схемы слова
- картинки для дидактических игр "Где чей дом?", "Чьи это следы?"
- картинки для игры "Составь новое слово"
- ребусы
- простые карандаши и шариковые ручки на каждого ребенка
Лексический материал: медведь, лиса, заяц, еж, белка, волк, лось, кабан, барсук, берлога, логово, нора, дупло, дикие животные, лесные звери и т.д.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.
Логопед. Чтобы на занятии слышать все внимательно, надо делать массаж ушей старательно.
Улыбнулись.
Взяли наши ушки,
Тянем до макушки, (Тянуть указательным и большим
Тянем их старательно, пальцем верхние края ушей вверх)
Слушаем внимательно.
Тянем, тянем наши ушки,
Но уже не до макушки, (Тянуть боковые края ушей в стороны)
Тянем ушки в стороны,
Чтобы все запомнить здорово.
Тянем наши ушки снова, (Мочки ушей – вниз)
Четко произносим каждое слово.
Дыхательная гимнастика. Наращивание слов в предложении.
Логопед. Какое сейчас время года? Верно, зима! (Дети за логопедом повторяют глубокий вдох через нос и на выдохе произносят следующие фразы)
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый, пушистый снег.
Тихо падает белый, пушистый снег за окном.
Речевая гимнастика.
(Дети за логопедом произносят чистоговорки)
Су-су-су – мы увидели лису
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ла-ла-ла – в лесу белка жила.
Ся-ся-ся – в чаще видели лося.
Олк-олк-олк – в логове зимует волк.
Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.
Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь.
Гимнастика для глаз "Найди названного зверя".
(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением лесного зверя)
Логопед. Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.
2. Обобщение материала по теме "Дикие животные наших лесов". Развитие фонематического восприятия.
Логопед. Ребята, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.
(Ответы детей.)
Правильно, о диких животных наших лесов.
Назовите известных вам диких животных наших лесов (дети называют лесных зверей– медведь, лиса, волк, барсук, лось, заяц, еж, белка).
Логопед. Какие это животные? (Лесные, дикие) Где живут эти животные? (В лесу) Правильно. Все эти животные – лесные жители.
А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях этих животных. (дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах хлопками)
Слова: барсук, волк, лисенок, кабан, еж, медведица, белка.
Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о лесных жителях (дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(Еж)
Кто зимой холодной
Бродит серый, злой, голодный?
(Волк)
Зимой – беленький.
Летом – серенький.
Никого не обижает,
А сам всех боится
(Заяц)
Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко.
(Лось)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом.
(Белка)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса!
А зовут ее …
(Лиса)
Логопед. А теперь еще отгадайте загадки. Предлагаю сыграть вам в игру «Составь слово»
(дети выделяют первые звуки из слов, изображения которых представлены на картинках на магнитной доске и составляют из них новое слово)
Проводится звуко-слоговой анализ полученных слов (лиса, волк, кабан, лоси) и составляются их схемы с помощью разноцветных фишек (один ребенок выполняет задание на доске, другие – на своих рабочих местах)
3. Физминутка.
Логопед. А теперь мы отдохнем – в зимний лес гулять пойдем. (дети становятся в круг)
а) Массаж биологически активных зон.
Да-да-да
Наступили холода (потереть ладонями друг о друга)
Да-да-да (провести большими пальцами рук
Превратилась в лед вода по шее сверху вниз)
Ду-ду-ду
Я по снегу иду (растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды (растереть лоб движениями в стороны
На снегу есть следы от середины лба)
б) «Зимний лес» (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)
В зимний лес мы все пришли
И следы зверей нашли
Вот зайчишка в шубке белой
По полянке проскакал
И за кустик забежал
Ну а вот лиса-плутовка,
Не найдя пока еды
Тихо-тихо по снежочку
Ходит у норы
По сугробам серый волк
Пробежал и был таков
Из дупла, как из окошка
Выглянула белочка
Распушила серый хвост
Белочка-умелочка
Логопед раздает каждому ребенку по одной картинке из пары «след»-«жилище животного» из дидактических игр «Где чей дом? Чьи это следы?»
А теперь - не зевай
Где чей след?
И где чей дом?
Быстро угадай!
Дети должны найти парную картинку к своей у другого ребенка и образовать с ним пару (взять его за руку)
Пары картинок: лисьи следы - нора; волчьи следы - логово; медвежьи следы - берлога; беличьи следы – дупло; заячьи следы – заросли.
Логопед. Молодцы.
Логопед. Дети, смотрите, сколько животных на полянке, им надо помочь найти свои семьи, назовите маму и ее детенышей, и тогда они соберутся все вместе.
Игра «Собери семью»
лиса – лисята
лосиха — лосята
медведица – медвежата
волчиха — волчата
зайчиха – зайчата
барсучиха – барсучата
белка – бельчата
Логопед. Молодцы.
Логопед: Много животных собралось на поляне, давайте их сосчитаем
Игра «Сосчитай до пяти»
(Ответы детей)
Один медведь, два медведя … пять медведей.
Один ежонок, два ежонка … пять ежат.
Одна лисица, две лисицы … пять лисиц.
Один заяц, два зайца …пять зайцев
4. Развитие речи.
Логопед. А сейчас, ребята, давайте вспомним и прочтем стихи, в которых говорится о том, как лесные звери зимуют.
Спит зимой в берлоге бурый мишка,
под кустом дрожит зайчишка,
Лисичка рыжая – в норе,
ежик спит в сухой траве.
Волчица в логове сидит,
а белка из дупла глядит.
- Где ты, белочка, живешь,
Что ты, белочка, грызешь?
- На сосне в дупле пустом
У меня уютный дом.
- А мороз трескучий, злой
Не страшит тебя зимой?
- Нет! Мороз трескучий, злой
Не страшит меня зимой.
Греет сильно серый мех,
Эта шубка лучше всех!
Логопед. Молодцы! Игра “Чего и кого много в лесу”.
Логопед Ребята, скажите чего и кого много в лесу? Отвечаем полным предложением
Дети: В лесу много деревьев, грибов, кустов, травы, животных, птиц и т.д.
Но чтобы ваши пальцы лучше вас слушались, давайте погреем их.
Пальчиковая гимнастика "Сидит белка на тележке"
Сидит белка на тележке. (Сжимание и разжимание пальцев обеих рук)
Продает она орешки: (Делают кружок указательным и большим пальцами)
Заиньке усатому, (Пальчиковое упражнение "Заяц")
Мишке толстопятому, (Стучат ребром ладони по столу)
Серому волчонку, (Пальчиковое упражнение "Волк")
Колючему ежонку. (Пальчиковое упражнение "Ёж")
5. Закрепление материала
Логопед. Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру "Четвертый лишний".
Волк, собака, лиса, заяц
Лиса, кабан, кошка, белка
Корова, заяц, лось, волк
Барсук, лошадь, белка, еж
Лось, кабан, лиса, собака
Медведь, барсук, лиса, еж.
Логопед. А теперь давайте решим ребусы и попробуем угадать, названия каких животных здесь зашифрованы.
Слова: волк, лиса, кабан, зайка
Логопед. Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями.
Рефлексия
А теперь давайте вспомним, кому что понравилось на нашем занятии.
6. Итог занятия.
Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...

Конспект ООД игра "Что? Где? Когда?" тема "Зима. Дикие животные зимой."
Конспект организованной образовательной деятельности представлен в форме игры "Что? Где? Когда?" тема "Зима. Дикие животные зимой."...

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по теме: «Зима. Дикие животные зимой»
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий.Занятие проходит в легкой,занимательной форме....

Развитие зрительного восприятия по теме "Зима. Дикие животные зимой".
Задачи:1.Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму и цвет, формировать действия с предметами;2.Различать, выделять и сравнивать величину предметов (путем наложения и...

Конспект организованной образовательной деятельности Игра «Что? Где? Когда?» Тема «Зима. Дикие животные зимой»
Конспект организованной образовательной деятельностиИгра «Что? Где? Когда?»Тема «Зима. Дикие животные зимой»Образовательная область «Речевое развитие»Подготовительн...
Беседа «Зима. Дикие животные зимой» (средняя группа)
Расширение знаний детей об обитателях леса, особенностях их жизни зимой....

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе на тему: «Зима. Дикие животные зимой».
Конспект с элементами нейро-гимнастики...
